Для максимальной самореализации и полезного участия в общественной жизни учащимся необходимо уметь самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать полученную на уроках физики информацию. В условиях модернизации роль физики возрастает, поэтому необходимо обеспечить разработку эффективных путей и средств решения. Ядром данного процесса выступает создание центров «Точка Роста».
Целями создания Центров «Точка роста» (ЦТР) является совершенствование условий для повышения качества образования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, расширения возможностей учеников в освоении учебных предметов естественнонаучной направленности и программ дополнительного образования, а также для практической отработки учебного материала по учебному предмету «Физика». ЦТР обеспечивают реализацию образовательных программ естественнонаучной направленности, разработанных в соответствии с требованиями законодательства РФ в сфере образования. В обязательном порядке на базе ЦТР должны быть обеспечено освоение обучающимися учебного предмета «Физика» с использованием приобретаемого оборудования, расходных материалов и средств обучения и воспитания. Активное использование лабораторного оборудования по физике для ученического эксперимента, а также для учебной исследовательской и проектной деятельности обеспечивает переход к востребованной в настоящее время индивидуализированной модели обучения.
В связи с этим, изучение физики должно быть ориентировано на развитие научного мировоззрения учеников. К сожалению, именно с формированием научного мировоззрения у большинства школьников система образования пока справляется неудовлетворительно.
Решить эту проблему при обучении физики в ЦТР должна постановка ученика в условия исследователя, на место ученого или первооткрывателя.
Физика – наука экспериментальная. В основе ее лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности в ЦТР учеников при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физике, сделать ее увлекательной, занимательной и полезной, и как следствие сформировать научное мировоззрение.
Для сформирования научного мировоззрения необходимо выработать у учеников элементарные навыки исследовательской работы в ЦТР и пробудить интерес к изучению физики.
Важно научить учеников:
• ставить цель;
• подбирать необходимые приборы и материалы;
• собирать необходимые установки;
• проводить исследования и формулировать выводы.
Исследовательская деятельность учащихся в ЦТР многогранна и организуется на любом этапе обучения физике:
• при изучении физической теории;
• при решении задач;
• при проведении демонстрационного эксперимента;
• при выполнении лабораторных работ.
Например: в ЦТР при изучении электрического сопротивления исследуется его зависимость от рода проводника, длины проводника, площади поперечного сечения проводника; при изучении механических колебаний исследуется зависимость периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити; при изучении закона Гука исследуется зависимость силы упругости от удлинения пружины; при изучении динамики экспериментально исследуется зависимость ускорения тела от приложенной к нему силы, исследуется зависит ли ускорение от свойств тел.
В ЦТР ученики начиная заниматься исследованиями на уроках физики, осознают необходимость продолжения исследовательской деятельности самостоятельно по интересующим их темам.
Использование в ЦТР исследований на уроках физики способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперименты, которые являются формой практики. Их ценность в формировании научного мировоззрения состоит в том в том, что они помогают учителю подвести учеников к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; создают необходимые условия для развития умений обучающихся анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Все это способствует формированию научного мировоззрения учащихся при изучении физики.
|