Сегодня: 03.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Инвестиции в будущее, или вклад в формирование функциональной грамотности ученика начальных классов"

СКАЧАТЬ (475.1 Kb) 30.03.2023, 16:20
Иванова Татьяна Ивановна
учитель начальных классов, ГБОУ лицей №226 Фрунзенского района г.Санкт-Петербург
Формирование функциональной грамотности обозначено во многих нормативных документах, в том числе и в обновленных стандартах начального общего образования.

Я как учитель начальных классов вижу необходимость включения элементов функциональной грамотности в ежедневную педагогическую практику.

За время работы в системе образования я, можно так сказать, создала свой профессиональный фонд, постоянно пополняемый вкладами.

1. Методический вклад.
Как показывает практика, в арсенале современного учителя должны преобладать такие методы и приемы, которые позволяют использовать системно-деятельный подход и проектировать учебный процесс с помощью таких технологий, как
 технология проблемного обучения,
 технология развития критического мышления,
 STEAM технология,
 технология игрового обучения,
 кейс-технология и др.

Поэтому приемы, которые я использую на уроках и во внеурочной деятельности, в т.ч. для формирования функциональной грамотности, направлены
на совместное выполнение учебных задач;
на решение учебных задач практического характера,
на использование межпредметных знаний и метапредметных умений.

Я являюсь учителем лицея, где подготовка учащихся к самостоятельной взрослой жизни начинается уже с первых классов, когда в начальной школе вводятся первые сведения об экономике, культуре речи, культуре поведения. Наши ученики с удовольствием посещают занятия в Центре цифрового образования детей «ИнфинITи» на базе лицея.

В своей деятельности я отдаю приоритет формированию у учащихся начальной школы читательской, математической и финансовой грамотности.

Так, на открытом уроке на тему «Операции с многозначными числами», который прошел в форме деловой игры «Работа в банке», был фрагмент под названием «Работа с деловыми бумагами». Деятельность обучающихся в данном случае была направлена на формирование умений и навыков работы с несплошным текстом, на развитие умения извлекать и интерпретировать представленную информацию.

Применять знания в нестандартной ситуации для учащихся непросто. Так, в эпизоде урока под названием «Бухгалтерский учёт» был использован прием "Лови ошибку" технологии критического мышления. Данное задание, по мнению учащихся, вызвало затруднения.
Мною разработаны серии игр-заданий («В магазине», «Финансовая азбука», «Монетный двор», «Спланируй путешествие» и др.).

Также в уроки с элементами финансовой грамотности я включаю задания из сборника математических задач для 1-4 классов, подготовленного по заказу Банка России.

Решение подобных задач помогает закрепить предметные результаты и вывести детей на разговор «А зачем действительно нужны деньги человеку?», развить тему на воспитательном мероприятии, сделать разные стороны этого вопроса темами индивидуальных проектов учащихся.

Финансовая грамотность – это, в первую очередь, принятие самостоятельных и правильных решений. Формировать самостоятельность помогает Дальтон-план. Внедрение такого обучения способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и дифференцированного подхода к материалу и ученикам. Обучающиеся самостоятельно планируют работу над полученными заданиями, сами ведут учет своей работы, сами работают с дополнительными источниками информации, сами решают, какая помощь и от кого им нужна. На открытом уроке учащиеся работали с личными деловыми папками. В повседневной практике я часто применяю Дальтон-план.

На уроках я также использую такую форму работы как ученик-консультант. Ученики, демонстрирующие успехи в том или ином виде деятельности, становятся консультантами для своих одноклассников. Это повышает авторитет учащегося, значимость его достижений, создает ситуацию успеха.

Для развития критического мышления и повышения работоспособности учеников при работе индивидуально и в группе я использую метод ментальных карт, который является универсальным и может быть широко применен.

2 Педагогический вклад
Этот вклад связан с организацией курсов внеурочной деятельности, проведением внеклассных мероприятий, а также с проведением обучающей работы с родителями.

Я являюсь автором курса внеурочной деятельности по финансовой грамотности. Курс имеет практическую направленность и даёт возможность каждому ребёнку получить представление о деньгах, финансах семьи, управлении бюджетом семьи и её взаимодействии с финансовыми институтами. В зависимости от поставленных целей в ходе занятий детям предлагается принять участие в деловой или ролевой игре, выполнить практическую работу, принять участие в познавательной или интерактивной беседе, в ток-шоу, создать мини-проект, написать совместную творческую работу, ответить на вопросы викторины, подумать над решением проблемных ситуаций и экономических задач.

В ходе занятий у учеников не только формируется опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных финансовых вопросов, но и развиваются экономически значимые качества личности: дисциплина, ответственность, работоспособность, бережливость, деловитость.

В вопросах формирования функциональной грамотности очень важна нравственная сторона учебного материала. Поэтому такие темы, как благотворительность, экологическое сознание, забота, здоровый образ жизни включены в содержание урока или внеурочного занятия. Так, на открытом уроке учащимся было предложено стать участниками благотворительной акции, выполняя дополнительные задания повышенного уровня.

Как и у многих учителей начальных классов, у меня тесные связи с родителями учеников. А в деле обучения азам финансовой грамотности это просто необходимо. Семья является первичной средой, которая способствует формированию финансовой культуры. Именно в семье ребенок впервые овладевает финансовыми понятиями и формирует собственный опыт. Поэтому для решения задач формирования финансовой грамотности важно правильно организованное взаимодействие и общение родителя с ребёнком.

Во время родительских собраний я провожу круглый стол на тему: «Как обучать детей финансовой грамотности», дискуссию «Какими должны быть личные расходы и доходы учащихся».

Это расширяет представления родителей об их роли в формировании финансовой грамотности. Во время совместных встреч родителей и детей проводим обучающие игры. Родители, работающие в финансовой сфере, становятся экспертами при проведении внутриклассных соревнований. Для родителей я готовлю памятки, рекомендации.

Здесь очень важно, чтобы родители поддерживали интерес детей и при возникающих вопросах давали по возможности простые и понятные разъяснения.

3 Личностный вклад
Этот вклад связан с профессиональным ростом. Конечно, введение в образовательный процесс основ финансовой грамотности требует от педагога соответствующей подготовки. Я прошла курсы повышения квалификации по теме «Элементы финансовой грамотности на уроках математики в начальной школе».

В последнее время принимала участие и делилась своим опытом на многих педагогических мероприятиях. Например, выступление на площадке Петербургского международного образовательного форума; выступление на городском семинаре «Актуальные вопросы воспитания и социализации школьника». Имею сертификат участия во Всероссийском молодежном форуме «Селигер» в рамках смены «Учитель будущего» и опубликованную статью в сборнике материалов международной конференции «Информационные технологии для Новой школы».

В своей практике активно использую интерактивную систему тестирования VOTUM, различные онлайн-площадки, с помощью которых провожу индивидуальные консультации для родителей и обучающихся, онлайн-родительские собрания.

Посещаю уроки своих коллег и с удовольствием делюсь своим опытом во время семинаров и конференций.

Современный педагог должен идти в ногу со временем, так как школа жива до тех пор, пока учитель в ней интересен ребенку. И я с этим полностью согласна.

А лучшие инвестиции – это инвестиции в самого себя. А я бы добавила «и это инвестиции в наших детей».


Категория: Блоги | Добавил: Tatiyana78
Просмотров: 124 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 03.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог