Награды в нашей жизни
Автор Степанова Ольга Михайловна учитель английского языка МБОУ"Чадукасинская ООШ" Красноармейского района, Чувашия
Как-то раз, мой сосед, врач по профессии, совсем недавно поделился со мной приятной ему новостью – он выиграл первое место среди своих коллег в соревновании по играм в шахматы и получил грамоту. «Приятно, конечно, что я побил всех, но вот если бы дали мне рублей хотя бы пятьсот, даже не одну тысячу, а пятьсот, в приложение к грамоте, было бы ещё лучше. Сходил бы в ресторан, посидел бы с другом или может быть, купил бы себе какую-нибудь мелочь для дома или себе. Ну и что теперь она у меня будет лежать где-то в папках эта грамота. Пусть и лежит теперь,»,-добавил он. Я тогда, привыкшая получать действительно только пустые грамоты ( то есть грамоты без денежного приложения), впервые задумалась : «Да, почему бы к грамотам не прикладывать какие-нибудь денежные премии? Вот бы было стимула и радости в дальнейшем участвовать ещё больше?» Об этом случае я скоро и забыла. Совсем недавно, недели две тому назад, я по велению сердца приняла участие в одном из дистанционных проектов - представила свою презентацию на образовательную тему. Представьте, чем это завершилось для меня? Я чуть ли не свалилась с ног от радости – моя работа удостоилась первого места и в придачу мне причислили одну тысячу рублей! Я-то ожидала по большей мере грамоту всего лишь! Кто-то, читая эти строки, возможно, ухмыляется, мол, подумаешь, получила тысячу рублей, будто миллион свалился на её плечи. Дело, возможно, не в деньгах. Автор сетевого проекта нашел же возможность проявить уважение к участникам, возможно он выложил свои собственные деньги, возможно, у него появились спонсоры. Ведь он поощрил денежной премией за участие не только одного победителя, а ещё и нескольких! Он же нашёл эту возможность и доставил радость скольким людям! Наверняка он не обеднел из-за этого! Пусть это будет самое малое количество денег, но зато это – как миллион для нас, учителей. В каких только проектах мы ни участвуем, что только ни творим, в результате мы получаем действительно только бумажное подтверждение – грамоту или , слава богу ещё, сертификат или свидетельство об участии. А когда предьявляешь эти свои трудом и потом заработанные награды-грамоты руководству, часто оно (руководство) и не внимает, добавив при этом , участвуйте, мол, копите для портфолио ради удовольствия, у нас в планы ваши эти дистанционки не входят, мы работаем по другим планам, мол, дайте нам наши местные, локальные награды, это в наши критерии не входит...Это – не выдумка. Это – реальность моей жизнедеятельности. Но отойдём от таких негативных размышлений и перейдём к обсуждению данной темы с позитивной стороны.
Толковый словарь С.И.Ожегова даёт обьяснение слову «награда» следующее: «Награда – это то, что даётся, получается в знак особой благодарности, признательности». И всего. Что она на само деле представляет? Это действительно – всего лишь плотная бумага, где черным по белому указан твой успех, твое достижение в каком-либо мероприятии, деле. К таким наградам , к которым мы привыкаем с детства, относятся грамоты и благодарности, дипломы и сертификаты. Награды - показатель успехов человека в какой-либо деятельности, поощрение его достоинств. Награды характеризуют человека, показывают его заслуги на жизненном пути в выбранной деятельности на поприще науки, искусства или спортивные достижения. Для чего она нужна? В первую очередь, такая награда – знак того, что я могу гордиться сам собою. Ведь приятно, когда ты чего-то добился в жизни, и это является подтверждением тому. Многие говорят, часто такого рода грамоты помогают расти. Действительно, вдохновившись своей победой, мы можем настроить себя и начать работать ещё с большей отдачей силы и ума. В результате мы можем получить грамоты ещё выше, отраслевые, правительственные. А это уже подъём на такую ступень, которые ведут к льготам, приятным таким бонусам для жизни. Некоторые говорят, что грамоты хороши в том плане, чтобы подавать пример своим детям, внукам. И в этом действительно большой смысл грамот! Их воспитательная ценность грамот в качестве таких семейных реликвий реально при этом высока. А есть люди, которые просто считают, что грамоты это такие приятные реликвии, которые в старости напоминают молодость и приятные моменты жизни, как грёзы о счастливых периодах своей жизни.
Что такое награда для нас, учителей? Для меня главная награда – выбор учеником моего предмета и поступление в институт, университет, колледж на факультет по этому профилю. Для меня наградой может быть и открытка, присланная на праздники со словами добрых пожеланий и признанием уважения и любви ко мне. А как же я отношусь к обычным грамотам, дипломам? Конечно, положительно. Любая награда в бумажном виде – это настоящее признание твоего дела, мероприятия, проекта. Несомненно, как может не радовать тот факт, что твои идеи уникальны, интересны и их признают часто люди совсем тебя незнающие и незнакомые? Это я имею в виду свою работу в дистанционных проектах. Твоя работа замечается. Твоя работа выделяется. Твой труд оценивается. И осознание того, что творил не впустую, а для кого-то с пользой, - факт неописуемо приносящий душе радость. Хочется ещё больше творить, придумывать. И когда тебя поощряют, непонятно, идеи всё больше и больше начинают рождаться сами по себе! Удивительно, но факт. Это я испытываю лично и поражаюсь бесконечно. А чем же является награда для ученика? Для учащихся, я считаю, она является великим стимулом движения вперед по позитивному пути, для саморазвития и самосовершенствования. Вы когда-нибудь пытались заглянуть в их глаза, когда они получали грамоты? Блеск в глазах, радостная улыбка, определенная гордость в душе, что он сделал это! Что он в чем-то справился лучше, чем его друзья-одноклассники! Разве ему не захочется лучше постараться впредь в учёбе, в поведении, в делах? Поэтому, работая уже более чем тридцать лет в школе, я всё время стараюсь создавать ситуацию успеха для ученика. Как её создавать? Очень просто. Нужно предлагать ребятам конкурсы, викторины. Нужно их вовлекать в дистанционные проекты. Нужно уметь замечать каждый их успешный шаг. Нужно уметь поощрять и за отличное или успешное усвоение разделов по предмету. Почему бы и нет? К примеру, я выписываю грамоты и за успешное усвоение Модулей учебника. И это – нормальное явление. Дети стараются. Им нравится выполнять критерии для этой награды. Кроме этого, придумывая какие-либо предметные конкурсы – возможно это заочные, или какие-либо другие творческие проекты – я им выписываю сертификаты признательности или сертификаты на получение дополнительной «пятерки» в журнале. Почему бы нет? Вы можете посмотреть один из экземпляров таких поощрений в прикрепленном файле. Дизайн придумала сама, сама же оформила и заказала на печать, сама же оплатила. Почему мы сами не можем быть спонсором? Запросто! Много ль на это надо?!
Каждый ученик - призёр или лауреат всегда с нетерпением ждёт, когда получит грамоту, подержит её в руках, покажет своим друзьям, родителям, положит в портфолио. В дальнейшем эта грамота может быть сдана им в приёмную комиссию вуза или приложена к заявке на грант. Ведь грамота - это подтверждение его успеха, признание заслуг. Это то, что будет храниться долгие годы. И как радостное ощущение, кто ты есть , и как добрая семейная реликвия, и как достойный пример для будущих поколений. А как семья на самом деле относится к грамотам своих детей? Только положительно. Радость и гордость в душе у матери и отца за успехи сына или дочери – что может быть главнее в семье? Значит, их ребенок идет по правильному пути, что они воспитывают их правильно.
Грамота каждого ученика или учителя - это достижение всей его школы. Когда директор, представитель администрации или классный руководитель вручает на линейке грамоту, он демонстрирует успешность не только ученика и учителя, но и всей школы. Школа может вывешивать грамоты своих учеников и учителей на своём сайте. Это, в первую очередь, как Доска Почёта. Кроме того, это будет привлекать внимание многих - в том числе и вышестоящих организаций. Но главное, это строение или развитие своего имиджа как личность творческая, интеллигентная, перспективная. Таким образом, я считаю, что награда в виде грамот, дипломов и сертификатов – вещь очень весомая и играет самую нужную и важную роль в становлении личности. Они – бесценная реликвия для государства, имя которому – Семья.
А если мы попытаемся вернуться к началу своих размышлений о грамотах с приложенными денежными премиями, то было бы неплохо иметь в придачу к грамоте энную сумму денег. Но это уже – другая сторона медали. Об этом будем размышлять и спорить в другой раз.
Автор Степанова Ольга Михайловна учитель английского языка МБОУ"Чадукасинская ООШ" Красноармейского района, Чувашия |