Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Одним из эффективных средств сенсорного развития детей возраста является использование дидактических игр – игровых заданий, направленных непосредственно на развитие сенсорных способностей (различение формы, цвета, объема и др.). Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое обучение.
Дидактические игры способствуют развитию таких мыслительных операций, как анализ, мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон; сравнение, установление сходства и различия между предметами или какими-либо признаками; синтез, мысленное объединение частей, свойств в единое целое; обобщение, мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам.
Цель: развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
Основные задачи дидактических игр вытекают из их содержания и в раннем возрасте могут быть:
- по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
- по развитию мелкой моторики (движение пальцев, ладоней);
- по развитию речи (пополнению и активизации словаря);
- по ознакомлению с окружающим миром.
Помимо этого, дидактические игры решают ряд других задач:
- развитие коммуникативных навыков, взаимодействия со сверстниками;
- нравственное воспитание;
- развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).
В данном сборнике представлены настольные дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста условно разделенные по трем разделам:
- по сенсорному развитию, направленные на развитие познавательных действий у детей раннего возраста;
-по развитию речи;
-по ознакомлению с окружающим миром.
Планируемые результаты: у детей сформированы сенсорные эталоны, умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве), по возрасту активизирован словарь и сформированы знания об окружающем мире.
Данные игры проводятся с целью – формировать представление о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развитие разных видов детского восприятия (внимание, память и мышление), поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, развитие мелкой моторики рук.
- «Найди пару»: (рукавички, носочки, сапожки).
Игры помогают развить внимание, память, мелкую моторику, речь ребенка. Играя в эту игру ребенок научится сопоставлять предметы и выделять похожие.
- «Подбери узор», «Цветные коврики», «Узоры для матрешки», «Что к чему подходит».
Малыши смогут развить зрительное восприятие, внимание, мышление, память, воображение.
Если ребенку тяжело ориентироваться с большим количеством сложных орнаментов и геометрических форм, не стоит его переутомлять. Начните с 2 – 3 картинок, каждый раз предлагая новые узоры. С детьми постарше, можно подбирать «заплатки» на скорость или играть в игру по принципу лото.
- Игры с прищепками
Игры с прищепками развивают мелкую моторику пальчиков рук, а мелкая моторика – это основа для развития речи, памяти, мышления.
Такие игры познакомят малыша с окружающим миром, помогут интеллектуально развить ребенка, развить чувство ритма и конструктивное мышление, а так же развить логику, мышление и речь.
- из прищепок добавить солнышку – лучики, ежику – иголочки, рыбке – хвостик и плавники, тучке – капельки, подбери по цвету и т.п.
- «Прищепки в корзине»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев; развитие умения снимать и надевать прищепки.
Материал: маленькие прищепки, корзинка (с тонкой ручкой).
Ход игры: Входит зайчик. Детки, посмотрите к нам зайчик пришел и что-то с собой принѐс. Дети рассматривают корзину с прищепками. Воспитатель говорит: зайчик хочет с вами поиграть. И показывает действия с прищепками. Дети пробуют надевать и снимать прищепки на корзинку. После этого происходит обыгрывание. Одну прищепку надевает ребѐнок, другую воспитатель (в роли зайчика). И так же снимают.
- «Парные картинки»
Задачи: тренироваться находить сходства и различия между двумя картинками, научить отбирать одинаковые; воспитывать умение выполнять правила игры.
Инструкция: Взрослый берет 2 картинки, на которых изображены одинаковые предметы. Спрашивает что это, а также даѐт добавочную информацию (они одинаковые). Затем раздаѐт детям по 6 карточек и просит найти пары.
- Мозаика «Геометрические фигуры»
Задачи: закрепить знание основных геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника, овала); помочь малышам научиться соотносить словесный образ с изображением; развивать внимание, память;
Инструкция: Дети получают набор геометрических фигур и основу с углублениями. «Ребята, назовите фигуры, соответствующие каждому углублению». «А теперь найдите среди своих фигур те, что подходят под форму на основе».
- «Собери цветок»
Цель: закрепление знания основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка; развивать мелкую моторику пальцев.
Материал: цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним.
Ход игры: Дети, давайте соберѐм на этом столе красивые цветы. У вас рядом лежат кружочки разного цвета. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветок. Когда каждый из вас соберѐт свой цветок, мы сделаем букет и покажем его куколке. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы, серединка).
- «Грибочки по местам»
Цель: формирование умения детей вкладывать грибочки в отверстия и различать основные цвета.
Материал: небольшая дощечка, разделенная на четыре квадрата красного, зеленого, желтого и синего цветов и двадцать грибочков (по пять каждого цвета).
Ход игры: Воспитатель показывает детям дощечку с грибами. Затем называет цвет квадратов и грибов. Освобождает дощечку от грибов и говорит, а теперь я поставлю грибочки по местам. И показывает, как это нужно сделать, поясняя свой рассказ. После этого раздает детям по пять грибов (одного цвета) и предлагает самим расположить грибы по местам и назвать их цвет.
- «Разноцветные полоски - дорожки»
Цель: формирование умения детей сравнивать предметы по одному и нескольким признакам одновременно.
Материал: Цветные полоски из бумаги (красные, синие, зеленые, желтые)
Ход игры: Разложить разноцветные полоски разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать полоски по длине: какая самая длинная (красная), какая самая короткая (синяя), длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Можно сравнить ленты по ширине (самая широкая – зеленая, узкая – желтая). Выбрать вместе с детьми полоску самая длинную и узкую, короткую и широкую»
- «Сделай бусы»
Для игры подготовьте шнурки и бусины 4-х цветов: красного, голубого, зеленого, желтого.
Расскажите воспитанникам, что куклы собрались на именины, но им нечем себя украсить. Предложите сделать бусы, покажите детям шнурки и коробку с разноцветными бусинами. Задача – выбрать из коробки бусины определенного цвета, нацепить их на шнурок аналогичного цвета.
|