Сегодня: 30.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Использование камешков Марблс в коррекционной работе логопеда у детей с тяжелыми нарушениями речи"

СКАЧАТЬ (1.33 Mb) 09.04.2024, 23:59
Рочкова Юлия Викторовна
логопед, БУ "Реабилитационный центр для детей" Минтруда Чувашии
Методические рекомендации для родителей и педагогов: "Использование камешков Марблс
в коррекционной работе логопеда у детей с тяжелыми нарушениями речи"

Основная задача учителя-логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной, связной речи. Но когда речь идет о детях с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), тут без специально организованных условий не обойтись. Специалист постоянно находитсяв поис новых идей, технологий, приемов. Старается разнообразить педагогический процесс, удержать интерес ребенка как можно дольше. Необходимо постоянно поддерживать положительный эмоциональный настрой, мотивацию, требуется чаще сглаживать эмоциональную лабильность.
Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для меня стали камешки Марблс. Они отвечают требованиям ФГОС, могут быть успешно использованы в работе с детьми дошкольного возраста, с разными образовательными потребностями.
Марблс – это созданные человеком разноцветные шарики или плоские камешки. Они могут быть сделаны из пластика, глины, дерева, но чаще всего из стекла. Камешки получили свое название от английского «marbles» (то есть мраморные). Они имеют разнообразную цветовую гамму.
На занятиях можно использовать разнообразные камешки, которые размещаются в вазы, банки, либо контейнеры: круглые, большие и маленькие, квадратные, разноцветные. При первой встрече с ними дети оживают, трогают, хотят поиграть. Стучат, звенят ими.
Когда происходит знакомство с камешками, обращаем внимание детей на цвет, размер, текстуру. Можно опустить руки в вазу и набрать полный кулак, затем сразу двумя ладонями. Можно выложить на внутренней стороне рук до локтя, на тыльной стороне ладони. Поупражняться захватом «кулачковый», «щепотью», «пинцетный».

Камешки марблс используются в различных блоках коррекции у дошкольников с ТНР:
• Артикуляционная гимнастика (на индивидуальных занятиях и с группой детей);
• Дыхательная гимнастика;
• Автоматизация поставленных звуков;
• Формирование слоговой структуры слова;
• Развитие лексики, грамматики;
• Развитие связной речи;
• Подготовка к обучению грамоте;
• Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений;
• Развитие пространственных представлений.
• Развитие образного мышления, зрительного внимания, памяти, эстетического восприятия.
Артикуляционная гимнастика.

Проводится индивидуально и с подгруппой детей. При проведении задания, используется самостоятельно разработанное пособие для камешков Марблс. После правильного выполнения артикуляционного упражнения, ребенок закрывает картинку камешком.
Также можно использовать не только органы артикуляционного аппарата, но и задействовать руки детей.
Упражнение «Трубочка» (вытягиваем губы вперед и удерживаем камешек, зажатый двумя ладонями).
Упражнение «Лопатка» (удерживаем широкий, расслабленный язык на нижней губе, одновременно держим камешки на открытой ладошке).
Упражнение «Часики» (просим детей выполнить упражнение, одновременно дотрагиваясь камешком до левой и правой щеки, содружественно с языком) и т.д.

Дыхательная гимнастика.
Для упражнений по формированию правильного речевого дыхания дети самостоятельно выкладывают на столе дорожку и выполнять упражнение.
Используются такие игры как «Футбол».
Автоматизация поставленных звуков.
1. «Волшебный мешочек».
Автоматизация звука изолированно или в слогах.
- Произнеси звук/слог столько раз, сколько камешков ты нащупал в мешочке.
Ребенок наощупь определяет количество камешков, называет их количество, затем проверяет и произносит звук/слог столько раз, сколько камешков было спрятано.
2. «Звуковая дорожка».
Автоматизация изолированного звука.
Выложить дорожку, повторяя поставленный звук.
3. «Лабиринт».
Автоматизация звука изолированно и в слогах.
Ребенок проходит лабиринт, выкладывая путь камешками. На каждый выложенный камешек произносит поставленный звук или слог с этим звуком.
4. «Ритмические круги».
Автоматизация звука в слогах.
Продолжить ритмический ряд, произнося слоги с заданным звуком. Например: кладет лист – говорит СА, кладет желудь – говорит СО.
Работа над слоговой структурой слова.

Для отработки слоговой структуры слова используется готовый наглядный вариант с подсказками. Ребенок по слогам произносит слова из двух, трех, четырех слогов, по очереди выкладывая камешки, в зависимости от уровня нарушения. Картинки меняются по мере усложнения. Либо выкладываются камешки без зрительной опоры, опираясь на память.
Лексический стой речи.

«Слова-противоположности».
При закреплении слов-антонимов используются наглядный материал. Учим сравнивать предметы, выделяя противоположные признаки. Например, даем ребенку задания для выкладывания длинного и короткого карандаша. Рядом на карточке выкладываем длинную и короткую дорожку из камешков.

Грамматический строй речи.
1. «Кто, где?»
Использование предлогов в речи по специально изготовленным карточкам.
На карточках изображена картинка, схема предлогов. Ребенок составляет предложение по картинке, выкладывая камешек на схему предлога. Тут же уточняется правильное произношение и словарный запас.
2. «Один, два, пять».
Согласование числительных с существительными.
Одна лиса, две лисы, пять лис. Формируем у ребенка навык согласования количественных числительных с существительными.
3. «Чей поезд быстрее поедет».
Логопед дает задание, дети по очереди его выполняют, получают камешек и кладут его на вагоны. Чей поезд быстрее всех будет заполнен камешками, тот поедет быстрее и победит. Задания можно давать на развитие грамматического строя речи, например: «Назови ласково».
4. «Интеллектуальная карта». Работая над связной речью применяется технология «Интеллект-карта». Удобное пособие для групповой и индивидуальной работы. В данном случае представлена лексическая тема «Осень». Задание заключается в том, чтобы закрепить тему, составить предложения по картинкам, закрывая их камешками Марблс.
Подготовка к обучению грамоте.

1.«Выложи букву».
Закрепление образа буквы.
Дети выкладывают букву из камешков по образцу или методом наложения.
2. «Твердый-мягкий».
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах и словах.
Логопед произносит слоги или слова, либо дети самостоятельно выполняют задание, где слышится звук мягко, кладется зеленый камешек, где твердо-синий.

Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.
1. «Сухой бассейн».
Развитие тактильных ощущений + обучение грамоте, автоматизация звука в словах.
Найти в сухом бассейне из камешков Марблс изучаемую букву + назвать ее. Найти игрушки на определенный звук и назвать их.
2. «Пальчиковые шаги», «Выложи по контуру», «Дорожки».
Ребенок выкладывает дорожку из камешков, затем шагает по ним пальчиками и произносит поставленный звук/слог с этим звуком.
3. «Переложи кристаллы».
Развитие мелкой моторики/ автоматизация звуков /развитие фонематических представлений.
Выполняя манипуляции с камешками, просим ребенка брать их из контейнера с помощью пинцета. Перекладывая каждый камешек, ребенок называет автоматизируемый звук/слог с ним/придумывает слова на заданный звук.

1. «Выложи по контуру».
Дети выкладывают камешками геометрические фигуры по контуру.
Благодаря данному материалу у детей с тяжелыми нарушениями речи стабилизируется эмоциональный фон, коррекционная работа проходит динамично, разнообразно, в интересной для них форме, а самое главное, эффективно.

2. «Найди предмет».
По инструкции педагога ребенок находит предмет, называет его и закрывает камешком Марблс. Картинки могут быть подобраны на поставленный у ребенка звук. Тогда совместно с развитием пространственных представлений идет автоматизация звука в словах.
Не стоит забывать, что применение камешков Марблс нельзя рассматривать как самодеятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое помогает стимулировать ребенка.
Выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого.
Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.


Категория: Блоги | Добавил: ЮлияРочкова
Просмотров: 46 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 30.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог