Цели урока:
Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; отметить нравственную ценность романа Лермонтова; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь обучающихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
УУД к уроку:
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;
– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать;
– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.
Технологии: предметно-ориентированные, технология проблемного обучения, технология исследовательского обучения, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии.
Вид урока: урок – диспут.
Тип урока: урок актуализации знаниево-практических компетенций и речевого развития обучающихся.
Средства обучения: художественный текст, иллюстрации к произведению, наглядный материал, карточки.
Конструкционный план урока
I. Организационный момент
II. Создание ситуации целеполагания обучающимися. Мотивация учебной деятельности (включение фронтального опроса по актуализации знаний)
- Итак, изучение романа Лермонтова «Герой нашего времени» завершено. Мне хотелось, чтобы вы в ходе исследования самостоятельно подвели итоги знакомства с этим произведением, показали глубину понимания смысла, который М.Ю.Лермонтов вложил в своё произведение. Перед тем, как мы определим тему и цели урока, послушайте притчу.
Притча №1.
По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Шел он себе шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним — оазис! Прекрасные ворота, за оградой — музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.
— Что это такое? — спросил путешественник у привратника.
— Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.
— А есть там вода?
— Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…
— А поесть дадут?
— Все, что захочешь.
— Но со мной собака.
— Сожалею, сэр, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь.
И путешественник пошел мимо. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.
— Я хочу пить, — попросил путешественник.
— Заходи, во дворе есть колодец.
— А моя собака?
— Возле колодца увидишь поилку.
— А поесть?
— Могу угостить тебя ужином.
— А собаке?
— Найдется косточка.
— А что это за место?
— Это рай.
— Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай — там.
— Врет он все. Там ад.
— Как же вы, в раю, это терпите?
- Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей.
- О чём эта притча? (О дружбе).
- А теперь сформулируйте часть темы урока, связав слово «дружба» с главным героем романа.
- Как звали главного героя романа? (Г.А. Печорин).
- Равную позицию с дружбой занимает и другая общечеловеческая ценность. Вы её назовёте, когда прослушаете высказывание знаменитого американского писателя Рэя Брэдбери.
Высказывание.
*** - это когда хочешь переживать с кем-то все четыре времени года. Когда хочешь бежать с кем-то от весенней грозы под усыпанную цветами сирень, а летом собирать ягоды и купаться в реке. Осенью вместе варить варенье и заклеивать окна от холода. Зимой - помогать пережить насморк и долгие вечера… (Любовь).
- Помогите мне сформулировать тему занятия (Испытание любовью и дружбой Г.А. Печорина).
- Как в литературе именуют героя, который выделяется своей непохожестью на окружающих, испытывает противоречивые чувства, с мятежною душой и индивидуализированной позицией, бросает вызов судьбе и зачастую жизнь трагически прерывается? (Романтический).
- Ребята, поскольку тематическое направление нашего урока определено (открыть на доске тему), нам предстоит применить свои знания, усилия, чтобы прийти к пониманию целей занятия.Помогите мне сформулировать цели занятия. (1.Разобраться при помощи художественного текста, какое значение определял Печорин для любви и дружбы. 2. Дать нравственную характеристику личности Печорина).
- Как определил жанровую принадлежность для своего произведения Лермонтов? (психологический роман)
III. Исследовательская работа по тематическому направлению на основе проблемных ситуаций
1. Слово учителя.
В стихотворении «Дума» М.Ю. Лермонтов с грустью говорит:
Печально я гляжу на наше поколенье./Его грядущее иль пусто, иль темно.
Меж тем под бременем познанья и сомненья/В бездействии состарится оно….
- Как вы понимаете смысл этих строк?
-В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» важна и интересна для изучения проблема потерянного поколения. У каждого поколения свои особые черты и своя судьба. Сегодня мы попробуем вместе с вами нарисовать портрет поколения 30-х годов XIX века, опираясь на материал романа. Литературный образ Печорина поможет нам проанализировать значимость любви и дружбы, укажет качества, помешавшие обрести счастье.
2.Демонстрация самостоятельной поисково-творческой работы обучающихся
(иллюстрации с аннотацией по образам).
- Печорин - центральный персонаж романа, обратимся к внешней характеристике, поскольку внутренний мир будем раскрывать на основе анализа взаимоотношений с другими персонажами. «Молодой офицер лет 25…Среднего роста, стройный, широкоплечий. Носит дорогую одежду: бархатный сюртук, чистые перчатки и сапоги. Белокурые кудри. Карие глаза, которые никогда не смеются» (обучающийся определяет портрет Печорина на середину доски).
1)Любовь в жизни Печорина (выступление обучающихся дополняется заполнением схемы на доске):
А) Любовь-интрига. Княжна Мери и Печорин. Пятигорск.
Дополнение к схеме на доске («Она влюбилась до безумия, бедняжка» (Мери), «Я над Вами насмехался. Теперь мне скучно» (Печорин).
Б) Опасное увлечение. Ундина и Печорин. Тамань.
Дополнение к схеме на доске («Ты видел - ты донесёшь» (Ундина), «Всё это было для меня обворожительно» (Печорин).
В) Любовь-каприз. Бэла и Печорин. Аул горцев.
Дополнение к схеме на доске («Часто грезился во сне» (Бэла), «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни» (Печорин).
2) Дружба в жизни Печорина (выступление обучающихся дополняется заполнением схемы на доске):
А) Дружба-соперничество. Грушницкий и Печорин.
Дополнение к схеме на доске («Мы были с ним приятелями» (Грушницкий), «Лишь бы не столкнуться на одной тропе» (Печорин).
Б) Случайная дружба. Вулич и Печорин.
Дополнение к схеме на доске («А он забавный человек!» (Печорин), «Мой друг, я спорил бы бесконечно»).
В) Дружба по обстоятельствам. Максим Максимович и Печорин.
Дополнение к схеме на доске («Нет проку в том, кто старых друзей забывает!» (Максим Максимович), «Я вам рад, но слишком спешу» (Печорин).
3. Конструирование вывода к исследованию.
- Исследование системы взаимоотношений Печорина привело нас к пониманию, почему герой так и не достиг счастья. (Не понимал сущности любви и дружбы: ответственность за чужую жизнь, забота, самоотверженность (термины «дружба», «любовь» на карточках). Сущность Печорина сопоставима с исповедью лирического героя из стихотворения 1840 года «И скучно и грустно» (декламация учителем).
IV. Постановка домашнего задания
1. Составить сочинение по материалам урока «И скучно и грустно…Отчего Печорин не постиг ни любви, ни счастья?» (с использованием критики В.Г. Белинского).
V. Рефлексия (с включением самооценки и взаимооценки работы на уроке) Заполняется лист самооценки.
Я узнал…
Мне было интересно узнать…
Особенно мне понравилось на уроке…
Удалось ли нам достичь цели урока...
|