Упражнения и игры, которые можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности для формирования познавательных УУД. Игра «Ассоциации» Цель этой игры – побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: САМОЛЕТ – небо, воздух, аэропорт, аэродром, пассажир, билет, багаж и т.д. Когда ребенок освоится с этим заданием, можно попросить его самостоятельно придумать ассоциации. Игра «Какое бывает…» на развитие дивергентного мышления. Выбирается какой-нибудь предмет или явление и предлагается назвать как можно больше разнообразных характеристик, соблюдая при этом правила оригинальности ответов и никого не перебивая. Побеждает, назвавший наибольшее число признаков. Графические диктанты Графические диктанты помогают развить внимание, умение слушать учителя, ориентацию в пространстве. Они также подготовят руку ребенка к письму. Лучше начать с самого простого: - Одну клеточку вверх ( 1↑), одну клеточку вправо ( 1→), одну клеточку вниз (1↓) , одну клеточку влево (1← ). Получился квадратик? Молодец! Игры и упражнения: «Найди отличия», «На что похоже?», «Поиск лишнего», «Лабиринты», Упорядочивание, «Цепочки», хитроумные решения, составление схем-опор, работа с разного вида таблицами, составление и распознавание диаграмм, работа со словарями, игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы, ориентировки в пространстве. Игры: «предложение - рассказ», «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Украшаем слова», «Ищем сокровище», «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает - не бывает», «Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие. Игра «Отгадай задуманное». Игра направлена на развитие мышления: на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов. Ведущий загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий может говорить только «да» и «нет». Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно можно переходить к абстрактным понятиям Приемы ТРКМ: прием толстых и тонких вопросов, ромашка Блума, синквейн, дерево предсказаний, верные и неверные высказывания, корзина идей, «верите ли вы?» прием Фишбоун и др Синквейн- слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). |