Сегодня: 28.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Формирование предпосылок информационной грамотности с применением технологии развития критического мышления у дошкольников"

СКАЧАТЬ (21.8 Kb) 21.03.2023, 15:45
Окутина Елена Ивановна
воспитатель, МКДОУ "Детский сад №4"
В настоящее время отмечается пристальный интерес многих педагогов к различным педагогическим технологиям. Ведь для педагога-дошкольника в образовательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самостоятельно добывать их, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни. Этому способствует реализуемая нами в группе детей старшего дошкольного возраста технология развития критического мышления. А так как эта технология решает задачу информационной грамотности у дошкольников, мы разработали проект «Формирование предпосылок информационной грамотности с применением технологии развития критического мышления у дошкольников». Ещё хочу добавить, что разработка этого проекта натолкнула нас на мысль оградить родителей и воспитателей от ошибочного мнения. Многие из них считают, что информационные умения обязательно предполагают работу с компьютером. Да, действительно компьютер– это лишь один из эффективных инструментов для работы с информацией, но мы в своём проекте разработали такие мероприятия, которые доказывают, что информационные умения формируются и другими средствами.

Коллеги, как вы считаете, а что же такое информационная грамотность?
(Это способность человека понимать, когда ему нужна информация
• Уметь находить информацию
• Оценивать
• Проверять достоверность
• Эффективно использовать полученную информацию)

Да, конечно, информационная грамотность – важнейший навык современного человека.
Сегодня важно не столько научить ребёнка заучивать определенный объем информации, сколько научить его самостоятельно приобретать новые знания, используя всё многообразие информационных ресурсов. Умение оперативно находить информацию, оценивать ее использование в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека.

Цель работы: Формирование у детей умения находить информацию, работать с ней и применять в повседневной жизни с использованием инструментов технологии развития критического мышления.

Цель предполагает решение следующих задач:
• Создать развивающую предметно-пространственную образовательную среду для развития у детей критического мышления, способствующего формированию предпосылок информационной грамотности.
• Апробировать методы и приёмы технологии развития критического мышления в образовательном процессе, влияющие на формирование предпосылок информационной грамотности у дошкольников старшего возраста.
• Разработать серию конспектов мероприятий с использованием технологии развития критического мышления, способствующую формированию предпосылок информационной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
• Привлечь педагогов и родителей к совместной деятельности по формированию информационной грамотности у дошкольников.
• Диссеминировать опыт работы по формированию предпосылок функциональной грамотности с применением технологии развития критического мышления у дошкольников старшего возраста

Проект включает 3 направления: это работа с педагогами, воспитанниками и родителями.

В работу с педагогами включили следующие мероприятия:
- это консультация на тему: «Технология развития критического мышления в ДОУ»;
- далее с целью знакомства с инструментарием технологии развития критического мышления у дошкольников для педагогов была организована экскурсия по группе;
- следующее мероприятие – это практикум «Создание мнемотаблиц как один из приёмов запоминания и воспроизведение информации»;
- и показ непосредственно-образовательной деятельности с применением методов и приёмов технологии РКМ.
В организацию деятельности с детьми включили:
-реализацию мини-проектов: «Зимушка-зима», «Славим матерей своих», «Хлеб – всему голова», «Здоровье, и я», «Защитники Отечества», «День народного единства», «День Победы»;
- организацию дидактических игр с применением кубика Блума, додекаэдера по лексическим темам, игр с кубиком кости, д.и. «Составь кластер», Аппликационный скрайбинг: «Составь пересказ по картинкам», д.и. с утверждениями по принципу «Верно - неверно», составление синквейнов, логических цепочек;
- предусмотрена в проекте организация непосредственно-образовательной деятельности с детьми с использованием инструментария ТРКМ.
- а так же участие детей в конкурсах, НПК, олимпиадах различного уровня.
Работа с родителями обозначена следующими мероприятиями:
- консультативное просвещение, тему: «Методы и приёмы технологии развития критического мышления у дошкольников»;
- распространение среди родителей буклетов по формированию информационной грамотности у дошкольников.
- вовлечение их в реализацию мини-проектов, к пополнению РППС.

Практика показала, что реализация проекта с использование методов и приёмов технологии развития критического мышления способствует формированию предпосылок информационной грамотности у дошкольников, это подтверждает проведённый мониторинг (диагностика) формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста, автор методики - Мария Геннадьевна Агавелян - кандидата педагогических наук.

Благодаря применяемой технологии, у дошкольников старшего возраста развивается способность формулировать новые вопросы, вырабатывать различные аргументы, принимать продуманные решения. Так же развиваются умения занимать правильную позицию в обсуждении вопросов, умение обосновывать её, способность внимательно выслушать собеседника, обдумать аргументы и проанализировать их логику, что важно в формировании предпосылок информационной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:
1. Агапов, И. А. Учимся продуктивно мыслить. М.: Про-Пресс, 2014.
2. Батенова Ю.В. Информационная грамотность детей дошкольного возраста: сущность, специфика, опыт. Челябинск, 2019.
3. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Изд-во» 2012.
4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2013.
5. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. 2013. № 2.
6. Шашкова, О. В. Технологии развития критического мышления детей. Наука, образование, общество : тенденции и перспективы развития. – Чебоксары, 2020.


Категория: Блоги | Добавил: lbvf91120
Просмотров: 251 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог