Наилучшим учителем бывает тот,
кто пробуждает в нас желание учиться
и доставляет нам средства к этому.
А. Ферран
В рамках национального проекта «Образование» российские школы продолжают оснащаться современным оборудованием центра «Точка Роста». Открылись новые возможности урочной и внеурочной деятельности. Цифровое оборудование стало неотъемлемым условием формирования высокотехнологической среды школы, без которой сложно представить современный образовательный процесс обучения. Благодаря этому поле взаимодействия ученика и учителя становиться шире, основываясь на научных подходах, находит свое продолжение и за стенами школы, переходя и в виртуальный мир. Новое оборудование открывает новые возможности более плодотворного этого взаимодействия.
На базе Центра проводятся уроки биологии, физики, химии, географии, а также ежедневно ведутся занятия дополнительного образования. В дополнение к программам по предметам, в рамках дополнительного образования, разработаны курсы экологической направленности.
Программы имеют практическую направленность, практическим, лабораторным и проектным работам уделяется большое внимание.
Часов, отведенных на проведение лабораторных и практических работ на уроках недостаточно для более полного изучения морфологии и физиологии. Включение дополнительных общеобразовательных программ расширяет спектр практических методов изучения биологии.
Реализация естественно-научных предметов на базе Центра «Точка Роста» в школе предусматривает большую возможность для популяризации биологии, химии среди обучающихся, что, несомненно, приведет к повышению эффективности учебного процесса, высокой результативности во внеурочной деятельности.
В последние годы значимость изучения естественно-научных предметов в школе для разных учеников разная. Те, кто предполагают сдавать эти предметы на ОГЭ и ЕГЭ погружаются в процесс обучения, понимая важность и значимость предмета, для других- это обязанность для подростка, которая выполняется как необходимость выполнения заданий преподавателя, вызывая порой негативное восприятие предмета в целом.
Сталкиваясь с подобной ситуацией, не вникая в её причину, часто приходим к выводу, что ученик не желает учиться, пренебрегает учителем.
Вот здесь встает вопрос, все ли методы и средства использованы, чтобы учеба была в радость, чтобы ученик сам стремился познать неизвестные страницы естественно-научных дисциплин.
Мотивация к изучению предмета в разном возрасте имеет различные корни:
-среднее звено (5-8 класс) – новый предмет: новые знания постепенно погружают в мир естественных наук, ребёнок знакомится с процессами и явлениями, с которыми он сталкивается ежедневно, совместно с учителем пытается постичь причину их существования с научной точки зрения. Новые предметы: биология, химия, физика несут массу сложной, но в тоже время интересной информации, открываются для ребенка новые возможности проявить себя. В это время важно поддержать ученика, настроить на достижение высоких результатов.
Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской, проектной деятельности и развитие её основного помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают компонента – исследовательских умений, которые не только у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Публичное выступление на конференциях, слетах, семинарах формирует логическое мышление, ораторское искусство, навыки участия в дискуссиях- в целом повышая самооценку ученика.
-старшее звено (9-11классы) – в этот период активно идёт процесс самоактуализации и самоопределения, и, конечно, на первом месте будет ориентация на выбор будущей профессии. Но если удалось привить интерес подростка в предыдущих классах к предмету, это будет проявляться и в том случае, когда этот предмет для сдачи ГИА не будет выбран.
При разработке дополнительных общеобразовательных программ, ресурсы Центра «Точка Роста» как раз являются средством, с помощью которого можно увлечь ребят разных возрастов, использование цифрового оборудования позволяет выполнять анализы, замеры, обработку полученных материалов на высоком информационном уровне.
Для ребят 5 класса, которые впервые знакомятся с биологией, особенно интересным является микроскоп и всё, что с ним связано. Знакомство с оборудованием для лабораторных и практических работ, изучение строения микроскопа и его работы, приготовление временных микропрепаратов – всё это позволило им почувствовать себя юными учёными.
Большой интерес у учащихся 6 класса вызвала работа с микроскопом. Появилась возможность создания временных микропрепаратов из тонких срезов листьев, стеблей, мякоти плодов, семян. Результаты труда учеников, учитель проецирует на большой экран, что усиливает эффект, ребята могут видеть в мельчайших подробностях объекты, с которыми они работали.
Учащиеся 7 класса уже имеют навыки работы с более просто устроенным оптическим микроскопом. Микроскопы Цифровой лаборатории, позволяющие увеличение до 640 крат возобновили интерес ребят. Более мощный микроскоп дает возможность проводить лабораторные и практические работы на более высоком технологическом уровне.
Учащиеся 9-11 классов вовлечены в исследовательскую и проектную деятельность, используя знания на уроках информатики, активно осваивают возможности ноутбуков, МФУ в учебной деятельности. Подключение к сети интернет даёт возможность быстро найти нужную информацию. Подключения МФУ к wifi даёт беспроводной доступ к оборудованию при печати документа с ноутбука или телефона.
Таким образом, ресурсы Центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка Роста» открывают новые возможности урочной и внеурочной деятельности, расширяют поле взаимодействия ученика и учителя, повышают интерес и мотивацию учащихся к изучению биологии, химии и других предметов научно -естественной направленности.
Автор: учитель биологии Казаринова Л.В.
МБОУ СОШ им. Героя Советского Союза
А.А. Винокурова р.п. Сура Никольского района
2024г
|