Сегодня: 02.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Формирование коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности в начальной школе.

СКАЧАТЬ (25.1 Kb) 20.11.2020, 11:38
Клепова Наталья Владимировна
учитель начальных классов, ГАПОУ СО НТПК№1
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности в начальной школе.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, коммуникативные универсальные учебные действия, формирование УУД, рекомендации по организации внеурочной деятельности.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым обучающимся своих интересов и увлечений , а так же своего «Я». Ведь главное, что здесь обучающийся делает свой выбор, свободно высказывает  свою точку зрения, выговаривает собственное мнение, раскрывается как личность в целом . Важно заинтересовать обучающегося после уроков на внеурочной деятельности, чтобы школа стала для него интересным миром познания , что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство не только воспитания, но  и социализации обучающегося  в обществе. Внеурочная деятельность является не только дополнительной обучающей средой, но и средoй для формирования у детей  коммуникативных универсальных учебных действий (далее УУД).

Актуальность этой статьи объясняется тем, что важнейшей задачей современной системы образования и обучения  является «формирование   коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться общаться и вести диалог», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения новoго социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных  предметных знаний и навыков в рамках внеурочной деятельности». Рассмотрим подробнее два ключевых понятия нашей статьи.

Коммуникативные умения – освоенный обществoм способ установления  взаимоотношений между людьми, к ним относятся умение входить в контакты с незнакомыми людьми, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить своё поведение, понимать их личные качества и намерения.

        В научной и учебной литературе термин «коммуникативные универсальные учебные действия» в широком смысле означает умение учиться общаться и вести диалог, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного общения в обществе. 

В более узком (можно сказать психологическом значении) этот термин можно трактовать как совокупность способов действия учащегося обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых способов и приемов общения, включаясь  организацию этого процесса. [1, с. 97]

Внеурочная деятельность – это совместная деятельность педагога и обучающихся в  школе во внеурочное время, обеспечивающая развитие индивидуальных способностей и интересов детей с целью их воспитания и социализации. В толковании  термина «внеурочная деятельность» делается акцент на ее основе деятельности, практической и целевой направленности, самостоятельности учащихся, условия которые создает педагог.

Внеурочную деятельность подoбает отличать от дополнительных занятий, которые решают образовательные цели и  задачи - ликвидацию пробелов в знаниях отдельных неуспевающих обучающихся, углубление знаний одаренных детей. Внеурочная деятельность шире, она предполагает  возможность вовлечения всех обучающихся не только в образовательный процесс, но и в социальное общение.

Целью самой внеурочной деятельности является поддержание  в обеспечении достижения планируемых результатов  освоения  основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных) обучающимися 1 – 4-х классов.[2, с.20]

В процессе самой деятельности целеустремленно  создаются такие воспитательные ситуации в жизни классного коллектива, которые своим эмоциональным проявлением и содержанием, воздействуют на личность обучающегося и тем самым способствуют решению воспитательных задач. Роль педагога как классного руководителя - правильно управлять этим процессом, целесообразно создавать и конструировать ситуации, которые выступают как составные части внеурочной деятельности. Тем самым мы можем сказать, что внеурочная деятельность играет важную роль в развитии коммуникативных универсальных учебных действий путем вовлечения обучающихся в различные формы внеучебной работы.
Формирование и развитие коммуникативных навыков во внеурочной деятельности формируют у обучающихся с первого класса. Коммуникативные навыки в школе являются важным фактором в успешном обучении младших школьников. Если у обучающегося сформированы коммуникативные универсальные учебные действия, то ему с легкостью даётся не только учеба, но и общение со сверстниками, учителями, родителями.  

Основной целью начального обучения выступает обеспечение содействия обучающемуся  в пробуждении всех заложенных в нем задатков с помощью образовательного процесса. Он должен найти себя и понять, чтобы в итоге захотеть устранить негативные стороны и развить позитивные. Ключевая роль во внеурочной  деятельности отводится педагогу. Каждый преподаватель должен четко осознавать, к чему он стремится в обучении и воспитании обучающихся. Внеурочная деятельность задает содержание и характеристики деятельности обучающихся, определяет сферу ближайшего развития универсальных действий. Согласно всему выше изложенному можно сказать, чтобы развивать коммуникативные универсальные учебные действия во внеурочной деятельности, мы педагоги должны уделять не малую часть времени во внеурочной работе коммуникации, то есть мы должны больше взаимодействовать с обучающимися, и главное учить их взаимодействовать между собой.

Для достижения высоких результатов в формировании коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности могу дать такие рекомендации:

1. Не копировать занятие ни с позиции содержания  самого занятия, ни с позиции его  компонентов и структуры, ни со стороны способов организации деятельности.

2. Нужно создать условия для смены видов деятельности на занятии, отличающихся  от учебных, обеспечивая продуктивный отдых и свободный темп освоения знаний.

3.  Обеспечить  доброжелательную и непринужденную     обстановку на занятии, способствующую высвобождению энергии и снятию напряжения.

4.  Без  принуждения  обучающихся вовлекать    в  процесс  занятий,
педагогически целесообразно чередовать формы заданий для участников.

5. Любыми способами поощрять и поддерживать  детскую инициативу и участие в проведении и подготовке самого занятия.

6.  Искусно  создавать  психологический  настрой  на  занятии для учащихся,
создавать любопытство, удивление детей , пробуждать интерес, , возбуждать радостное ожидание предстоящего события на занятии.

7. Вовлекать обучающихся к участию в определении главных и существенных целей и задач занятия, стремиться  создать  каждому  ребенку  личностное  восприятие педагогического замысла занятия.

8.  Гибко  строить  структурные  части  занятия,  своевременно
устанавливать  изменения  в  настроении  детей  и  вносить  необходимые
корректировки.

9. Занятие обычно проводится в условиях учебного кабинета,  поэтому  педагогу необходимо  обеспечить удобную и  неформальную  для занятия обстановку. Для  этого  нужно  организовать  пространство  учебного  кабинета, продумать эстетическую и содержательную  стороны оформления учебного кабинета.

10. Параллельно  с  оформлением  учебного  кабинета  нужно  продумать  и организацию  необходимых  инструментов,  материалов,  наглядности  для внеурочных  занятий.

11. Формирование универсальных учебных действий учащегося может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуально-ориентированных технологий.

12. Для формирования у учащегося коммуникативных универсальных учебных действий роль педагога нужно изменить: из простого транслятора знаний нам нужно стать действительным организатором совместной работы с учениками, способствовать переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

13.Для успешного формирования коммуникативных УУД у обучающихся нужно в обязательном порядке включать в занятие групповую работу. Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на группы по 3 - 6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание даётся группе, а не отдельному обучающемуся. 

14. Важно того, чтобы каждый обучающийся  ясно и чётко излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все «за» и «против» при обсуждении идей других участников.
В статье были представлены основные понятия внеурочной деятельности и коммуникативных универсальных учебных действий. Так же было изложено какими способами достигаются сами результаты  включая эти два понятия. Так же были даны рекомендации по организации внеурочной деятельности посредством развития в дальнейшем коммуникативных универсальных учебных действий.

Тем самым можно сделать вывод по выше изложенному такой: что коммуникативные универсальные учебные действия во внеурочной деятельности  будут формироваться, если внеурочные занятия будут разработаны с повышенными заданиями для выполнения группами, для  формирования коммуникативных УУД младших школьников, при использовании наиболее эффективных приемов, методов и средств развития речи, способствующих качественному усвоению материала.

Список источников:
  1. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Просвещение, 2014.
  2. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование. [Текст] / А.А Кидрон - канд. Психол. Наук. - Ленинград, 2017. - 235 с.
Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников/ Л.Н. Булыгина/ Вопросы психологии. – 2017. - № 2. – С.149.


Категория: Блоги | Добавил: Klepova69
Просмотров: 534 | Загрузок: 14 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог