Сказки пришли к нам из глубины веков, с точностью определить время их рождения очень сложно. Сочинённые народными сказателями, чудесные истории передавались из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать.
Сказка - одна из наиболее популярных и любимых жанров в фольклоре. Вид фольклорной прозы, известный у всех народов, древнейший народный жанр литературы, даже несбыточная повесть или сказание.
В словаре И. В. Даля, сказка употребляется, как вымышленный рассказ, небывалая, даже несбыточная повесть или сказание.
В словаре С. И. Ожегова, сказка употребляется, как повествовательное, обычно народно поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
В "Большой Энциклопедии" сказка раскрывается, как эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Н. Толстой указывал на то, что сказка это великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
Также сказками называются общенародные устные произведения, в которых изображаются приключения фантастических героев. В древности они назывались "баснями" и "байками". Рассказчики до сих пор называются в народе "баянами", "баянами" и "базарами".
А вот, по словам В. А. Сухомлинского "Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений".
Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает всё дошкольное детство и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром важнейших общечеловеческих и моральных ценностей и со всем окружающим миром, в целом. Через сказки взрослые передают подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи.
Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям. Опыт сказочных героев учит детей тому, как нужно или нельзя поступать, в доступной форме даёт первые представления о добре и зле, ярко раскрывает разные противопоставления: храбрость и трусость, трудолюбие и лень, смекалку и тупость. Сказка формирует характер ребёнка.
Сказка это, тот способ общения, который без труда понимают и принимают дети.
Рассказывая сказку ребёнку, мы развиваем его внутренний мир, оказываем влияние на формирование его мышления и воображения, обогащаем его культурный и сенсорный опыт, даёт импульс для развития творческого потенциала.
Сказка развивает речь ребёнка, расширяет словарный запас детей, учит правильно строить диалог, развивает связную речь, делает её яркой, образной.
Сказка может снять тревогу и эмоциональное напряжение у ребёнка, преодолеть истерики и капризы, скорректировать его поведение. Многие сказки нацелены на то, чтобы помочь ребёнку преодолевать зависть, обиду, жадность, а также избавить его от страхов (сказкатерапия - отличный помощник).
Для того чтобы воспитание сказкой было эффективным недостаточно рассказывать ребёнку первую попавшуюся сказку, её нужно подбирать с учётом возраста ребёнка.
Ранний возраст (1 - 3 года). Первые сказки для детей раннего возраста, должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим. Дети до трёх лет отдают предпочтение сказкам с циклически повторяющимися событиями. Необходимо использовать для рассказывания сказок яркие игрушки или красочные иллюстрации большого формата.
"Золотое яичко";
"Репка";
"Курочка Ряба";
"Колобок";
"Репка" (обр. К. Ушинского);
"Как коза избушку построила" (обр. М.Булатова);
"Козлята и волк" (обр. К. Ушинского);
"Теремок" (обр. М.Булатова); "Три медведя" (обр. Л. Толстого)Толстого).
Младший дошкольного возраста (3 - 4 года).
В этом возрасте нужно переходит к сказкам с более сложным содержанием, делая также акцент на яркие, красочный иллюстрации.
Рекомендуется следующий список сказок:
"Волк и козлята" (обр. А. Толстого);
"Кот, петух и лиса" (обр. М. Боголюбской);
Рекомендуется следующий список сказок:
"Гуси - лебеди";
"Снегурочка и лиса";
"Лиса и заяц";
"Лиса и заяц" (обр. В. Даля);
"Теремок" (обр. В. Даля);
"Снегурочка" (обр. М. Булатова).
Средний дошкольный возраст (от 4 - 5 лет). Сказки для данного возраста по - прежнему должны иметь достаточно понятный сюжет, содержать несложные речевые обороты, а также определённую мораль, быть понятными для ребёнка и заставлять его размышлять. Рекомендуется следующий список сказок:
"Про Иванушку дурочка" (обр. М. Горького);
"Война грибов с ягодами" (обр. Л. Н. Толстого); "Зимовье" (обр. Соколова- Микитова); "Лиса и козёл" (обр. О. Капицы); "Петушое и бобовое зёрнышко" (обр. О. Капицы);
"Лисичка со скалочкой" (обр. М. Булатова),
Старший дошкольный возраст (от 5 - 6 лет).
Детям в данном возрасте можно читать практически любые сказки, те которые им интересны. В этом возрасте у детей активно развивается фантазия, поэтому в этот период необходимо читать детям волшебные сказки. Ориентировочный список сказок:
"Заяц хвастун";
"Лиса и кувшин" (обр. О. капица);
"Крылатый, мохнатый да масляный" (обр. И. Карнауховой);
"Царевна - лягушка";
"Сивка - Бурка" (обр. М. Булатова);
"Сивка - Бурка" (обр. М. Булатова);
"Хаврошечка" (обр. А. Н. Толстого).
Подготовительная к школе группа (6 - 7 лет).
Как правило, детей данного возраста интересуют сказки с динамическим сюжетом. У детей старшего дошкольного возраста следует интересоваться их предпочтениями.
Примерный список сказок:
"Василиса Прекрасная";
"Белая уточка";
"Волк и лиса" (обр. Соколова - Микитова);
"Снегурочка" (по народным сюжетам); "Чудесное яблочко" (обр. Л. Елисеевой);
"Семь Симеонов - семь работников" (обр. И. Карнауховой);
"Не плюй в колодец - пригодится воды напиться" (обр. К. Ушинского).
Рассказывая детям сказки. мы получаем прекрасную возможность сохранить с ребёнком близкие, доверительные отношения, без скучных наставлений.
Ещё В. А. Сухомлинский отмечал: "Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка. фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворящими ключами".
Используемая литература.
*Пропп В. Я. Русская сказка.
*Пропп В. Я. Морфология сказки. М. 2000.
*Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. М. 2000.
*Запорожец А. В. Психология сказки дошкольникам. 1998.
*Иванова И. М. Расскажи мне сказку. 1993. |