Сегодня: 03.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мое здоровье в моих руках"

СКАЧАТЬ (189.6 Kb) 06.04.2023, 19:25
Прокопенко Светлана Георгиевна
учитель биологии, МОУ "СШ №5 Краснооктябрьского района города Волгограда"
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мое здоровье в моих руках» - естественнонаучная, поскольку она ориентирована на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся как компонента базовой культуры личности, актуализацию потребности в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и побуждению к формированию своего здоровья собственными силами.

Актуальность программы. В настоящее время наблюдается дефицит внимания к детям и подросткам со стороны взрослых, предъявляются огромные и все возрастающие требования к детской психике и организму. Программа призвана дать обучающимся основы знаний, умений и навыков по вопросам анатомии, физиологии и личной гигиены, профилактики заболеваний и несчастных случаев, выработать навыки оказания доврачебной (немедицинской) помощи при острых и хронических заболеваниях, травмах различного генеза. В игровой форме разбираются различные клинические случаи, вырабатывается умение ясно и просто формулировать, и высказывать свои мысли.

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании развивающей среды для формирования ответственного отношения к собственному здоровью, положительной мотивации, выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить здоровье в современных условиях жизни, дальнейшей профориентации и социализации в обществе определяет целесообразность применения следующих активных методов и приемов: исследование, сравнение, игровые моменты. В целом программа может вызывать повышенный интерес к изучаемому предмету и профессиям, связанным с биологией и медициной, занятия по данной программе помогут определиться в выборе профессии.

Отличительные особенности программы. Настоящая программа составлена на основе программ Драгомилова А.Г., Маша Р.Д. «Биология. Человек» (2012 г.); Бубнова В.Г. и Бубновой Н.В. «Основы медицинских знаний» (2005 г.) и Артюниной Г.П. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (2009 г.), рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для профильных классов и успешно реализуемой в организациях дополнительного образования. В отличие от программ, которые легли в ее основу, в данной программе уделяется большое внимание вопросам личной гигиены и здорового образа жизни, применяются современные педагогические технологии: игровая, диалогового обучения, личностного ориентированного обучения, репродуктивная и на элементарном уровне – учебно-исследовательская.

Отличительные особенности данной программы второго года обучения заключается в том, что она сочетает в себе валеологическую и экологическую составляющие.

Адресат программы: учащиеся от 11 до 18 лет. Набор детей в группы осуществляется в начале учебного года. Чтобы программа была результативной, обязательно должны учитывается особенности данного возраста обучающихся.

Юношеский возраст считается одним из важнейших этапов становления и развития личности. В возрасте от 13 до 17 лет происходит формирование самосознания, что является главным итогом переходного возраста, по мнению советского психолога Л.С. Выготского. Растет уровень самостоятельности, социальной активности. По его мнению в основе развивающего обучения лежит идея о том, что "психические функции образуются в результате взаимодействия человека с социальной средой". Освоение механизмов мышления и культуры поведения происходит через деятельность ( познавательная, практическая, ценностно-ориентированная и др) Так как в развитии личности велика роль социальных и педагогических факторов, то обучение должно быть организовано так, чтобы происходило стимулирование развития личности, включения механизмов осознания своей деятельности с развитием внутренней мотивации. Развитие интеллекта в этом возрасте тесно связано с развитием творческих способностей, проявлении инициативы. Задача учителя состоит в том, чтобы распознать интерес, творческую направленность и попытаться развить ее в нужном направлении для достижения тех или иных умений и навыков.

Количество обучающихся в группе: от 15 до 20 человек.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения с общим объемом – 92 часа. Программа реализуется в реестре бюджетных программ в течение 12 месяцев (с сентября по август).
1-2-й год обучения - 46 часов.
Уровень программы:
1-й год – ознакомительный;
2-й год – базовый.

Форма обучения – очная, с применением дистанционных образовательных технолоогий. Программа «Мое здоровье в моих руках» реализуется в очной форме с учащимися МКОУ «СШ с углублённым изучением отдельных предметов города Жирновска» на базе кабинета биологии в рамках проекта «Создание новых мест в дополнительном образовании» в Жирновском муниципальном районе.

Режим занятий: 1 раз по 1 часу в неделю (46 недель, 46 часов с сентября по август). Продолжительность учебного занятия – 45 минут (1 академический час). Перерыв между занятиями 10 минут в соответствии с СанПиНом 3.1/2.4.3598-20 от 30 июня 2020 года N 16.
Особенности организации образовательного процесса. Специфика предполагаемой деятельности обучающихся обусловлена тем, что теоретические знания подкрепляются практическими занятиями с использованием современных образовательных технологий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и здоровье сберегающих технологий. Практические задания способствуют умению применять полученные теоретические знания на практике, например, в умении оказать первую медицинскую помощь при травмах, отравлении, некоторых видах заболеваний.

Виды занятий: практические занятия проходят в разных формах: индивидуальные, практические работы, экскурсии, семинары, интернет- проекты.

В отборе содержания и ее структуре, а именно, спиральная последовательность освоения содержания, акцентирование наиболее важных идей, логика прохождения программы.
При разработке программы за основу взяты такие методы, как стимулирование и мотивация обучения, методы организации и осуществления учебных действий, чередование которых способствует достижению главных целей и задач программы.

Занятия включают в себя следующие формы организации деятельности учащихся:
- фронтальная (все одновременно выполняют общую для всех работу, обсуждают, сравнивают, обобщают результаты: экскурсии, урок-викторина, интегрированные занятия, познавательные игры);
- групповая (создание групп по 3-6 человек для решения конкретных учебных задач: практические работы, лабораторные работы, семинарские и зачетные работы);
- индивидуальная (каждый получает задание для самостоятельного выполнения, специально подобранное для конкретного обучающегося в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями: тестирование, творческая работа, анкетирование, исследовательская работа, проект).

Все используемые формы и методы обучения направлены на стимулирование и активизацию познавательного интереса обучающихся, формирование творческих умений и навыков.

Особенность реализации программы заложена в отборе содержания и ее структуре, а именно, спиральная последовательность освоения содержания, акцентирование наиболее важных идей, логика прохождения программы.

Цель и задачи программы.
Цель программы:
формирование у обучающихся ценностей здорового образа жизни и правильных представлений о здоровье и функциях человеческого организма.
Цель программы первого года обучения: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся как компонента базовой культуры личности.

Задача первого года обучения:
Образовательные (предметные) задачи:
- познакомить с понятием «здоровье», факторами, формирующие и разрушающие здоровье;
- сформировать представление о воздействии главных экологических факторов на организм человека (солнце, воздух, вода, бытовые отходы);
- познакомить со строением скелета и функциями скелетных мышц;
- познакомить с классификацией травм, способами оказания первой помощи при ушибах, растяжениях, вывихах, заболевания опорно- двигательного аппарата;
- сформировать представление о внутренней среде человека и ее компонентах (кровь, лимфа, тканевая жидкость), ее значением в гомеостазе;
- познакомить с дыхательной системой человека и ее функциями;
- создать представление о значении пищи для роста и развития организма;
- познакомить со строением и свойствах кожи, гигиеной кожи;
- сформировать представление об органах чувств, заболеваниях и их профилактике.
- разучить упражнения на формирование и коррекцию осанки;
- научить применять способы оказания первой помощи при остановках сердца;
- научить применять способы оказания первой помощи при остановки дыхания;
- учить проводить самодиагностику дыхательной системы;
- учить определять ЖЕЛ;
- научить применять способы оценки функционального состояния системы дыхания;
- учить определять обеспеченность организма человека витаминами и микроэлементами;
- учить составлять рацион питания;
- научить определять типы кожи на различных участках лица; приемам ухаживания за собственным телом (кожей, волосами, ногтями);
- учить определять остроту зрения, слуха, обоняния;
- разучить комплекс упражнений для глаз;
- учить способам оказания первой помощи при ранениях, кровотечениях, отравлениях;
- учить проводить простейшие исследования, оформлять исследовательский проект и проводить защиту.

Личностные задачи:
- сформировать положительную мотивацию на оздоровление, укрепление собственного здоровья, на ведение здорового образа жизни;
- воспитывать потребность в ведении здорового образа жизни;
- воспитывать экологическую ответственность;
- воспитывать трудолюбие, стремление добиваться поставленной цели в укреплении своего здоровья.
Метапредметные задачи:
- воспитывать самостоятельность в приобретении знаний, умений и навыков;
- развивать чувство ответственности за состояние природной среды, навыки бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- сформировать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
- сформировать умение проводить самостоятельные наблюдения;
- развивать познавательную активность, творческие способности, любознательность;
- сформировать коммуникативные навыки.

Цель второго года обучения: формирование у обучающихся представлений об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, а так же основ критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленных на сохранение психического, физического, нравственного здоровья.

Задачи второго года обучения:
Образовательные (предметные):
-сформировать представления о положительных и отрицательных факторах воздействия на организм человека;
-углубить знания об инфекционных, иммунных и генетических заболеваниях, ЗПП, о нарушениях работы нервной системы; об особенностях формирования личности в семье и обществе;
- познакомить с гигиеной своего тела, физиологических особенностях организма подростка, о профилактике заболеваний, передающихся половым путем;
- сформировать представление о рациональной организации режима учебной деятельности, отдыха;
- расширить понимание взаимосвязи проблем здоровья человека и негативных последствий деградации природной среды;
- совершенствовать способы оказания первой медицинской помощи;
- научить анализировать и контролировать свой режим дня;
- научить использовать свой творческий потенциал в подготовке рефератов, сообщений, выполнении практических и исследовательских работ.
Личностные задачи:
- сформировать умение выбирать стиль поведения, обеспечивающий безопасность жизни и здоровья для себя и окружающих;
- сформировать умение противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые могут угрожать жизни и здоровью.
Метапредметные:
-сформировать умение проводить наблюдение, сравнивать, анализировать, делать выводы;
- формировать умение слушать, вести диалог;
сформировать умение толерантно относиться к окружающим и умение разрешать конфликтные ситуации.

Содержание 1-го года обучения.
Раздел 1. Введение в образовательную программу. (2 часа)

Теория. Что такое здоровье? Факторы, формирующие здоровье? Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки, курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания.
ДОТ: видеоролик «Азбука здоровья» 
видео «Влияние наркотиков на здоровье человека» 
видео «О влиянии табака на умственное развитие» 
видеоролик «Вредные привычки» 
мультфильм «Опасное погружение» 
Формы контроля: опрос.

Раздел 2. Экология и здоровье. (3 часа)
Теория. Загрязнение окружающей среды.
Практика. Воздействие главных экологических факторов на организм человека (солнце, воздух, вода).
Бытовые экологические загрязнители и борьба с ними. Бытовые облучения.
ДОТ: видео «Возможные опасности и опасные ситуации дома» 
видео «Общее понятие опасности и чрезвычайной ситуации» 
Формы контроля: анкетирование «Что такое ЗОЖ?».

Раздел 3. Опорно-двигательная система. (4 часа)
Теория. Скелет. Связки и хрящи. Строение и функции скелетных мышц.
Практика. Неотложные состояния в медицине. Травма. Классификация травм. Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах.
Профилактика нарушений и заболеваний опорно- двигательного аппарата. Формирование правильной осанки. Разучивание упражнений на коррекцию осанки.
ДОТ: видео «Структура тела человека»
фильм «Строение тела человека» 
видеоролик «Опорно-двигательная система» https://www.youtube.com/watch?
фильм «Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах» 
Формы контроля: решение кроссвордов «Скелет», тест «Твой двигательный режим».

Раздел 4. Сердечно-сосудистая система. (4 часа)
Теория. Внутренняя среда человека и ее компоненты (кровь, лимфа, тканевая жидкость), ее значение в гомеостазе. Иммунитет.
Практика. Форменные элементы крови. Резус-фактор. Переливание крови.
Работа сердца. Кровообращение. Частота сердечных сокращений. Пульс. Давление крови. Гипертония, гипотония. Заболевания сердца и их профилактика. Первая помощь при остановках сердца.
ДОТ: фильм «Сердечно-сосудистая система» 
фильм «Микробы под микроскопом»  фильм «Сердце и сосуды» 
Игры: «Состав крови», «Борьба с микробами», «Циркуляция воздуха в крови», «Выведение вредных веществ», «Заживление ран», «Что у нас под кожей?»
Фильм «Работа сердца и кровообращение организма» 
Формы контроля: решение кроссвордов «Кровообращение», тест «Тренированность сердца».

Раздел 5. Дыхательная система. (3 часа)
Теория. Пути воздуха в легкие. Газообмен. Четыре типа дыхания. Частота дыхания, жизненная емкость легких. Заболевания дыхательной системы. Первая помощь при остановке дыхания. (1/1)
Дыхание и ортобиотика самодиагностики дыхательной системы. Проба Бутейко.
Понятие об ароматерапии. Использование эфирных масел. Духи и немного о парфюмерии.
ДОТ: фильм «Легкие. Строение легких»
фильм «Первая помощь при поражениях органов дыхания» 
Формы контроля: игра «Путешествие в мир дыхания».

Раздел 6. Дыхание - объективный показатель самоконтроля. (2 часа).
Практика. Уравнение для расчета должной жизненной емкости легких. Пр. работа «ЖЕЛ».
Оценка функционального состояния системы дыхания. Практическая работа «Звуковой тест - мычание», «Задержка дыхания на вдохе (проба Штанге)». «Задержка дыхания на выдохе (проба Генчи)», проба «Толерантность дыхания».
ДОТ: фильм «Как мы дышим?»
Фильм «Механизм дыхания Жизненная ёмкость лёгких» 
фильм «Заболевания органов дыхания, их профилактика» 
Формы контроля: пробы на определение ЖЕЛ.

Раздел 7. Питание и жизнь (3 часа)
Теория. Пища человека. Ее значение для роста и развития организма. Белки, жиры и углеводы. Минеральные вещества. Микроэлементы. Витаминная азбука. Тест «Что вы знаете о витаминах». Пр. работа «Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами».
Практика. Вредные компоненты пищи: нитраты, радионуклиды, тяжелые металлы, пищевые добавки.
Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (гастрит, колит, дизентерия, холера, ботулизм).
ДОТ: фильм «Значение и состав пищи»
фильм «Витамины и их роль в организме человека» 
фильм «Роль витаминов и микроэлементов в организме человека»
фильм «Правильное питание» 
фильм «Гигиена питания. Инфекционные заболевания органов пищеварения» 
Формы контроля: «Делимся рецептами приготовления любимых блюд». «Что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым». Изготовление буклета «Любимые семейные блюда».

Раздел 8. Кожные покровы. Органы выделения (4 часа).
Теория. Строение и свойства кожи. Гигиена кожи.
Кожа и теплорегуляция. Ожоги (термические, химические, радиационные). Первая помощь при ожогах.
Практика. Обветривание, обморожение кожи. Первая помощь при обморожениях.
Кожные заболевания и их профилактика. Типы кожи и натуральная косметика. Пр. работа «Определение типов кожи на различных участках лица».
Мочевыделительная система, профилактика заболеваний.
ДОТ: фильм «Строение и функции кожи»
фильм «Роль кожи в теплорегуляции» 
фильм «Ожоги и отморожения. Первая помощь»
Формы контроля: практическая работа.

Раздел 9. Органы чувств (3 часа).
Теория. Особенности зрительного восприятия окружающей среды. Строение глаза. Близорукость и дальнозоркость. Профилактика.
Практика. Практическая работа «Гимнастика для глаз». Тест на прозрачность хрусталика.
Орган слуха у человека. Влияние шума на здоровье человека. Определение остроты слуха. Заболевание органов слуха. Гигиена слуха.
Орган обоняния. Роль запахов в природе и их восприятие человеком.
Практическое занятие «Любимый запах». Заболевания носа. Ринит. Аллергия. Полиноз. Гайморит.
ДОТ:
Формы контроля: тест, практическая работа.

Раздел 10. Оказание первой помощи (6 часов)
Практика. Понятие о ране. Классификация ран. Первая помощь при ранениях. Перевязочный материал. Правила наложения повязок.
Виды кровотечений и их характеристика. Временная остановка кровотечения. Первая медицинская помощь при кровотечениях.
Первая помощь при остановке дыхания.
Первая помощь при отравлениях.
ДОТ:
Формы контроля: практическая работа.

Раздел 11. Аттестация учащихся. (2 часа)
Практика.
Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год:
- в конце первого полугодия (декабрь) в форме итогового занятие;
- в конце учебного года (май, август) в форме: итогового занятия, защиты проектов.
Защита учебных проектов «Резервы нашего организма».
«Какие знания о здоровье ты считаешь наиболее важными». Тестирование. Решение кроссвордов.
Формы контроля: итоговое занятие, защита проектов.

Раздел 12. Проектная деятельность. (10 часов)
Практика. В летний период (июнь-август) самостоятельная работа над рефератами и исследовательскими проектами по темам программы. Например, «Физические упражнения и осанка человека», «Как сберечь свое здоровье», «Мое здоровье-успешное будущее», «Моё здоровье - мой успех», «Я здоровым быть хочу!», «Здоровая пища-основа жизни».
Формы контроля: видеоотчет, презентация проектов.

Содержание учебного 2-го года обучения.
Раздел 1. Заболевания, связанные с вредными привычками. 5 ч (2/3)
Тема 1.1 Виды вредных привычек. Курение.

Теория Понятие вредных привычек. Основные группы вредных привычек. Курение- миф и реальность. Влияние курения на организм человека- анемия, сердечно- сосудистые заболевания, ухудшение памяти, внимания, сбои в работе пищеварительной системе. Влияние на будущее потомство.
Практика Дискуссия на тему "Курение и материнство".
Форма контроля: беседа.

Тема 1.2 Алкоголь и его влияние на организм.
Теория Алкоголь и его влияние на физическое и психическое здоровье. Причины употребления алкоголя. Лечение алкоголизма.
Практика Проблемная дискуссия на тему "Алкоголизм, его последствия
и предупреждение".
Форма контроля: дискуссия.

Тема 1.3 Наркотики. Виды наркотиков. Влияние на организм.
Теория Наркотики. Классификация наркотиков. Наркотическая зависимость, ее последствия. Влияние разрушающего действия наркотиков на организм человека.
Формы контроля: тестирование.

Тема 1.4 Токсикомания.
Теория Токсикомания, понятие, виды токсикомании. Подростковая токсикомания, причины и последствия.
Формы контроля: тестирование.

Тема 1.5 Здоровый образ жизни. Факторы, сохраняющие здоровье.
Теория Понятие ЗОЖ, факторы, сохраняющие здоровье. Оздоровительные системы. Влияние вредных привычек на физическое и психическое здоровье.
Практика Занятие с элементами психологического тренинга. Моделирование ситуации "Зависимость успешности человека от его образа жизни".
Форма контроля: педагогическое наблюдение.

Раздел 2. Гигиена питания. 6 ч (3/3)
Тема 2.1 Пища. Питательные вещества. Обмен веществ в разном возрасте.

Теория Питательные вещества, белки, жиры, углеводы. Рациональное питание. Состав пищи.
Формы контроля: тестирование

Тема 2.2 Витамины.
Теория Витамины, группы витаминов- водорастворимые и жирорастворимые, примеры. Биологическая роль витаминов. Содержание витаминов в пищевых продуктах. способы сохранения витаминов в пище. Авитаминоз, гиповитаминоз, причины, симптомы.
Формы контроля: кроссворд.

Тема 2.3 Теория рационального сбалансированного питания.
Теория Современное представление о рациональном и полноценном питании. Положения теории рационального питания. Пища, характер питания и их влияние на биологические характеристики организма человека-рост, развитие. состояние всех возрастных групп, функции органов и систем, темпы старения, продолжительность жизни. Отступление от сбалансированного питания, положительные и отрицательные стороны соблюдения религиозных постов.
Формы контроля: видеофильм, обсуждение фильма.

Тема 2.4 Сбалансированность витаминов и минеральных веществ в питании.
Теория Сбалансированность витаминов, минеральных веществ как одно из условий рационального питания. Понятие режима питания. Правильный суточный рацион человека. Гигиенические принципы питания работников умственного и физического труда. Изучение и анализ состояния питания при последовательной оценке: 1) фактического питания 2) состояния здоровья 3) экологического статуса. Методы изучения питания. Анализ и оптимизация оптимального питания.
Практика Практическая работа "Рациональное питание. Режим питания. Рацион моего питания".
Форма контроля: анализ режима питания и рациона.

Тема 2.5 Культура питания. Энергетическая ценность. Диеты.
Теория Культура питания, ее значение и роль в формировании здорового образа жизни. Питательные вещества, их энергетическая ценность. Калорийность пищевых продуктов. Калорийность суточного рациона. Потребности человека в пищевых веществах от энергетических затрат. Пища- источник энергии для работы всех систем организма, обновления тканей.
Практика Практическая работа "Составление суточного рациона для разных возрастных групп населения и их физиологическая оценка".
Форма контроля: практическая работа.

Тема 2.6 Пищевые продукты-аллергены.
Теория Пищевая непереносимость, виды реакций на пищу. Понятие аллергия, аллергены. Формы пищевой непереносимости. Что лежит в основе аллергических реакций. Факторы, способствующие пищевой аллергии. Особенности пищевой аллергии. Аллергические состояния.
Практика Практическая работа "Составление суточного рациона в связи с указанной лечебной диетой".
Форма контроля: практическая работа.

Раздел 3. Половая система человека и связанные с ней социальные проблемы. 10 ч (5/ 5)
Тема 3.1 Заболевания, передающиеся половым путем.

Теория Основные инфекции, передаваемые половым путем- сифилис, гонорея, трихомониаз, хламидиоз, мочеполовой кандидоз (молочница), гарднереллез, генетальный герпес. Основные симптомы заболеваний, последствия.
Формы контроля: анкетирование.

Тема 3.2 Профилактика заболеваний ЗПП
Теория Последствия заболеваний инфекциями, передающимися половым путем, влияние на организм и будущее поколение. Профилактика заболеваний. Культура полового воспитания.
Практика Консультация "Как защитить себя от ИПП. Культура полового воспитания".
Форма контроля: собеседование.

Тема 3.3 Контрацепция. Аборты. Опасность абортов для здоровья женщины.
Теория. Контрацепция- альтернатива аборту. Виды контрацепции. Опасность первых абортов для здоровья женщин. Последствия абортов для женского здоровья в целом. Профилактика абортов.
Практика Проблемная дискуссия "Опасность абортов для здоровья женщин". Форма контроля: беседа.

Тема 3.4 Беременность. Гигиена беременности. Последствия ранней беременности.
Теория Гигиена беременной женщины- основные принципы и важность соблюдения. Гигиена питания, уход за телом, выбор одежды, уход за зубами, душевная гигиена беременной.
Формы контроля: анкетирование.

Тема 3.5 Генетика и наследственные заболевания.
Теория Генетика в России. Хромосомная генетическая карта человека. Геном человека. Виды генетических обследований. Генетические заболевания и методы их исследования.
Формы контроля: тестирование.

Тема 3.6 Планирование семьи и задачи, стоящие перед генетикой.
Теория Планирование семьи и репродуктивное здоровье. Для чего нужно планирование семьи. Важность планирования семьи. Центры медико-генетического консультирования в России.
Практика Практическая работа "Основные этапы планирования семьи и их характеристика".
Форма контроля: практическая работа.

Тема 3.7 Гигиена мужчины и женщины
Теория Значение личной гигиены в жизни человека. Гигиена мужчины и женщины. Воспитание культуры половой жизни. Важность профилактических медицинских осмотров.
Формы контроля: анкетирование.

Тема 3.8 Функциональные признаки полового воспитания.
Теория Содержание полового воспитания. Сексуальное воспитание, направленное на оптимизацию формирования сексуально-эротических ориентаций и сексуального сознания.
Практика. Дискуссия "Психосексуальное развитие подросткового и юношеского возраста".
Форма контроля: наблюдение.

Тема 3.9 Взаимоотношение полов.
Теория Формирование поролевого поведения. Качество мужественности и женственности. Аспекты родословной, перспективы физиологического и социального развития ребенка в семье. Роль родителей.
Практика Проблемная дискуссия. "Связь людей в семье и их социальные и семейные роли".
Форма контроля: собеседование.

Раздел 4. Поведение и психика. (14 часов)
Тема 4.1 Физиология ВНД

Теория. Высшая нервная деятельность. Роль Павлова И.И., Сеченова И.М, Ухтомского А., Бехтерева В.М. в становлении науки о ВНД. Врожденное поведение. Безусловные рефлексы. Инстинкты. Индивидуальные различия ВНД.
Формы контроля: обсуждение фильма.

Тема 4.2 Физиологическая организация мозга.
Теория Условные рефлексы, взаимодействие процессов возбуждения и торможения, протекающих в коре больших полушарий мозга. Закономерности условно-рефлекторной деятельности. Приобретенные формы поведения. Применение компьютерной полиграфии для диагностики. Компьютерная томография. Полиграфическая регистрация речевых, двигательных электроэнцефалографических вегетативных реакций.
Формы контроля: обсуждение фильма.

Тема 4.3 Потребности и мотивы поведения. Виды потребностей.
Теория Понятие потребность, виды потребностей по характеру, содержанию, происхождению. Понятие дискомфорта. Мотив, типы мотивов.
Практика Анкетирование "Наши потребности".
Форма контроля: анкетирование.

Тема 4.4 Изменчивость поведения.
Теория Изменчивость поведения, связанная с различной экспрессивностью признаков. Степень изменчивости поведения человека в аналогичных ситуациях. Генетическая изменчивость, которая может влиять на поведение человека.
Практика Дискуссия "Проблемы возрастной устойчивости и изменчивости личности".
Форма контроля: наблюдение.

Тема 4.5 Ощущение. Сенсорная адаптация.
Теория. Понятие сенсорной адаптации. В чем выражается адаптация. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация- повышение чувствительности органов в результате взаимодействия анализаторов и упражнений.
Формы контроля: обсуждение фильма.

Тема 4.6 Характер восприятия.
Теория Понятие восприятия. Физические раздражители и органы чувств. Свойства восприятия. Избирательность восприятия. Целостность восприятия. Иллюзии. Предмет восприятия. Осмысленность восприятия.
Практика Практическая работа "Виды и свойства восприятия".
Форма контроля: практическая работа.

Тема 4.7 Внимание. Воображение.
Теория Понятие воображения. Типы представлений воображения. Агглютинация. Акцентирование. Типизация. Типы воображения. Внимание. Переключение и распределение внимания. Пути совершенствования внимания. Внешнее и внутреннее внимание. Классификация внимания на основе волевой регуляции- произвольное, непроизвольное, после-произвольное. Причины возникновения тех или иных видов внимание.
Формы контроля: обсуждение фильма

Тема 4.8 Память.
Теория Память. Виды памяти в зависимости от условий возникновения-наследуемая (генетическая) и ненаследуемая (индивидуальная). Виды памяти в зависимости от форм проявления- иммунная, нервная, осознаваемые и неосознаваемые виды памяти. Виды сознательной памяти- образная, моторная, словесно-логическая, эмоциональная. Память по периоду хранения информации- сенсорная, долговременная и кратковременная. Значение памяти для формирования мыслительной деятельности и поведения.
Формы контроля: обсуждение фильма.

Тема 4.9 Физиологические аспекты памяти.
Теория Виды памяти, способы улучшения памяти. Распознавание с помощью тестов видов памяти.
Практика Практическая работа "Исследование преобладающего типа запоминания".
Форма контроля: практическая работа.

Тема 4.10 Мышление и речь.
Теория Мышление- высший познавательный процесс в сознании человека причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Анализ и синтез. Сравнение. Абстракция. Обобщение. Конкретизация. Систематизация. Методы мышления-индукция, дедукция, аналогия. Виды мыщления. Ум. Интеллект. Речь. Функции речи.
Практика Практическая работа "Методы выявления развитости свойств мышления".
Форма контроля: практическая работа.

Тема 4.11 Эмоции. Типы эмоциональных состояний.
Теория Эмоции и чувства. Фундаментальные эмоции- интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
Практика Практическая работа "Роль эмоций в межличностных отношениях". Форма контроля: практическая работа.

Тема 4.12 Личность. Задатки личности. Талант, развитие способностей.
Теория Личность. Структура личности. Индивид, индивидуальность, личность. Сомосознание, самооценка. Становление личности. Способности, виды способностей. Учебные и творческие способности. Одаренность. Типы одаренности. Талант.
Формы контроля: обсуждение фильма.

Тема 4 .13 Темперамент и характер.
Теория Темперамент и характер, основные различия. Взаимосвязь характера и темперамента. Типы темперамента- флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник. Свойства характера и темперамент.
Практика Практическая работа "Определение типа темперамента".
Форма контроля: практическая работа.

Тема 4.14 Волевые качества личности.
Теория Волевые качества личности: целеустремленность решительность, выдержка, терпеливость, смелость, энергичность, инициативность, настойчивость, принципиальность, организованность, дисциплинированность, самоконтроль. Способы развития волевых качеств.
Практика Тренинг "Формирование эмоционально-волевой сферы".
Форма контроля: опрос.

Раздел 5. Аттестация учащихся. (2 часа)
Практика.
Промежуточная аттестация проводится в конце первого полугодия (декабрь) в форме итогового занятие.
Аттестация по итогам освоения программы проводится в конце учебного года (май, август) в форме: итогового занятия, защиты проектов.
Формы контроля: итоговое занятие, защита проектов.

Раздел 6. Проектная деятельность. Человек в обществе. 6 час (3/3)
Тема 6.1 Общение. Средства общения.
Теория Место и роль общения в жизни человека. Средства общения- язык, интонация, мимика, жесты. Функции и структура общения. Предмет общения.
Потребности в общении. Классификация общения. Самостоятельное изучение. Формы контроля: тестирование.

Тема 6.2 Конфликты. Виды конфликтов.2 часа
Теория Понятие конфликт. Типы конфликтов по содержанию- реалистические, нереалистические. Классификация конфликтов по характеру участников- внутри личностные, межличностные, конфликты между человеком и группой, межгрупповые конфликты. Самостоятельное изучение.

Темы проектов:
1. Стили поведения в конфликте и их применение.
2. Конфликт и общение.
3. Возрастные кризисы.
4. Конфликты детской души.
5. Предупреждение конфликта.
6. Разрешение конфликта. Этапы разрешения. Правила разрешения.
7. Типы отношений родителей к детям.
8. Социально-психологические подходы к проблемам семьи.
9. Идея справедливости.
10. Психологические особенности внутри личностных конфликтов.
12. Неадекватность восприятия как фактор социально-психологического конфликта.
13. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности в общении.
14. Агрессия и агрессивность личности.
15. Психологические защиты и их роль в конфликтах.
18. Типы конфликтных личностей.
19. Культурные и этнические нормы взаимодействия в конфликте.
20. Стресс и психическое здоровье подростка.
Форма контроля: защита рефератов, проектов, презентаций.

Тема 6.3 Формирование поведения, ориентированного на успех.
Практика Тренинг "Формирование поведения, ориентированного на успех". Работа над проектом.
Формы контроля: Отчеты.

Тема 6.4 Защита учебных проектов.2 час
Защита исследовательских работ на платформе ZOOM.
Формы контроля: видеоотчет, презентация проекта.

Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Входная диагностика. Проводится в начале учебного года с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей в форме тестирования.
Текущий контроль
Текущий контроль – оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств, обучающихся; осуществляется на занятиях в течение учебного года. Текущий контроль проводится в форме контрольных занятий, педагогического наблюдения, тестирования, практических заданий.

Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация -предусмотрена по окончанию полугодия с целью выявления уровня освоения программы обучающимися и корректировки процесса обучения. Проводится в форме итоговых занятий, участия в школьных мероприятиях, концертах.
Аттестация по итогам освоения программы
Итоговый контроль – это оценка и уровень качества освоения обучающимися программы по завершению обучения. Проводится в форме итоговых занятий, тестирования, показывающих приобретенные знания и умения по всему пройденному курсу.
Формами аттестации по программе является педагогический мониторинг, включающий в себя контрольные, проверочные задания и тесты, беседы, анкетирование.
Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе носит вариативный характер.
Промежуточная аттестация проходит в течение учебного периода.
Текущий контроль проходит в форме творческого проекта, либо тестирования.

В конце учебного периода проводится итоговая аттестация в форме викторины и творческого проекта. При ДОТ – листы-задания для самостоятельной работы.
Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов являются грамоты учащихся, принявших участие в различных конкурсах; фотоотчет.
Диагностика умений проводится по 5-ти балльной шкале и соответствует уровням развития.
1 балл (низкий уровень):
- практически не обладает соответствующими умениями и навыками;
- имеет трудности в использовании оборудования (при выполнении задания).
3 балла (средний уровень):
-обладает соответствующими умениями и навыками в начальной степени;
-обладает навыками правильного использования оборудования, правильно выполняет простые приемы работы.
5 баллов (высокий уровень):
-обладает соответствующими умениями и навыками в отличной степени;
-обладает навыками правильного и быстрого использования оборудования.
Оценочные материалы
Для определения достижения учащимися планируемых результатов проводится диагностика и заполняется «Карта диагностики освоения программы и творческих достижений учащихся».
Качество ЗУН учащихся оценивается по трем уровням:
Низкий – учащийся требует постоянного внимания со стороны педагога, работу выполняет на репродуктивном уровне.
Средний – учащийся в большей степени работает самостоятельно, но копирует образец модели.
Высокий – учащийся работает самостоятельно, по собственным замыслам, вносит изменения в оформление задания, креативный уровень
Анкеты: "Что мы знаем о своем здоровье", «Что мы знаем о хронических заболеваниях», «Наркотики и подросток», «Культура общения»
Тест: «Что мы знаем о курении», «Вредно ли курить?», «Отношение к алкоголю»

Приложение 2.
Входной контроль
Личностные результаты
Форма: диагностика.
Описание, требования к выполнению: итоговый контроль проводится в форме лепестковой диагностики с целью выявления уровня развития личностных качеств:
-положительная мотивация на оздоровление, укрепление собственного здоровья, на ведение здорового образа жизни;
-потребность в ведении здорового образа жизни;
-экологическая ответственность;
-трудолюбие, стремление добиваться поставленной цели в укреплении своего здоровья.
Критерии оценивания: по 5-тибалльной шкале наличие у себя личностных качеств: культура общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни, чувство прекрасного и эстетические чувства, творческая индивидуальность.
5 баллов (высокий уровень) - проявляются качества в полной мере;
3 балла (средний уровень) - проявляются не в полной мере;
1 балла (низкий уровень) - не проявляются, рекомендована индивидуальная траектория для развития личностных качеств, включающая дополнительные занятия.
Примерные задания: (приложение 1):
Задание №1. Составьте лепестковую диаграмму из своих личностных качеств.
Количество попыток: 2-3

Промежуточная аттестация (в конце 1 полугодия - декабрь)
Формы: итоговое занятие.
Описание, требования к выполнению: промежуточная аттестация проводится в форме итогового занятия с целью определения уровня развития теоретических знания и практических умений. Продолжительность – 45 минут.
Критерии оценивания: выполнение требований программы по освоению теоретического и практического материала.
Результаты заносятся в информационную карту результативности освоения программы – приложение 4.

Метапредметные результаты.
Формы: педагогическое наблюдение.
Описание, требования к выполнению: в процессе педагогического наблюдения на учебных занятиях, в процессе показательных выступлениях на школьных мероприятиях оценивается:
- самостоятельность в приобретении знаний, умений и навыков;
- чувство ответственности за состояние природной среды, навыки бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
- проводить самостоятельные наблюдения;
- познавательную активность, творческие способности, любознательность;
- коммуникативные навыки.
Критерии оценивания:
Метапредметные результаты оцениваются по степени их проявления. 5 баллов – проявляются в полной мере.
3 балла – проявляются не в полной мере; 1 балл – проявляется эпизодично.
Данные наблюдения заносятся в Дневник педагогический наблюдений по каждому учащемуся – приложение 2.

Итоговый контроль
Личностные результаты
Форма: диагностика.
Описание, требования к выполнению: итоговый контроль проводится в форме лепестковой диагностики с целью выявления уровня развития личностных качеств:
-положительная мотивация на оздоровление, укрепление собственного здоровья, на ведение здорового образа жизни;
-потребность в ведении здорового образа жизни;
-экологическая ответственность;
-трудолюбие, стремление добиваться поставленной цели в укреплении своего здоровья.
Критерии оценивания: по 5-тибалльной шкале наличие у себя личностных качеств: культура общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни, чувство прекрасного и эстетические чувства, творческая индивидуальность.
5 баллов (высокий уровень) - проявляются качества в полной мере;
3 балла (средний уровень) - проявляются не в полной мере;
1 балла (низкий уровень) - не проявляются, рекомендована индивидуальная траектория для развития личностных качеств, включающая дополнительные занятия.
Примерные задания: (приложение 1):
Задание №1. Составьте лепестковую диаграмму из своих личностных качеств. Задание №2. Составьте лепестковую диаграмму личностных качеств приятеля из объединения.
Количество попыток: 2-3

Достижения обучающихся.
Результаты участия учащихся в мероприятиях школы, в городской и районный
конкурс заносятся в «Карту учета творческих достижений» - приложение 3. Участие, призовые места, победа отмечаются в таблице баллами (от 1 до 5) в зависимости от уровня конкурса:
- в коллективе (школе) - 1 балл;
- на уровне района и города - 3 балла;
- на всероссийском или международном уровнях - 5 баллов.
Педагог подсчитывает баллы каждого учащегося и коллектива в целом, затем по общей сумме баллов выводит рейтинг творческой активности каждого ребенка.

Аттестация по итогам освоения программы (в конце учебного года - июнь)
Формы: итоговое занятие.
Описание, требования к выполнению: аттестация проводится в форме итогового занятия с целью определения уровня развития теоретических знаний и практических умений. Продолжительность – 45 минут.
Критерии оценивания: выполнение требований программы по освоению теоретического и практического материала за учебный год.
Все данные по итогам контроля по разделам программы заносятся в информационную карту результативности освоения программы.

Методические материалы

Дидактические принципы построения и реализации программы
Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства:
- принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универ¬сального эстетического содержания программы с учётом культурных традиций;
- принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и последовательности: «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
- принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы учащихся) в целом.
При реализации программы используется следующие методы обучения:
-словесный (беседа, рассказ, обсуждение);
-наглядный (показ презентации, демонстрация моделей органов человека);
-репродуктивный (воспроизводящий);
-творческий.
При реализации программы используется следующие методы воспитания:
-упражнение (отработка и закрепление полученных компетенций);
-мотивация (создание желания заниматься данным видом деятельности);
-стимулирование (создание ситуации успеха).
Для достижения цели и задач программы используются современные педагогические технологии, которые учитывают интересы, индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого учащегося, уровень стартовых образовательных компетенций.
1.Проблемное обучение
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
2.Разноуровневое обучение
У педагога появляется возможность помогать слабому учащемуся, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
3.Исследовательские методы в обучении
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося.
4. Здоровьесберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с практической деятельностью, физкультминутками, определять время подачи учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, что дает положительные результаты в обучении.

Схема занятия:
1. Организационный этап – 2 мин.
2. Знакомство с темой занятия. Постановка целей и задач занятия. – 10 мин.
3. Актуализация знаний – 10 мин.
4. Первичное усвоение новых знаний (работа с проектором) – 10 мин.
5. Физкультминутка – 2 мин.
6. Проверка понимания изученной темы (проведение викторины, тестирования) – 4 мин.
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) – 2 мин.
5. Игровые технологии

Применение игр на занятиях помогает быстро вовлечь всех учащихся в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учащимися, располагает к активной работе.

Важное условие реализации предлагаемой программы – совместное сотрудничество педагога и учащегося, дающее ребёнку возможность поверить в себя и свои способности, а педагогу – пробудить в нём чувства и способствовать раскрытию потенциала.

Для реализации программы необходима целенаправленная, систематическая, творческая деятельность педагога, учащихся и родителей. Понимание родителями необходимости данного материала, помощь педагогу в этой работе, вовлечение родителей в совместную деятельность даёт значительные положительные результаты в обучении детей.

Список дидактических материалов:
- видеоролики по пропаганде ЗОЖ;
- тесты; листы-задания для самостоятельных работ;
- дидактические игры; викторины;
- кроссворды;
- ребусы;
- загадки;
- загадки с подсказкой; загадки-обманки; рассказы-загадки;
- игры, сказки, ситуации.

Задания рассчитаны на непродолжительное время, их можно использовать на разных этапах занятия: в начале - с целью проверки, в середине занятия, в конце - для закрепления изученного материала.
Задания могут выполняться индивидуально, парами и группами, для само- и взаимоконтроля.

Алгоритмы учебных занятий:
Занятие-знакомство, занятие диагностики базовых знаний.
1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности.
3. Актуализация знаний.
4. Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания
6. Первичное закрепление.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Занятие систематизации и обобщения знаний
1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности.
3. Актуализация знаний.
4. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
6. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Занятие контроля и оценки знаний
1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
3.Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого учащегося). Занятия контроля могут быть в виде письменного контроля, в сочетании устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.
4. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Занятие проверки умений и навыков, практическая работа
1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности.
3. Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики планируются способы обучения - коллективные, групповые и индивидуальные.
4 Рефлексия (подведение итогов занятия)

Комбинированное занятие
1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности.
3. Актуализация знаний.
4. Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания
6. Первичное закрепление
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия).


Категория: Блоги | Добавил: prokopenkosveta1980
Просмотров: 172 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 03.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог