Использование комплексов специальных упражнений для улучшения физической подготовленности пловцов 7 – 9 лет
(34.0 Kb)
| 06.02.2024, 09:56 |
Яковенко Г.Ю., Арефьеву Ю. Б. |
тренер-преподаватель, ОГБУ ДО ОСШ по водным видам спорта, г.Челябинск |
Аннотация. В статье рассматривается вопрос физической подготовки пловцов 7 – 9 лет, занимающихся на спортивно – оздоровительном этапе подготовки в спортивной школе и в группе обучения плаванию при бассейне. Доказана эффективность и целесообразность разработки специализированных комплексов упражнений для улучшения физической подготовки детей.
Ключевые слова: плавание, дети 7-9 лет, спортивно оздоровительный этап подготовки, этап начальной подготовки, комплекс упражнений, нормативы физической подготовленности.
Актуальность. В настоящее время, плавание является вторым по популярности видом спорта в России, по предоставленным Министерством Спорта России на 10.04. 2023 г. данным, занимаются им 2 554 606 человек [2]
Кто-то приходит в плавание в расчете на укрепление здоровья, а кто-то из юных спортсменов мечтает о будущих рекордах. Процесс подготовки начинается в спортивно-оздоровительных группах спортивных школ или же в оздоровительных группах по обучению плаванию. Процесс подготовки начинается с 6-7 лет, и хоть плавание и называют «спортом юных» до спортивных достижений еще очень далеко. Чтобы они вообще стали возможны, тренер должен максимально эффективно провести набор и подготовку спортсменов на спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки.
В новом федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта "плавание" от 30 декабря 2022 обозначаются требования (задачи) спортивной подготовки, которые , в свою очередь могут еще конкретизироваться в примерной дополнительной образовательной программе спортивной подготовки и на этапе начальной подготовке в их число входят: «формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом; получение общих теоретических знаний о физической культуре и спорте, в том числе о виде спорта "плавание"; формирование двигательных умений и навыков, в том числе в виде спорта "плавание"; повышение уровня физической подготовленности и всестороннее гармоничное развитие физических качеств; обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях, начиная со второго года; укрепление здоровья» [1].
В оздоровительных группах по обучению плаванию дети этого возраста занимаются примерно в том же объеме, но среди решаемых задач – нет задачи, связанной с участием в соревнованиях.
Комплексы упражнений, разработанные нами направлены на повышение юными спортсменами уровня физической подготовленности, без перенапряжения организма и создание возможности выполнять эти комплексы в качестве разминки и в качестве домашних тренировок.
Цель работы заключалась в обосновании эффективности применения разработанных специальных комплексов упражнений в процессе тренировки детей 7-9 лет.
Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе бассейна «Строитель» города Челябинска, с участием детей младшего школьного возраста 7–9 лет В исследовании принимали участие дети 7-9 лет занимающиеся плаванием на спортивно – оздоровительном этапе в Областной спортивной школе по водным видам спорта (экспериментальная группа, ЭГ, n = 20) и дети занимающиеся плаванием в группе обучения плаванию в бассейне «Строитель» г. Челябинска – контрольная группа (КГ, n = 20) . Исследование проводилось с сентября 2022 года по июнь 2023 года. Всего в эксперименте участвовало 40 детей.
Методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое тестирование (обусловленное нормативами федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивное плавание и тестами программы ГТО I – II ступеней), педагогический эксперимент, методы математической статистики
Тренировочный процесс в обеих группах проводился в соответствии с расписанием – 2 - 3 раза в неделю по 1-2 академических часа. Учебно-тренировочные занятия в обеих группах были построены по типовой трехчастной структуре.
Контрольная группа занималась по общепринятой методике, используемой в типовой программе для обучения детей плаванию. В занятия общей физической подготовкой в этой группе кроме традиционных упражнений в ходьбе, беге, комплексов ОРУ, входило много подвижных игр, что позволяло поддерживать высокий интерес занимающихся к занятиям.
В учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы был включен разработанный нами комплекс упражнений на суше, подготавливающих детей к освоению базовых элементов плавания. На занятии в зале, в подготовительной части занятия использовались составленные комплексы общеразвивающих упражнений для формирования координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания, развития скоростных и силовых способностей детей и подготавливающие суставы и мышцы к предстоящей в воде работе. Всего было разработано 3 комплекса общеразвивающих упражнений, каждый из которых выполнялся занимающимися на протяжении месяца для лучшего запоминания упражнений и выполнении их в качестве домашних заданий.
В основной части занятия решались задачи обучения технике специальных упражнений, развития координации, скоростных, силовых и выносливости детей. Занятия обязательно включали игровую деятельность, хоть и в меньшем объеме, чем в контрольной группе. Игры и эстафеты подбирались с учетом основных задач, решаемых на занятии и чаще всего были направлены на развитие определенных физических качеств, совершенствование уже сформированных двигательных навыков и личностное воспитание юных спортсменов. В конце основной части занятия использовались комплексы сочетающие упражнения на силовую выносливость основных мышечных групп и на подвижность суставов. Для воспитания силы и силовой выносливости использовались упражнения, выполняемые с собственным весом, резиновыми амортизаторами и с сопротивлением партнера. Особое внимание уделялось технике их выполнения и точности направления развиваемого усилия. Для увеличения подвижности суставов использовались упражнения игрового стретчинга, направленные на укрепление и растяжку всех групп мышц. Упражнения имели образные названия и позволяли детям имитировать поведение животных, повышая эмоциональный фон занятия. В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и создания положительного отношения к избранному виду спорта, использовались подвижные игры на внимание, координационную выносливость, формирование лидерских качеств.
. Были выполнены измерения, определяющие уровень физической подготовленности и технической подготовленности пловцов обеих групп до и после педагогического эксперимента.
Результаты проведенного констатирующего тестирования показали, что уровень развития всех двигательных способностей детей, принимающих участие в эксперименте, находится в одном диапазоне и достоверных различий не имеют (таблица 1).
Таблица 1 – Сравнение показателей физической подготовленности детей 6–7 лет контрольной и экспериментальной групп до эксперимента
Показатели,
единицы измерения |
Контрольная
группа (n=20) |
Экспериментальная
группа (n=20) |
t |
p |
(Х±σ) |
(Х±σ) |
Бег 30 м, с |
7,2 ± 0,5 |
7,3 ± 0,6 |
0,31 |
> 0,05 |
Бег 3 ´ 10 м, с |
10,8 ± 1,04 |
10,6 ± 0,7 |
0,13 |
> 0,05 |
Смешанное передвижение
1000 м, с |
489,9 ± 21,5 |
481,2 ± 31,1 |
0,80 |
> 0,05 |
Прыжок в длину, см |
116,1 ± 8,7 |
119,4 ± 11,3 |
1,22 |
> 0,05 |
Сгибание – разгибание
рук в упоре лежа, раз |
3,11 ± 0,42 |
4,4 ± 0,51 |
0,42 |
> 0,05 |
Поднимание туловища
Лежа на спине за 1 мин, раз |
15,1 ± 0,9 |
16,9 ± 1,23 |
0,61 |
> 0,05 |
Наклон вперед стоя, см |
1,6 ± 0,56 |
0,8 ± 0,42 |
1,52 |
> 0,05 |
В таблице 2 приведен пример одного из комплексов упражнений, которые выполняли дети экспериментальной группы. Комплекс №1, главным образом, направлен на освоение плавания «кроль на груди».
Таблица 2 – Пример комплекса упражнений для второй половины основной части тренировки в спортивном зале.
Описание упражнений |
Методические указания |
Комплекс № 1 выполняется фронтально, при недостатке оборудования удобно выполнять в парах (один работает, второй отдыхает) |
1.И.П. – о.с.. Подъём обеих рук с обращёнными назад ладонями вверх над головой с небольшим прогибом спины и отклонением головы назад. Возвращение в исходное положение. Выполнять 15-25 раз |
|
2 И.П. – О.с., стопы на ширине плеч. Корпус наклонить вперёд, голова прямо. Вращательные движения вперёд обеими руками одновременно, имитирующие работу рук при кроле. Выполнять 25-50 раз. |
Темп средний. С освоением техники упражнения будем увеличивать темп и амплитуду. Содействует укреплению и подвижности плечевых суставов, трицепсов, спины. |
3. И.П. – О.с., стопы на ширине плеч. Медбол перед собой в согнутых руках, на уровне диафрагмы.
Поворот корпуса вправо, И.п., влево.
Вернуться в исходное положение.
Выполняем от 8 до 20 раз. |
Упражнение на косые мышцы живота. Включать работу в коленных суставах при поворотах корпуса вправо и влево.
Темп дыхания задаем по задаче тренировки: на каждый; 3 или 5 поворот. |
4 И.П. «планка», (упор лежа, ладони под плечами, голени на медболе).
Удерживая горизонтальное положение тела, поочередные резкие удары голенями голенями по мячу в течение 30-40 секунд.
2 – 3 повтора. |
Макушкой тянитесь вперед, контролируйте положение спины, шеи, таза. Можно задавать дыхание по числу ударов голени.
Отдых - 30 – 40 секунд. |
5. И.П. - Лежа на спине, медбол в руках над головой. Резкое опускание рук с медболом, выдох. Спокойный подъем мяча в И.П. |
Усилие направлено на движение вниз. Выдох - на усилие, Вдох – при подъеме рук.. |
6. И.П. - Лежа на животе, руки и ноги вытянуты и приподняты над полом.
Попеременный подъем разноименных ноги и руки, возврат в И.П., смена руки и ноги.
Двигайтесь в среднем темпе в течение 30-40 секунд. |
Работают мышцы рук, ног, спины. Дыхание с поворотом головы к поднимаемой руке (дышать на каждый счет или через один). Можно увеличивать темп счетом или хлопками. |
7. И.П. - Лежа на животе, руки и ноги вытянуты.
Одновременный подъем над полом напряженных рук и ног. Удерживать положение от 3 до 10 счетов. |
Дыхание ритмичное, можно усложнить работой ног «кролем», темп можно задавать счетом или хлопками |
8. И.П. «планка», (упор лежа, ладони под плечами).
Отвести таз назад, переход в «собаку мордой вниз».
Вынос таза вперед-вниз, проворот в плечевых суставах и опускание в «собаку мордой вверх». |
Контролировать осанку, синхронную работу мышц рук и ног. Дыхание не задерживать.
Выполните 15-20 повторов упражнения |
9. И.П. - Стойка на коленях, руками обхватить лодыжки у пяток. Подъём бёдер с прогибом спины назад. Руки от пяток не отрывать. Возвращение в исходное положение. Выполнять 5-10 раз. |
Растяжение и укрепление мышц поясничного отдела позвоночника, передней поверхности бёдер. |
10. И.П. – сидя на коленях. Отталкиваться подъемом стопы от пола корпус приподнять над полом. Руки отвести назад, опереться ладонями на пол. Опираясь на руки, стараться поднять колени как можно выше
Выполнять 10-20 раз. |
Максимальное растяжение голеностопа, баланс. Руки помогают удерживать равновесие. Плавное опускание в исходное положение.
|
Полная информация во вложении.
|
Категория: Блоги | Добавил: galina61
|
Просмотров: 42 | Загрузок: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|