Одна из основных проблем современной школы – отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. У детей отсутствует интерес к учебе, который во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Чтобы появился у учеников интерес, должен постараться учитель, а именно, эффективно отобрать содержание изучаемого материала (чему обучать?) и выбрать адекватные инструменты передачи и усвоения этого материала (как обучать?). Эти инструменты следует рассматривать с точки зрения организации познавательной деятельности учеников (учения) и профессиональной деятельности учителя (обучения), которые реализуются внутри конкретной образовательной технологии. В процессе обучения учителя часто используют не одну, а несколько технологий, как целостные системы, так и на уровне отельных компонентов. Иногда методы и приемы настолько эффективно дополняют друг друга, что возникает необходимость не просто говорить о возможности их «совместного существования», а говорить о невозможности применениях одних методов обучения без других. В своей статье я хочу затронуть вопрос о применении активных методов обучения и ИКТ. Я пришла работать в школу в начале 90-х, естественно ни о каких ЦОРах и ЭОРах мы не знали и не слышали, но методы активного обучения я думаю, применяли многие. Второй год работы в школе. Открытый урок геометрии в 7 классе. Тема урока: «Смежные углы». Хочется чего-то необычного. Урок я решила начать с кроссворда. Вопросы помогают повторить изученный материал, а ответы – самостоятельно сформулировать тему урока. (Вот уже 18 лет работаю в школе, но этот АМО мне не перестает «симпатизировать»). Можете представить, сколько времени я затратила на подготовку сетки кроссворда на доске до урока, а потом, сколько времени ушло на заполнение кроссворда на учебном занятии. Урок прошел хорошо, но много драгоценного времени было потеряно в начале занятия. Иногда я заготавливала сетку на ватмане, а заполняли фломастером, но опять проблема времени. Решить эту проблему я смогла только тогда, когда познакомилась с программой PowerPoint. И теперь считаю, что при фронтальной работе с классом применение АМО «Разгадывание кроссворда» без использования соответствующего ЭОР непросто неэффективно, а недопустимо. Приведу несколько примеров. Урок алгебры по теме: «Теорема Виета».
Вопросы: 1. Уравнение вида ах2+вх+с=0. 2. Число 3 для уравнения 5х-15=0 3. Квадратное уравнение, в котором в=0 или с=0 или в=0 и с=0. 4. Квадратное уравнение, в котором коэффициент а=1. 5. Равенство, содержащее переменную. 6. а:в=с. а-? 7. Его вычисляют при решении полного квадратного уравнения. 8. Кв. уравнение имеет один корень, если дискриминант …0.
В марте этого годы я выступала на городском семинаре «Компетентностный подход и современные образовательные технологии» с докладом «Технология модерации и АМО». В начале своего выступления предложила коллегам разгадать кроссворд, а затем уже объявила тему своего доклада.
Вопросы. 1. Способ организации учебно-познавательной деятельности. 2. Педагогическая, образовательная или школьный предмет. 3. Самый главный в школе. 4. Одна из форм контроля знаний учащихся. 5. Домашняя, классная, лабораторная… 6. Формулируется в начале урока 7. К ней все стремятся. 8. Подводится в конце урока. 9. Местоимение. При изучении новой темы работу можно организовать так, что учащиеся самостоятельно прорабатывают новый материал. Применение АМО «Творческая лаборатория», позволяет учащимся в ходе выполнения практической работы сформулировать новые понятия. Эту работу можно организовывать в парах, группах, со всем классом, индивидуально. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Немалый интерес вызывает у детей работа за компьютером, в ходе выполнения практической работы. Так при изучении темы: «Длина окружности» в 6 классе, ученики выполняют в парах практическую работу: измеряют ниткой длину окружности нескольких моделей, диаметр, а затем находят отношение длины окружности к диаметру. Таким образом, выходят на понятие числа p, а затем уже выводится формула длины окружности. Вычисления сложные, поэтому разрешается пользоваться калькулятором. Но эффективнее, на мой взгляд, учащимся предложить использовать не калькулятор, а ЭОР, созданный в программе Excel. Ученики работают с таблицей, в которую вносят значения длины окружности и диаметра, а нахождение их отношения, выполняется автоматически. Это позволяет сэкономить время и вызывает неподдельный интерес у учащихся.
Урок алгебры и начал анализа в 10 классе по теме: «Показательная функция». АМО «Творческая лаборатория». Учащиеся в таблицу вносят значения аргумента, а значение функции вычисляется автоматически. Затем строят график функции на заданном промежутке, по которому исследуют функцию по плану.
Творчески работающий учитель ведет поиск новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы умственную деятельность учеников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Активные методы обучения в соседстве с ИКТ позволяют добиться того, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно на каждом уроке. |