Сегодня: 03.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Использование разнообразных форм работы на уроках музыки, как основа здоровьесберегающих технологий в школе

СКАЧАТЬ (23.5 Kb) 25.09.2023, 14:44
Плаксина Ольга Владимировна
учитель музыки, ГКОУ "Золинская специальная (коррекционная) школа-интернат"
Тема: «Использование разнообразных форм работы на уроках музыки, как основа здоровьесберегающих технологий в коррекционной школе».

Плаксина Ольга Владимировна

Место работы: ГКОУ «Золинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями»
Должность: учитель музыки.

 
Кто учился наукам, не применяя их
Похож на того, кто пахал, но не сеял.
Саади
.
Работу в коррекционной школе VIII вида, в качестве учителя музыки я начала со знакомства и изучения программы для СКОУ под редакцией В.В. Воронковой.
В отличии от традиционной программы Д. Кабалевского, эта программа имеет ряд отличий.
Наряду с образовательными, развивающими, воспитательными задачами в программе В.В Воронковой прописаны и коррекционные задачи:
1.Коррекция отклонения в интеллектуальном развитии.
2.Коррекция нарушения звукопроизносительной сферы.
3.Содействие преодолению неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения.
4.Содействие приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.

Далее я обратила внимание, что программа состоит из трех разделов:
«Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты».
Отличался и музыкальный материал, предназначенный для пения и слушания музыки. Это связано с тем, что умственно отсталым учащимся близки и доступны образы, имеющие отношение к быту , и к их интересам, весьма ограниченным.

Образный мир музыки для детей обучающихся в специальных учреждениях достаточно специфичен: игры и игрушки, образы животных, сказочно- героические персонажи, картины природы- это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке.
Репертуар для пения также имеет ограничения: небольшой диапазон детских голосов, затруднение в воспроизведении ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие и фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

При личном знакомстве с учениками я выделила еще ряд проблем:
1. Дети отличались низкой работоспособностью.
2. Быстро утомлялись.
3. Отсутствовал интерес к уроку.
4. Поведение было либо агрессивным, либо заторможенным.
5. Проблемы с произношением были почти у 80% детей.

Я, как учитель музыки, должна была построить работу, взяв за основу здоровьесбережение учащихся. Кроме того, нужно было помнить о личностно-ориентированной ,проблемно-поисковой и игровой технологиях. Я поняла, что нужно строить урок музыки в коррекционной школе иначе . А как именно, мне подсказала книга- учебник И.Волковой «Логопедическая ритмика» и программа Ж. Фирилевой «Са-фи-дан-се».

На основе изученной литературы, я создала свой урок, непохожий на те, которые проводила в общеобразовательной школе. Основа урока- логопедическая ритмика. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно-развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений:
1.Развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов у детей с речевыми нарушениями: слуховое внимание, память, моторика, а также эмоциональная и коммуникативная сферы.
2.Коррекция речевых нарушений: темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха.
Логоритмическая работа осуществляется различными средствами: игры со словами, пением, инсценировками, движением под музыку и т.д.

Средства логоритмики представляют собой целую систему постепенно усложняющихся ритмических, музыкально- ритмических, логопедических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной, двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевыми нарушениями.
Именно логоритмика помогла мне решать одну из главных коррекционных задач: коррекция звукопроизносительной стороны речи учащихся. В общеобразовательной школе такая задача перед учителем музыки не стоит.

Я обратила внимание, что при хоровом пении учащихся, невозможно разобрать текст песен, нужно было начать работу в этом направлении, и чем быстрее, тем лучше. Учитывая все эти компоненты, начала выстраивать свой урок музыки, в чем мне как всегда помогла программа по музыке Д.Кабалевского, лучше которой, на мой взгляд, никто еще не придумал.

Я уже поняла, что хотя учащиеся с интеллектуальными нарушениями, это не повод не развивать их умственные способности, до их личного индивидуального предела.

Я взяла за основу урока основные понятия: композитор, исполнитель, слушатель. На каждом уроке дети превращаются в детей- слушателей, в детей-исполнителей, знакомятся с композиторами. Я взяла за основу уроков музыки игру. Игра - прекрасное средство активизации процессов у детей, повышения интереса к окружающему миру и к общению. Цель игры, не менять, не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Все мои уроки пронизаны играми. Это игры - приветствия, пальчиковые игры, игры с предметами, музыкально- подвижные, коммуникативные, артикуляционные, дыхательные, игры- релаксации. Именно с помощью игр я решаю проблему здоровьесбережения учащихся. Например, работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится не просто в форме артикуляционной гимнастики, а с игровыми моментами. (Сказка про язычок).

Дети проявляют большой интерес к тому как они говорят - «ребенок не чужд любознательности и по отношению к физиологии произношения». Он задается вопросом, какие органы участвуют в произношении, и даже готов экспериментировать в этом направлении». Поэтому перед началом работы над артикуляционным аппаратом я рассказала детям, что в произношении слов участвуют рот, губы, язык, зубы, кончик языка. Важен эмоциональный настрой и путь от простых упражнений к сложным. Сначала при выполнении заданий наблюдается напряжение движений органов артикуляционного аппарата, постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными скоординированными.

По такой же схеме я провожу работу над дыханием. Пробовала упражнения из гимнастики А. Стрельниковой, но они оказались очень сложными для наших детей, пришлось использовать более простые (нюхаем цветы, сдуваем снежинки).

Своей большой находкой для урока музыки считаю использование пальчиковых игр. Зная о том, что чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем лучше у ребенка развита речь, я на каждом уроке стала использовать пальчиковые игры. Вначале была поражена, что дети не могут сложить из пальчиков простейшие фигуры: петушка, козу, гусей и т.д. Приходилось индивидуально складывать фигуры с каждым ребенком, многократно повторять, прежде, чем дети сами смогли сказать и слова игры и непринужденно поработать пальчиками обеих рук. Очень кропотливый и долгий процесс. Ученикам пальчиковые игры очень нравятся: они доступны по содержанию, близки к жизни, интересны и разнообразны. Мне эти игры помогают решать проблему отдыха и оздоровления на уроке музыки. С их помощью я имею возможность развивать память, речь, мелкую моторику, а также осуществлять коррекцию звукопроизносительной стороны речи учащихся. К пальчиковым играм я обратилась чисто интуитивно. Но когда я познакомилась с программами Ж.Фирилевой «Са-фи дан-се» и И.Каплуновой «Ладушки», то в них я увидела специальные разделы под названием «Пальчиковая гимнастика». Я поняла, что двигаюсь в правильном направлении. В общеобразовательной школе я этим не занималась, хотя понимаю, что пальчиковая гимнастика может укрепить здоровье любого ученика.

Большое внимание уделяю на уроке музыки и упражнениям на развитие крупной моторики. Провожу игровые физкультминутки под музыку. Происходит смена деятельности учащихся, которая дает возможность отдыха и одновременно активизирует внимание на последующую деятельность.

Очень люблю включать в урок парные игры, игры-релаксации, стараюсь начинать урок играми-приветствиями.

Я активна, но не в управлении деятельностью ребенка, а в эмоциональном вовлечении в нее. Я настроена на получение приятных эмоций от общения с ребенком. Все это создает благоприятный психологический климат в классе. Важен также доброжелательный тон, взаимопонимание, улыбкотерапия.

Итогом творческой работы учителя музыки могут служить массовые общешкольные мероприятия: утренники, музыкальные праздники, конкурсы инсценированных песен, фольклорные праздники, музыкальные викторины. В школе работает в рамках дополнительного образования хоровой кружок «Поющие капельки», который посещают как правило 90 % всех учащихся школы. На всех общешкольных мероприятиях сочетаются разные виды музыкальной, художественно речевой, игровой, свободно- импровизированной деятельности.

Для проведения таких мероприятий важно ощущение успеха, когда ребенок с проблемами преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость.

Ситуация успеха по отношению к ребенку с интеллектуальными нарушениями носит безусловно искусственный, специально создаваемый характер. Некоторое время педагог как будто не замечает недостатков детей, отмечает только достоинства и лишь постепенно, в процессе коррекционной работы может осторожно указать на недостатки, помочь вначале вместе исправить их, а затем ребенок самостоятельно решает эту задачу.

Итак, урок музыки в коррекционной школе - это не только приобщение детей к музыкальной культуре, развитие их музыкальных способностей, но и коррекция нарушений в развитии ребенка средствами музыки, музыкальной деятельности. В процессе организации и проведения урока музыки с детьми важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, использовать специальные методы и приемы музыкального обучения и воспитания. И самое главное, каждый урок музыки может стать полезным, интересным, запоминающимся благодаря инициативе и творчеству учителя. Хочу, чтобы талант учителя и его желание работать не имело предела!

Литература
1.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика ,- М. Просвещение, 2003.
2.МедведеваЕ.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика.- М., Просвещение,2002.
3.Программа специальных(коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида 0-4 класс под редакцией В.В.Воронковой- М., Просвещение, 2004.
4.Фирилева Ж.Е. программа «Са-фи-дан-се»,- С Петербург,2003.
5. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии. Ставрополь, 2006.

.


Категория: Блоги | Добавил: olga0102
Просмотров: 111 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 03.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог