Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Администрирование школы » Разное


Статья "Развитие профессионального капитала: продуктивное сотрудничество" (из опыта работы)

СКАЧАТЬ (28.2 Kb) 15.05.2015, 12:06
Макарова Елена Петровна
методист, МБВ(С)ОУ ЦО г. Тобольск Тюменской области
Основа социального капитала – устойчивые профессиональные связи, которые могут предотвратить профессиональное одиночество и выгорание, будут способствовать выравниванию уровня профессионализма.
Социальный капитал – это форма существования доверия. Без доверия в коллективе станут невозможными многочисленные формы взаимодействия и обмена знаниями.
В школе разработана следующая система по развитию профессиональных связей в коллективе:
• развитие сети социальных связей (взаимопосещение уроков с целью исследования урока и с последующим обсуждением, совместное обсуждение технологии темпового обучения, наставничество, совместные предметные недели (графики представлены по двум методическим объединениям), проведение интегрированных уроков.
При взаимопосещении уроков обеспечивается обмен опытом, налаживание профессиональных контактов, общественный контроль поощряемых процессов.
• повышение уровня вертикального доверия (делегирование полномочий руководителям МО, участие администрации в работе творческой группы по внедрению темпового обучения, обеспечение открытости информации (финансы, тарификация, распределение оборудования и т.д.)
• стимулирование конструктивного сотрудничества педагогов, поддержка и распространение опыта педагогов.
• обеспечение деловой и психологической информации. Ведение психологического тренинга «Как продлить учительский век».
• создание единого ценностно-смыслового пространства взаимодействия педагога (организация профессионального взаимодействия с коллегами, реализация творческих проектов).
Так же были спланированы и изменения внутренней структуры школы: все учителя русского языка и математики, были распределены для преподавания в выпускных классах.
Результатом планомерной работы по развитию социального капитала стали проведенные интегрированные уроки в школе и УКП.
1. «Великая Отечественная …история и литература».
2. «Заимствованные слова» (английский язык и русский язык).
3. Семья и семейные ценности (психология и литература).
4. «О самом важном в процентах» (математика и химия).
5. «Физика и спорт».
Интегрированные уроки помогли сблизить учителей. Работа по подготовке к проведению такого типа уроков заключалась в том, чтобы совместно обсуждать, планировать все этапы урока, готовить учеников по определенной теме. Результатом проведения таких уроков можно считать их популяризацию среди педагогов, совместную деятельность педагогов на уровне долгосрочного партнерства (учителя готовят, проводят и анализируют урок). Так, например, урок о Великой Отечественной войне, проведенный учителями литературы и истории, нашел свое отражение в КТП как в предмете история, так и в предмете литература. Этот урок был представлен и на городском уровне. Разработки наиболее удачных уроков размещаются на страницах журнала «Открытая школа». Проведение интегрированных уроков оказалось интересным и плодотворным, учителя продолжают поиск новых точек соприкосновения между предметами. Каждому учителю хотелось бы иметь в методической копилке больше таких уроков.
Сотрудничество преподавателей разных учебных предметов проявилось в полной мере при подготовке выпускников к написанию итогового сочинения по литературе. Темы сочинения касались разных предметов и поэтому в подготовке принимали участие не только учителя русского языка и литературы, но и истории, обществознания, биологии и работник библиотеки.
Разработки рабочих программ требует большой затраты труда учителей и поэтому многие наши учителя-предметники объединяются для этой работы. Так, русский язык и литературу в выпускных классах в нашей школе ведут четыре учителя, поэтому рабочая программа по этим предметам является результатом коллективного труда нескольких учителей. (Каждый учитель отвечал на свой раздел программы)
Наш небольшой педагогический коллектив работает в тесном сотрудничестве, взаимодействии по воспитанию несовершеннолетних учащихся, осужденных женщин:
• Совместное проведение внеклассных мероприятий.
• Работы творческих групп педагогов по организации и проведению линеек, праздников, концертов в женской колонии.
• Участие в творческих ученических и учительских конкурсах. Чтение сказки «Конек – Горбунок», недель по предметам (биология, география, ОБЖ, история, литература, английский язык) – на этом построена работа школьных ШМО.
• Подготовка педагогических советов.
• Учителя работающие в колонии под руководством зам. по УВР систематически проводят рабочие совещания по наиболее важным, актуальным вопросам обучения и воспитания осужденных (усиление воспитательной направленности уроков, создание ситуации успеха, привлечение к участию в конкурсах городского, областного, общероссийского масштаба. (Примеры победителей конкурсов).
• Учитывая специфику нашей школы и слабый уровень знаний приходящих к нам учеников, учителями основных предметов перед началом этого учебного года были разработаны программы интенсивной ликвидации пробелов в знаниях.
• Внедрение зачетной системы (апробация).
В течение нескольких последних лет наши учителя успешно участвуют в муниципальном конкурсе «Педагог года» и являются его лауреатами.
Для поддержки учителей, участвующих в конкурсе, в школе создаются творческие группы с распределением определенных функций. Так, например, процессу подготовки к конкурсу «Педагог года – 2014» предшествовала работа временного творческого коллектива, который объединил педагогов школы. Информационную поддержку, помощь в оформлении документов оказывал методист, психологическую поддержку – психолог, помощь в создании сайта учителя и информационной страницы – учитель информатики и учитель истории, помощь в создании презентаций – педагог – библиотекарь, руководство подготовкой к уроку, статья об участнике конкурса, написание характеристики, настрой всего коллектива на победу в конкурсе – зам. по УВР.
Также в школе проводятся единые методические дни. Учителя, обсуждая ход проведения мероприятий друг с другом, сплачиваются, становятся одной командой, чувствуют поддержку друг друга. Совместная работа может быть осуществлена разными способами. Так, при разработке методического дня по теме: «Выявление дефицитных тем (компетенций)» в изучении образовательных программ по предметам и способов снижения проблемных зон (в том числе с использованием сетевых и метапредметных подходов»», была создана рабочая группа из пяти человек: методист, психолог, руководители МО, зам по УВР. Обсуждение и планирование методического дня шло в три этапа: 1 этап неоднократное предварительное обсуждение темы мероприятия с учителями, где учитывались их мнения, второй этап – обсуждение с рук. МО, третий этап заключительный - с зам. по УВР. (в ходе всех этапов были разработаны форма проведения мероприятия, сформулированы вопросы для рассмотрения и обсуждения на заседании, вопросы для предварительной проработки материала учителями, основные моменты в содержании лекции, психологические моменты для снятия напряжения после проведения мероприятия). В общей сложности подготовка к такому небольшому мероприятию шла месяц.
Учителя нашей школы систематически становятся участниками городских мероприятий разного характера: участвуют в муниципальных, региональных, Всероссийских конкурсах творческих работ, где занимаю призовые места.
В подготовке конкурсных работ принимают участие несколько учителей разных предметов (подбор материала, стилистическая обработка текста, составление презентаций). Два года подряд учителя нашей школы представляют свои уроки в г. Москве на конкурсе «Мой лучший урок».
Одно из направлений нашей работы - это практические семинары «Как продлить свой учительский век». Главная цель этих семинаров предотвратить ситуацию профессионального выгорания, усталости, которая неизбежно наступает, когда человек долго работает в профессии. Но ведь, как известно, счастливый человек тот, кто утром с радостью идет на работу, любит и ценит свой коллектив и комфортно чувствует себя в нем.
Для повышения эмоционального благополучия, проводится цикл семинаров-практикумов для педагогов.
Здоровье школьника может воспитать только здоровый учитель. Это прекрасно понимают у нас в школе, где разработана программа практического семинара с педагогами из цикла «Как продлить свой учительский век». Методика «Дерево желаний», имидж учителя, работа с метафорами (обсуждение притч), работа наставников с молодыми педагогами, консультации для педагогов по мере необходимости.
В разработанной программе «Как продлить учительский век» подобраны материалы из разных источников: работы врачей, психологов и педагогов. (Методы, формы работы, способные сформировать у учителей готовность к ведению здорового образа жизни и развивать такую потребность у школьников.)
Слушатели знакомятся с основами позитивного программирования жизни, основными секретами здоровьесберегающей педагогики, практикуются в освоении приемов саморегуляции организма, создании на уроке атмосферы комфортности для обучающихся, овладении психолого-педагогическогой программой воспитания.
Форма работы – групповая. Такая форма работы помогает создать оптимальные условия для переосмысления личностных проблем участниками. Создает условия для формирования новых, более адекватных форм профессионального роста педагога.

Тематическое планирование практических семинаров
из цикла «Как продлить свой учительский век»

№ п. п. Тема занятий Срок проведения
1. Слагаемые педагогического долголетия. ноябрь
2. Я умею быть счастливым человеком. январь
3. «Дерево желаний». март
4. Я строю свою работу ил работа «строит» меня? июнь

На одном из наших семинаров прозвучала восточная притча «Пророк и длинные ложки», она вызвала активное обсуждение в коллективе.
Конечно, как и в любой школе, в нашем коллективе есть трудности: не все учителя легко принимают нововведения, осваивают их и внедряют в практику. Средний возраст нашего коллектива – более 40 лет, поэтому есть необходимость в том, чтобы искать способы для снятия напряжения, устранения возникающих трудностей у учителей, ко многим из которых требуется индивидуальный подход. Учитывая контингент наших учащихся, мы не всегда испытываем полное удовлетворение от своей работы, в которую вкладываем много сил и времени, но мы с оптимизмом в будущее и, конечно же, надеемся на лучшее, ведь, как известно, трудности объединяют и делают нас сильнее.


Категория: Разное | Добавил: makarova_elena
Просмотров: 1784 | Загрузок: 24 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог