Вот только и говорят, как ненавистна школа современному поколению. Как тяжело живётся учителям, зажатым электронными журналами, внеурочными разработками и различной бюрократической мишурой. Как тягостно детям, которым никак не даётся слог Чехова, тригонометрические функции и особенности Крепостного права. Как всё вообще зашло в тупик, из которого выбираться с каждым годом сложнее и сложнее.
Да, пусть говорят. Но мы-то с вами знаем, что не так страшна школа, как о ней принято писать! Есть ещё креативные и самоотверженные учителя, способные воспламенить юные души и заставить вскакивать из-за парты, чтобы выкрикнуть правильный ответ. Есть и ученики, которые забывают в сотый раз посмотреть на экран своего смартфона и ненадолго прислушиваются к тому, что происходит в классе. Бывает весьма интересно, увлекательно и оживлённо. Согласны? Школа – это как семья: бывают и срывы, и оскорбления, и хандра, но всё-таки все находятся вместе и идут к общей цели благополучия.
А вот чтобы дети реально воспринимали школу, как второй дом, нужно их вовлечь в общую деятельность. Причём, не принудительно и теоретически, а мудро и практически! Детям в любом возрасте важно самоутверждаться и отстаивать свою территорию. И если сделать их частью школы (активной и самостоятельной частью), наградить их обязанностями и дать чуть больше свободы, чем мы привыкли им давать, то можно добиться ошеломляющих успехов.
Вот пошёл класс на районные соревнования. Почему бы не заказать всем участникам футболки с логотипом? Это не самое большое вложение, зато сколько гордости у детей за то, что у них есть персональная форма! За то, что они часть команды и представляют интересы СВОЕЙ школы! Пришёл класс с победой и поражением, - не забудем наградить их. Похвалить каждого, вручить сувениры с логотипом. Пусть ребята знают, что выступали они не просто так, а поддерживали честь школы. Они же её главные представители! Одним словом, играть нужно не только на азарте, но и на сопричастности, которая очень важна. У начальной школы один уровень, у подростков – другой. Но и тем, и другим необходимо быть частью команды. Даже самым одиноким и нелюдимым людям важно знать, что они окружены социумом. Это инстинкт, который никто не отнимал у человека. Даже цивилизация.
Интересная идея - рюкзаки с логотипом. Правда, тут нужно быть осторожным и не лишать молодёжь права на проявление индивидуальности. Возможно, есть смысл вынести предложение на школьный суд, устроить голосование или придумать какую-нибудь форму опроса. Обижать меньшинство тоже не следует: пусть носят сумки, какие хотят. Просто дайте им возможность прикрепить значок с названием школы или класса. Захотят – сделают, нет – ничего страшного. Наша задача стать не врагами, ограничивая и критикуя, а друзьями, предлагающим объединиться во имя общих задач.
Разумеется, не все оценят идею единства. Это абсолютно нормально, и не нужно зацикливаться на том, чтобы всех причесать одной идеей. Школа – это коллектив. А коллектив – это люди, разные, интересные и свободные. Упор следует делать на то, что у всех этих людей есть некий личный островок, за который они в ответе. А это значит, что они имеют право знать, как идут дела, и решать наиболее важные вопросы. Больше самостоятельности, меньше рамок, - и вот уже школа превращается не в тюрьму, а в дружескую беседку, куда приятно зайти и провести несколько часов за приятной и плодотворной беседой. Как думаете, возможно такое? |