Это выражение вы можете применить к людям, которые принимают вашу сторону в каком-то вопросе или деле, присоединяются к "вашим". Слово "полк" означало когда-то не только воинскую часть. Вспомните название известного древнерусского памятника письменности - "Слово о полку Игореве": в этом случае "полк" означает "поход".
Лингвисты полагают, что слово "полк" родственно немецкому "фольк - народ". Возможно, именно это значение и имеет слово "полк" в сочетании "нашего полку прибыло" - у нас стало больше народу, наших сторонников прибавилось.
Из лыка (так называют волокнистую внутреннюю часть коры липы и некоторых других деревьев) раньше плели короба и лукошки. Изготавливали из лыка и обувь - лапти. Их носили простые люди, крестьяне. Поэтому выражение "не лыком шит" значило "не из простых" - сначала в смысле социальном, а затем и в более широком. И само плетение (вязание) из лыка считалось делом простым и обыкновенным. Поэтому, если человек даже лыка не вяжет, то он уж ни на что не способен. Это выражение стало применяться и к крепко выпившим людям, у которых заплетается язык (тоже фразеологизм, связанный с мотивом плетения).
Обычно выражение употребляется в виде просьбы при прощании. В обороте появилось устаревшее слово "лихо" - зло, несчастье, постоянные невзгоды. В русских сказках встречается мифическое существо, живущее в железном замке, окруженном частоколом из человеческих костей и черепов, - Лихо Одноглазое". Оно приносит людям беду. Часто употребляются слова "лихо", "лихой" и в пословицах (от лиха не уйдешь, лиха беда - начало). Ученые полагают, что первоначально выражения относились к покойникам, плохо говорить о которых запрещалось. Есть известное выражение: "О мертвых - или хорошо, или ничего".
* Не добившись желаемого, обманувшись в своих ожиданиях, безрезультатно.
Соль раньше была продуктом очень дорогим, добывать ее было очень трудно. По значимости соль ставили на один уровень с хлебом (отсюда и выражение "хлеб-соль", обозначающее угощение, еду в целом)."Солоно хлебать" (есть с солью) могли позволить себе богатые люди (так же, как и сладко есть). Еда без соли считалась признаком бедности. Если в гостях кому-то подавали несоленое, это означало, что человек не заслуживает особых почестей.
Что же такое "бельмес"? В русский язык это слово пришло из татарского. По-татарски "бильмез" - "он не знает". Постепенно бельмесом стали называть невежду. Потом это слово и вовсе потеряло конкретное значение, превратившись в экспрессивное словечко типа "черт" в сочетаниях "ни черта нет", "ни черта не знает". Возможно, такому переходу помогло звуковое сходство непонятного бельмеса с привычным бесом - нечистью. В русском языке даже есть пословица: "Не смыслит ни бельмеса, а суетится бесом".
Такое странное пожелание удачи получают те, кто идет на какое-то важное непредсказуемое дело - скажем, на экзамены. При чем тут пух и перья? И что еще более странно - услышав эти слова, надо обязательно ответить: "К черту!" А это-то зачем? Оказывается, раньше таким пожеланием провожали охотников, идущих за добычей. Но почему же им желали ни пуха ни пера (то есть "Чтобы вам никого не убить!"), А не наоборот? Охотникам желали никого не убить, а они слова "ни пуха ни пера" отсылали черту, в иной мир - там эти слова должны превратиться в свою противоположность. И принести удачу.
* Путеводная нить, то, что помогает выйти из затруднительного положения.
Выражение связано с одним из подвигов мифологического героя Тесея. Вот как было дело. Раз в десять лет афиняне должны были отсылать на остров Крит, где жил Минотавр, семь юношей и семь девушек, которых чудовище съедало. Тесей решил положить этому конец и отправился на Крит , чтобы сразится с Минотавром. Минотавр обитал в Лабиринте со многими ходами и выходами. Попавший в Лабиринт уже никогда не мог из него выбраться. Полюбившая Тесея дочь критского царя Ариадна дала ему чудесную нить. Тесей закрепил ее у входа и вошел в Лабиринт. Убив Минотавра, он возвратился, держась за спасительную нить.
О дочиста ограбленном человеке скажут: "Ободрали как липку! Ничего не оставили - хорошо хоть сам жив остался". Почему же именно липа стала символом этого несчастья? В далекие времена лыка в хозяйстве требовалось много: ведь из него плели лапти, короба, лукошки. Вот поэтому именно липам, причем молодым, и приходилось страдать: их в буквальном смысле обдирали, чтобы из содранной коры добыть лыко.
Огонь и вода как очищающие и испытующие стихии присутствуют в языках разных народов с античных времен. Упоминаются они и в Библии. А медные трубы, музыка победы - символ испытания славой - самого тяжелого испытания для человека. И далеко не всегда люди с достоинством выдерживают этот экзамен: начинают зазнаваться, ставить себя выше других, перестают контролировать свои слова и поступки. Кстати, медные трубы добавили в это выражение только в русском, белорусском, украинском языках уже в девятнадцатом веке, предположительно в военной среде во время Отечественной войны 1812 года.
Перед нами одна из древних правовых норм - причинивший зло должен получить соответствующее возмездие. Она была записана еще во втором тысячелетии до н.э. в Законах царя Хаммурапи. Действовала эта норма и у древних римлян, и у русичей. В современный язык это выражение пришло из Библии, где сказано: "Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать".
* Потерпеть неудачу, остаться без того, на что рассчитывал.
Слово "нос" в данном выражении связано с глаголом "носить" и обозначает, как и когда-то в старину подношение, подарок. Если такой подарок несут ответственному лицу (скажем, судье), от которого зависит решение дела, то он уже будет называться взяткой. Однако "взятка" - слово неприятное. Слова же "подарок", "подношение", "нос" столь неприятных оттенков не имеют. Так вот, если вы принесли слишком маленький подарок (нос), то судья, обидевшись, может его не взять, вот тут-то вы и останетесь с носом.
Считается, что это выражение пришло из языка от первых московских фонарщиков, объем работы которых определялся расстоянием от одного уличного фонаря до другого. Количество обслуживаемых фонарей было строго нормированным, а вот расстояние между ними было разным. Приблизительный, неточный принцип измерения и привел к появлению выражения "от фонаря".
* Безнадежно бестолковый, неисправимо глупый человек.
Отпетым может быть еще негодяй, мошенник, невежда. Откуда возникло именно такое определение? Ученые предполагают, что в этом обороте глупый человек уподобляется покойнику, над которым совершен обряд отпевания. Человек, которого отпели, автоматически вычеркивается из списка живых. Обряд отпевания совершается лишь единожды, поэтому отпетый не может вернуться в свое прежнее состояние. Отпетый дурак - это навсегда, у которого нет никакой надежды на исправление.
* Полное превосходства, явное преимущество в чем-либо.
Победителей соревнований принято отмечать каким-то памятным знаком. Это может быть медаль или кубок, грамота или ценный приз. И обязательно победителю вручают букет цветов. Растения в церемонии награждения использовались очень давно. Греки и римляне увенчивали победителей спортивных состязаний лавровыми венками. Одним из растений, которым приветствовали почетных гостей, являлась и пальма. Ее большими перистыми листьями можно размахивать, как роскошным опахалом, - очень красивое зрелище, особенно если пальмовые ветви держат в руках много людей. Пальму вручали победителю, как знак его первенства.
* Сверх ожидания, неожиданно, больше , чем хотелось.
Это книжное выражение хотя и состоит из двух устаревших и и почти не употребляющихся слов, само нет-нет да и встретится в речи. Слово "паче" образовано от общеславянского "пакъ"- "опять, обратно, еще" ( в старинных текстах встречается наречие "паки"). Паче - форма сравнительной степени (что-то типа "больше, чем еще"). "Чаяние" произошло от древнерусского глагола "чаяти" - "ждать, надеяться". В старину в разговорной речи было даже слово "пачечайный" - "неожиданный" (пачечайный гость).
* Перейти от войны к миру, от противостояния к сотрудничеству.
Устаревшее слово "орало" связано с глаголом "орать", но не в современном значении "кричать, вопить," а в древнем - пахать. Оралом именовали плуг или соху. Выражение строится на противопоставлении: меч - орудие войны, орало - орудие мирного крестьянского труда. Когда люди переходят от противостояния к дружбе, от войны к миру, они исполняют заветную мечту человечества - перековывают мечи на орала. Выражение это пришло из Библии и сохраняет высокий, книжный оттенок: "И перекуют мечи на орала, и копья свои - на серпы; не поднимет народ меча, и не будут более учиться воевать".
Эта малоприятная процедура, как считают этнографы, была связана с обрядами перезахоронения покойников. .Нечистый покойник (человек, над которым тяготело проклятие) мог, по представлениям наших предков, приходить к живым в виде упыря, вурдалака, вредить людям... Чтобы снять проклятие, нужно было выкопать останки и промыть сохранившиеся кости проточной водой.
Обряд сопровождался обсуждением умершего человека, оценкой, чаще всего отрицательной, его характера, поступков, жизни. Близкие выражения: разбирать по косточкам, чесать языки, точить языки.
Этим мудреным латинским названием называют вечный двигатель. В течение многих веков люди пытались изобрести такой механизм, который бы вечно действовал без топлива, не расходуя внешнюю энергию. Такой двигатель означал бы победу человечества над силами природы и полное его освобождение от энергетической зависимости. Ведь именно энергоресурсы правят миром: даже сейчас, в век новых технологий, основу благосостояния государств составляют находящиеся на их территории запасы природного топлива - нефти и газа.
* Главное - добиться победы, не важно каким путем.
Эта фраза оправдывает человека, который добился успеха не вполне безупречными способами. Раз уж он победил, то какой смысл разбираться в тех ошибках, которые он совершил на пути к победе? Считается, что эти слова произнесла императрица Екатерина Вторая, освобождая из-под суда Суворова, который в 1773 году взял штурмом крепость Туртукай, не испросив на то разрешения фельдмаршала Румянцева. Употребляя это выражение, надо помнить, что в устах людей недобросовестных оно может звучать как призыв забыть о преступлениях прошлого.
Считается , что в этом обороте отразились распространенные представления о порче, которую могут наслать злые люди. Очень часто порчу напускали на домашний скот - тогда животное начинало вести себя беспокойно. Про него могли сказать: "Бзик нашел!" Бзик - это слепень, овод. Когда бзики (оводы, мухи) вьются вокруг животного, жалят его, оно действительно становится неуправляемым. Так же и пьяный человек напоминает сумасшедшего своим поведением. Будто и его укусила муха (или какой другой бзик).
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.