Сегодня: 09.12.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Биология » Разное


Статья "Эффективность применения метода поурочных баллов на уроках"

СКАЧАТЬ (24.0 Kb) 17.08.2014, 01:29
Хабибуллина Алсу Хамидуллаевна
учитель биологии, СОШ №1
Ключевые слова : педагогика, знания, навык , поурочные баллы.
Effectiveness of using a technique at lessons which consists in charging scores at each lesson.
In the article the effectiveness of using a technique at lessons is considered which consists in charging scores at each lesson. This technique is based on practical pedagogical experience, and theoretical justification is instantiated by examples.
Keywords: pedagogy, knowledge, skill, lesson scores.
Уважаемые учителя, хочу поделиться следующими проблемными вопросами возникающие в процессе обучения нашего подрастающего поколения. В процессе реформирования школы возникли определенные трудности в дидактике обучения. В связи с этим предлагаю вашему вниманию текстовый материал из личного опыта, который посвящается методике оценивания знаний и опроса пройденного материала. В связи с тем, что впоследнее время происходят немало изменений как в теории обучения, так и в воспитании детей школьного возраста, то возникла необходимость трезво оценить происходящие изменения.
Учителям и родителям хорошо известно слово « педагогика»- это древнегреческое слово, которое означает «детовождение». Будущее детей зависит от того, как их ведут учителя. В данной ситуации, главную роль играют учителя ( это современное название). В Древней Греции их называли « рабами», так как рабы водили детей рабовладельцев на прогулку, в школу и т.д. Но суть вопроса не в том , как называли учителей в Древней Греции, важно, то что учитель - это главная фигура в формировании будущего поколения и поэтому у него нет право на ошибку. Педагогика самая старая наука в истории развития человеческого общества, она претерпела множество изменений и преобразований, но в целом осталась дидактикой. Дидактика - это теория образования и обучения и от него происходит имя «Учитель « , что означает « DIDASCAL» - учитель. Итак забудем про рабов Древней Греции.
В реализации задач дидактики , в процессе обучения - главную роль играет образовательная функция. Знания – это главный компонент образованя, они подвижны , развиваются и изменяются. Функции обучения выработало человечество.
Главной функцией образования - является умения и навыки. В этих двух словах сосредоточено совокупность компонентов процесса обучения, которые формируются под руководством учителя.
Вторая важнейшая функция - это деятельность учителя.
Третья сложнейшая функция - это Оценка Знаний, Умений и Навыков учащихся и про эту функцию написано множество теории и методики. Проверка знаний имеет большое значение для учителя и в целом для школы. По результатам проверки : школы и учителя предоставляют отчет перед государством. Таким образом, проверка знаний и умений не может рассматриваться в качестве формального учета успеваемости, она важное звено целостного процесса усвоения знаний, умений и навыков. В соответствии с теми данными, которые получил учитель в ходе проверки, он намечает систему дальнейшей работы по изучению материала.

Традиционно сложилось, что отдельные учителя обращают внимание на простое воспроизведение учащимися материала из учебника. Такой подход возможен в начальных классах , но не всегда. Однако , это не значит , что буквальное воспризведение должно преобладать в ходе проверки знаний. Если она будет преобладающим, то учащиеся постепенно привыкают к бездумному заучиванию учебного материала , а это затрудняет использование приобретенных знаний на практике и в жизни. Система воспроизведения изученного на уроке учебного материала учащимися может быть разной, но не формальной. Формальное отношение к воспроизведению со стороны учителя изученного материала с целью актуализации учебного материала снижает креативность. Таким образом , у детей формируется безразличие и несерьезное отношение к учебе. Это убеждает, что иногда заботясь о реальности оценки по тому или иному предмету , учитель допускает ошибки , которые оказывают существенное влияние на развитие мышления и интереса к предмету. Таким образом, если сравнить два подхода к оцениванию знаний учащихся , мы обнаружим диаметральную противоположность и несовместимость их на практике. В обучении единство теории и практики являются важнейшим методологическим принципом. Важно отметить и то , что практика в процессе обучения выступает как критерии истинности знаний. Поэтому знание выступает как главный компонент образования. Ибо знания подвижны , развиваются и изменяются в процессе развития общества. Трудно порою и даже невозможно оценить знание школьника в отрыве умений и навыков, которые являются важнейшими компонентами процесса обучения. Обратим краткое внимание на умение, что же представляет оно собой.
Умение часто называют знанием в действие , это так , но нельзя не учитывать, что он особый компонент обучения и поэтому нельзя пренебрегать при оценивании знаний учащихся. Метод накопляемости оценок является противоположным и играет отрицательную роль. В период реформирования системы образования в стране стали использовать далекие от педагогики выражения и определения, были попытки создать новую педагогику и методику стали путать педагогикой. В частности, функции обучения смешались с принципами, а умения навыками и др. Под давлением проверяющих инспекторов по накопляемости оценок появились формальные оценки. В связи с этим следует отметить, что же такое «навык « и какое отношение имеет к умениям и знаниям. Итак, навык - это тоже основной необходимейший компонент функции образования (научения). В отличие от умений , он стеротипно безошибочно выполняемая деятельность. В работе учителя ЗУН является основной его деятельностью и она направлена на решение социальных задач подготовки образованного человека. Все вышеуказанные цитаты отражены в апробированном учебнике «Педагогика школы» и творчески работающий учитель обязан руководствоваться ими. До сегодняшнего дня новую педагогику еще не открыли. В свою очередь трудно оценить влияние обучения на развитие мышления. Способами познавательных действий являются такие операции мыслительной деятельности: как умение применять знания на практике , такое возможно только в тесной взаимосвязи умений и навыков. Таким образом, поурочные баллы обьединяя знание, умение и навык создают почву формирования положительных мотивов учения. Оценивание ЗУН зависит от формы и структуры урока, но тем не менее они находятся в тесной взаимосвязи, поэтому важно отразить некоторые моменты. Каждый тип имеет определенную структуру. Структура урока насчитывает четырнадцать видов стало быть оценивание знаний учащихся множество в зависимости от струкуры. В настоящее время важно, чтобы ученик самостоятельно или совместно с учителем работал на уроке и научился давать логичный ответ. На уроках дети отвечают точнее читают из учебника или из тетради и при этом сами толком не понимают о чем идет речь. На уроках математики калькулятор . Нет необходимости знания таблицы умножения. Все это стало формально. Возникает вопрос: как оценить ответ ученика в такой ситуации? Это не простая задача и врядли кто даст исчерпывающий ответ. Строгий подход к оценкам тоже не решает проблему, тогда большинство 60 -70% будут не успевающими не говоря об отличниках. Стимулировать знания нужно часто и оценки ставим с авансом , научишься отвечать или решать, то получишь» 4 « и «5 « такой подход приемлемый, но не для всех и не всегда и, таким образом , трудно найти золотую середину. Как показывает практика более эффективным в настоящее время да и раньше было - это поурочные баллы.
Постараемся кратко изложить , что такое «поурочные баллы».
На уроке ученик может отвечать несколько раз это более активные или знающие им ставится скажем сразу» 3 « или «4» . Например ,ответил «да» или « нет», прочитал одно предложение и получил « 4 и 5» . В таких ситуациях ставится не оценка, а баллы 1- 2 -3 и т д , таким образом , на уроке ученик накапливает 5- 10 баллов и по количеству баллов получает оценку. Это зависит от системы работы учителя сколько баллов установит 5 – 10 бальную систему в зависимости сложности изучаемого материала. Такой подход является более эффективным.
Во - первых , повышается активность учащихся на уроке каждый из них старается набирать больше баллов.
Во - вторых , учащиеся не ограничиваются краткими или не полными ответами, стараются излагать свои мысли более подробно и расширенно, что способствует развитию речи особенно на уроках литературы : чтению, рассказ по картинке, диалог с учителем или сверстниками, потому что ученик знает, что высокий балл ставится за логический ответ.
В- третьих , у учащихся формируется познавательный интерес к предмету и изучаемому материалу.
В – четвертых, на уроках давать логический ответ на конкретный вопрос и по существу, что трудно добиться при обычном оценивании знаний.
В- пятых, на уроках химии, биологии, физики , математики , развиваются вычислительные навыки , умение применять теорию на практике.
В – шестых, метод оценивания знаний в процессе обучения развивает сенсомоторную двигательную память учащихся. Такой подход оправдан при выполнении заданий ЕГЭ и на контрольных работах . Работа с применением поурочных баллов трудоемкая и требует кропотливой работы, так как учителю нужно готовить таблицы, карты , дидактический материал для каждого ученика по его уровню развития, дифференциация учебного материала для каждого урока. Практика показывает и эксперимент подтверждает эффективность и результативность системы оценивания знаний с использованием метода поурочных баллов.
Учитель по каждой теме разработает карты с учетом сложности изучаемого материала.
Также учитывается специфика темы пройденного материала и нового материала, что необходимо для соблюдения преемственности и осуществления взаимосвязи.
Такой подход нужен больше всего на уроках химии при решении задач. На практических работах и решении задач мы стараемся меньше использовать калькулятор , больше считать устно и получается быстрее , развивает устный счет , которые редкость в настоящее время. Умение быстро и точно делать расчеты при решении задач оценивается высоким баллом. Устный счет развивает память, что ценно в младшем возрасте. Система работы с применением методов оценивания знаний учащихся поурочными баллами способствует рациональному использованию времени. Ведь известно каждому учителю чем полнее используется 45 минут урока, тем выше коэффициент рационального использования времени.
Анализируя итог работы системы поурочных баллов на уроках химии в 8 классе
в течение года показывают повышение коэффициента на 0.2--0.3 в среднем составляет 0.6—0.8 что в процентах 70% и 80% , а при фронтально обычно опросе 60%-70%.
Коэффициет рассчитывается просто. Вклассе 10 уч. составляет 10*45мин=450ч/мин.
При опросе работали 7 уч. в течении12 мин, что составляет 7*12мин=84ч/мин , при этом не отвечали 3 ученика- это составляет 3*12мин=36ч/мин. На использование ТСО прошло 4мин и составляет 40ч/мин. На уроке затрачено не рационально 76ч/мин.
Таким образом ,коэффициент рационального использования времени урока (450-76)/450=0.83 или 83%
На обычных методах опроса гораздо меньше, т.е не более 67%-74%. Таким образом, основным критерием повышения рациональности урока является метод поурочных баллов.


Категория: Разное | Добавил: Alif
Просмотров: 1013 | Загрузок: 47 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог



Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 09.12.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал