Эссе- Храм моей души
В душе мы два теченья различаем.
Душа у нас – чудесный водоем:
Она полна, когда мы получаем,
Еще полней, когда мы отдаем.
А. Присманова
Звонок. Шум детских голосов. Тишина. Шелест тетрадок. Скрип мела по доске. Голос учителя. Многоголосие учеников. Вопрос-ответ. Радость от того, что все получилось и у меня и у моих учеников. И снова звонок. Шум детских голосов. И так каждый день.
Потому что я – учитель! Это моя школа! Это мой дом! Это мой храм!
Я вхожу в класс и вижу глаза учеников. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, а в некоторых – равнодушие. Какие они разные! У каждого свои мысли, свои проблемы, свой мир, такой хрупкий и которому надо обязательно помочь раскрыться. И я стараюсь угадать, на что настроены сегодня Серик, Петя или Айгерим, за какую струнку потянуть, чтобы она зазвучала, чем заинтересовать. Дети разные, каждый со своим характером, эмоциями, собственным жизненным опытом. Кем я стану для них? Какие нравственные ценности я передам им? Что мне надо сделать, чтобы они не потерялись в этом мире? Вопросы, вопросы, вопросы … Жизнь задает их каждый день. Я поняла, что даже самый «плохой» ученик – в душе обязательно талантлив. И это я помню всегда. Ведь я – учитель!
Моя задача как педагога – создать условия для развития и самореализации ребенка. Очень важно, чтобы каждый ученик понял, что он сам творец самого себя, своей неповторимой души, только надо научить ребенка поверить в себя. Тогда вопрос: «Зачем я пришел на эту землю»? - он задаст себе без страха. А чтобы ученик поверил в свои силы, я должна верить в него, подарить ему свою любовь, теплоту сердца, свет души.
Учитель – это профессия, должность или призвание? Учитель - это состояние души! Учить детей – сложное занятие, самое тяжелое из всех видов творчества. Учителя творят не только на уроках, они создают характеры, ваяют Личность. А для этого учитель сам должен быть Личностью.
Вот и я хочу быть значимой для своих учеников, привлекательной, интересной, креативной – тогда им будет со мной не скучно. Я стараюсь пробудить в них любознательность, веселое радостное ощущение жизни, готовность и желание помочь себе и другим, стремление к прекрасному, желание творить. Я не хочу подменять их трудные решения своими, пусть идут по дороге испытаний и получают истинное удовольствие от маленьких, но своих побед.
Дети очень талантливы, причем все и во всем, просто мы не всегда можем разглядеть в них это, так давайте же попытаемся, и тогда они раскроют свой внутренний мир перед нами, и захватит дух от удивления, и все у нас получится- уроки станут интересными, ученики активными, родители благодарными, а учителя счастливыми. Жить и работать можно по-разному, можно жаловаться и сетовать на трудности, ругать руководство и ныть по поводу низкой зарплаты, и проводить урок от звонка до звонка. Говорят, учителя можно легко узнать в людской толпе – по глазам. Какие такие у нас глаза? Бедные и несчастные? Действительно, низкая зарплата, престижа никакого и нервы растрачиваем попусту. Пожалеть, нас надо, сирых и убогих! Но, в таком случае, у нас нельзя учиться! Кто захочет прислушаться к советам, пусть самым мудрым, но идущим из уст человека, который сам себя считает неудачником? Как бы ни было трудно, я не хочу, чтобы все считали, что у меня самая низкая зарплата и не престижная профессия! У меня все хорошо! Нужно расправить крылья и подняться над обыденностью и повести детей за собой. «Учитель учит быть птицами, птицами с волшебными лицами, чистыми, умными, гордыми».
Верь в себя! – постоянно повторяю я сама себе. Верьте в себя! - говорю я своим воспитанникам, - и все получится, и тогда, через годы страну наших детей не назовут страной нереализованных возможностей. А главный труд учителя, как и школьника- это учиться! «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» говорил Д. Дидро, а учитель перестаёт быть учителем, когда перестаёт учиться. И я училась. Училась у известных педагогов (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Ш. Амонашвили) перечитывая их литературное наследие, училась у своих коллег, училась у своих учеников. И поняла, что не надо бояться казаться смешной и глупой, не надо бояться признавать свои ошибки, не надо бояться учиться у детей. И я учусь, учусь до сих пор! Учусь все время! Учусь всегда! Учусь везде! И мне нравиться учиться. Ведь я учитель!
Образна и очень точна древняя мудрость: «Ученик- это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь», а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Я горю сама и зажигаю детские сердца! Я – учитель! А это значит, что я живу в самом удивительном царстве-государстве, где сегодняшний день не похож на вчерашний, где каждая секунда – это поиск нового, безумно интересного, где нет места скуке, лени, ссорам и обидам. Где все время надо быть интересным для окружающих, где, просто необходимо быть вечным двигателем и генератором идей. Где нужно быть, торопиться, спешить. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые искренние и неравнодушные! Если перестал зажигать – уходи. В этом государстве ты уже никому не нужен. Ведь это – особое государство. Это – школа! Главные жители этого государства - дети. Именно они заставляют меня быть такой. И я благодарна им за это! Ведь я – учитель! «Урок окончен», — говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться вечно. Ведь, я – учитель!
Что слово «Учитель» значит?
Это Судьба и Призванье, Творчество, Вера, Удача!
Пусть будет меньше праздников, чем буден,
Но тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье – быть полезным людям,
Учить Его Величество Народ!
|