Сегодня: 28.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы, как условие успешной сдачи ОГЭ

СКАЧАТЬ (170.7 Kb) 06.05.2023, 08:08
Кашапова Миляуша Хусаиновна
учитель русского языка и литературы, ГБОУ "Чистопольская кадетская школа-интернат им.Героя Советского Союза Кузьмина С.Е."
Добрый день, уважаемые коллеги!
СЛАЙД 1.
Я,  Кашапова М.Х., учитель русского языка и литературы ГБОУ «Чистопольская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Кузьмина С.Е.». Тема моего выступления: «Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы, как условие успешной сдачи ОГЭ».

СЛАЙД 2
Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельности. Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры.

СЛАЙД 3
Разработанные единые государственные образовательные стандарты обращают особое внимание на развитие коммуникативной компетенции школьников - способности человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания многих правил и норм, которые должен учитывать носитель языка. Где, когда, что, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств - все это регулируется коммуникативной компетенцией.

СЛАЙД 4
Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.
Она  включает в себя множество компонентов:

СЛАЙД 5
  • владение той или иной лексикой
  • развитость устной и письменной речи (четкость, правильность)
  • умение соблюдать этику и этикет общения
  • умение анализировать внешние сигналы
  • ассертивность (уверенность)
  • владение навыками активного слушания
  • владение ораторским искусством
  • актерские способности
  • умение строить высказывание и вести диалог
  • эмпатия (осознанное или бессознательное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего)
СЛАЙД 6
Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи.  

СЛАЙД 7
Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи.
К сожалению, наши ученики имеют серьёзные проблемы в общении.
Выполняя задания на ОГЭ, выпускники применяют коммуникативную  компетенцию, которая  необходима им не только на экзамене, но и в жизни.
В 2018 году в штатном режиме введено устное собеседование по русскому языку, как допуск к основному государственному экзамену. В свете этих событий, развитие коммуникативных навыков у учащихся становится еще более актуальным.

СЛАЙД 8
В своем выступлении я хочу поделиться приемами, которые использую на уроках для формирования коммуникативных компетенций учащихся при подготовке к экзамену.

СЛАЙД 9
Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки девятиклассников. В своей педагогической практике использую инновационные технологии, направленные на всестороннее развитие личности ребенка, которые формируют не только коммуникативные качества ученика, но и развивают его мыслительную деятельность, повышают интерес к предмету, учат самостоятельности в решении проблем; использую специальную литературу (КИМы, тестовые задания, тренировочные упражнения) и средства ИКТ, которые повышают наглядность изложения нового материала и привлекают внимание учащихся.

СЛАЙД 10
Устная часть ОГЭ по русскому языку направлена на выявление коммуникативных навыков школьников. В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь: чтение текста с интонацией и эмоциональной окраской, пересказ, монологическое высказывание и беседа. На первый взгляд, кажется, что задания несложные и большинство выпускников должны с ними справиться.  Но опыт прошлого года  показал, что не все ученики  готовы к подобному испытанию.  Как это ни печально, но не все к 9 классу научились бегло (а тем более выразительно) читать, далеко не каждый девятиклассник может непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту, мало кто владеет   навыками   ораторского искусства и имеет  опыт публичных выступлений, многие с трудом выстраивают  диалоги.
В связи с  этим напрашивается вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ?

СЛАЙД 11
И первое, с чего следует начинать – это выразительное чтение. В этом мне помогают уроки литературы. На  уроках мы с ребятами отрабатываем навыки  чтения вслух. Почему именно вслух? Потому что это позволяет научиться легко и точно выражать мысли, способствует увеличению словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски, яркости, правильности речи и других ее элементов. Чтение вслух позволяет избавиться от косноязычия, запинок, оговорок, слов-паразитов и прочих речевых недостатков.
Признаки выразительного чтения:                         
1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора;
2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
         При работе над выразительным чтением необходимо отрабатывать навыки, связанные с произносительной культурой речи. Вашему вниманию предлагаю несколько упражнений для совершенствования навыков выразительного чтения.

СЛАЙД 12
1 упражнение. Упражнение на логическое ударение.
На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения:
НА СЛАЙД
На другой день Чичиков отправился на обед к полицеймейстеру.
На другой день Чичиков отправился на обед к полицеймейстеру.
На другой день Чичиков отправился на обед к полицеймейстеру.
На другой день Чичиков отправился на обед к полицеймейстеру.
На другой день Чичиков отправился на обед к полицеймейстеру.
На другой день Чичиков отправился на обед к полицеймейстеру.
Прошу  ребят прочитать предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. При этом заранее устанавливаю, что выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса.

СЛАЙД 13
2 упражнение.
Записываю на доске или раздаю на карточках учащимся предложения, на которых графически обозначены паузы. Ученикам предлагаю выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие данных вариантов:             
НА СЛАЙД
Как обрадовали  его | успехи отца!
Как обрадовали  его успехи | отца!
Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя.
Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя.
Я остановился в недоумении, | оглянулся.
Я остановился, | в недоумении оглянулся.

СЛАЙД 14
3 упражнение. На четкость произношения.
Думаю, вы все согласитесь, что четкость произношения помогают отработать скороговорки.
1. Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
2. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
3.
Расскажите про покупки!
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Очень важно, чтобы учащиеся помнили:

СЛАЙД 15
Памятка ученикам:
  1. не нужно стремиться сразу быстро произносить скороговорки, сначала произносите ее медленно, выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова;
  2. при произнесении скороговорки следите за полнотой всех проговариваемых звуков, не допуская нечеткости и «смазанности».
Можно разнообразить это упражнение. Например, дать задание: при исполнении проиграть роль (проговорите с интонацией, будто хотите подшутить, или пожаловаться, или посплетничать и т. д.)

СЛАЙД 16
Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения,  является сознательное восприятие текста. В этих целях использую простой прием, пересказ текста (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица и т.д.).

СЛАЙД 17
Постепенно внедряю в образовательный процесс проектную деятельность, направленную на развитие творческого потенциала и природных способностей учащихся, созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности, в том числе и в области коммуникации. Например, предлагаю подготовить и презентовать брошюру к произведению с целью заинтересовать читателей разного возраста; приготовить листовки с рекламой орфографического правила и т.д.

СЛАЙД 18
Применение технологии «критического мышления» дает большие возможности и учителю, и ученикам для эффективного сотрудничества и общения друг с другом. Дети всегда откликаются на что-то новое, необычное, как раз такой элемент новизны присутствует в методических приемах данной технологии. Их достаточно много: «Инсерт», «Корзина идей», «Кластер»,  «Толстые и тонкие вопросы», «Модель Фрейер», «Синквейн» и т.д. Но я хочу остановиться на одном.  

СЛАЙД 19  
Прием «Инсерт»



Этот прием является средством, позволяющим  ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные задания или предложения в тексте.

СЛАЙД 20
Пример работы с текстом: 
Имя существительное  – это часть речи,  которая обозначает предмет   и
отвечает   на вопросы    кто?    или   что? V Имена  существительные  бывают  мужского,  женского  или  среднего  рода. V      
Имена   существительные  изменяются  по  числам  и  падежам. ? В  русском  языке  шесть  падежей:  именительный,  родительный,  дательный, 
винительный,  творительный,  предложный. +
Изменение   окончаний  имён  существительных  по  вопросам  называется  изменением  по падежам, или склонение. Есть  имена  существительные, которые  не
склоняются: пальто,  метро, радио,  кино,  шоссе. Существительные бывают
1,  2  и  3-го  склонения. Во множественном  числе существительные  не
  различаются  по  склонениям +
Существительные  в  именительном  падеже  являются  в  предложении   подлежащим. V
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное.
На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей.
Дети с удовольствием принимают такой вид деятельности, который, несомненно, способствует развитию коммуникативной компетенции.
Успешная сдача ОГЭ напрямую зависит от умения работать с текстом.  Работа с текстом позволяет развивать творческий потенциал учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды.

СЛАЙД 21
На своих уроках я стараюсь использовать разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, составление планов, определение темы текста, определение идеи текста (выделение предложения, в котором выражается основная мысль, отношение автора к предмету речи), анализ авторского заголовка, выделение структурных частей текста (вступления (зачина), основной части, заключения (концовки), сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме. Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке.
Например:
1. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
2. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

СЛАЙД 22  
Особое внимание уделяю комплексной работе с текстом, так как она развивает у учащихся языковое чутьё, способствует устранению грамматических, стилистических речевых ошибок, значительно углубляет восприятие произведений художественной литературы.
Анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к изложению, так как он помогает до конца понять текст и его особенности,  грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие. Именно такие задачи ставятся перед учениками на экзаменационном изложении.
Перед тем как приступить к анализу текста на уроке, ученики получают задание прочитать текст дома и предварительно проанализировать его по следующему плану (и памятка «План анализа текста», и текст должны быть обязательно у каждого ученика).

СЛАЙД 23
План анализа текста:
  1. Прочитайте текст.
  2. Вспомните, что вы знаете об авторе.
  3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст?
  4. Какого типа речи текст?
  5. Определите жанр текста.
  6. Определите тему текста.
  7. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его.
  8. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план.
  9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели)
  10. Как соотносятся начало и конец текста?
  11.  На каком приеме построен текст? (сопоставление, противопоставление, быстрая смена событий и т.д.)
  12.  Понаблюдайте над лексикой текста (контекстуальные синонимы, антонимы, многозначные слова, на употребление архаизмов, неологизмов , эмоционально-оценочные слова и т.д.)
  13.  Понаблюдайте над фонетическими средствами.
  14.  Какими морфологическими средствами пользуется автор? (Обилие глаголов или деепричастий для передачи действия, обилие прилагательных при описании пейзажа).
  15.  Понаблюдайте над синтаксисом текста. (Употребление предложений определенной структуры: простых или сложных, назывных, употребление инверсий и пр.).
  16.  Сформулируйте идею текста.
  17.  Каково ваше впечатление от текста.
При анализе необходимо помнить, что рассмотреть все вопросы на материале одного текста невозможно и не нужно.

СЛАЙД 24
Безусловно, такой предварительный анализ требует времени и определенных навыков, поэтому вначале он поэтапно контролируется на уроках. Например, первое задание ограничивается 1-6 пунктами анализа, оно проверяется и корректируется на уроке. Затем такая же работа проводится по пунктам 7-10, 11-12, 13-14, 15-17, занимая 15 минут урока.
Только после того, как я убедилась, что ученики овладели основами анализа текста, предлагаю его для предварительной самостоятельной домашней работы.
Таким образом, на занятия ученики приходят уже подготовленными к анализу текста, и цель урока состоит в том, чтобы проверить и оценить их самостоятельные наблюдения над тестом, скорректировать и развить их, активизировать речь учеников, побудить их к творческой исследовательской работе над текстом и полностью подготовить к письменному изложению.
Уважаемые коллеги, вашему вниманию я представила лишь небольшую часть своей работы, по заявленной теме.

СЛАЙД 25
В заключение хочется отметить, каждый педагог,  творчески  подходящий  к  процессу , вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат.
И это не только успешная сдача  выпускниками    экзамена  по  русскому  языку,  но  и воспитание     личности,   уважительно   относящейся   к   родному   языку,  владеющей письменной и устной речью, личности компетентной. И, как мне кажется, самое главное в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся и  кропотливая деятельность вместе с учителем.

Уважаемые педагоги, поздравляю вас с наступающим новым учебным годом! Пусть этот учебный год пройдет, оставляя за собой только светлые и добрые воспоминая. Пусть здоровье, и нервы вас не подведут. Пусть в душе всегда живет радость и гордость за ваших учеников. Благополучия в семьях и успеха в работе.

Послушных деток Вам желаем,
Всегда усидчивых во всём,
Чтоб славились своим добром!
Вам лично — счастья целый воз,
Букеты самых лучших роз,
Друзей лишь преданных всегда,
Вовек не знать, что есть беда!
С началом нового учебного года!


Категория: Блоги | Добавил: milyaushakashapova
Просмотров: 117 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог