Сегодня: 02.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Использование спортивных тренажеров для коррекции двигательных нарушений у детей с депривацией зрения на уроках физической культуры в начал

СКАЧАТЬ (47.0 Kb) 13.01.2024, 14:50
Юлия Владимировна Комиссарова
Учитель физической культуры, МБОУ НШ-ДС № 76, города Тюмени
Одним из приоритетных направлений политики нашего государства является создание условий для предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию с учетом особенностей их психофизического развития.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), одной из задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия. [1]

Еще 4 декабря 2014 года, в послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин обозначил национальную технологическую инициативу одним из приоритетов государственной политики. [2] Для развития в рамках инициативы было отобрано 9 ключевых рынков, в том числе — рынок NeuroNet. Руководитель рабочей группы НейроНэт НТИ Иващенко А. А. в аннотации к плану мероприятий («дорожной карте») по развитию рынка НейроНэт Национальной технологической инициативы обозначил: "Применение нейротехнологий в области образования позволит резко увеличить объем и скорость усвоения новых знаний, при этом развитие таких технологии, как нейрофитнес и модуляция памяти, приведет к возможности многократного усиления когнитивных способностей." [3]

В современном мире фитнес-индустрия активно занимается развитием нейрофитнеса, поэтому учителя физической культуры должны идти в ногу со временем, внедряя новые методики в свои уроки. Меня заинтересовали исследования в этой области, и я решила более подробно изучить, что такое нейрофитнес и как его можно использовать в своей работе.

Нейрофитнес — «новый cобирательный термин, объединяющий понятия нейротерапия (от англ. — neurotherapy, син. — EEG-biofeedback/neurofeedback) и брейн-фитнес (от англ. — brain- В общем смысле обозначает интегративный подход к оптимизации процессов на когнитивном, психоэмоциональном и поведенческом уровнях человека. Как правило, представляет собой индивидуально разработанную программу занятий (нейротренировок), включающую в себя отдельные методы психофизиологии, нейропсихологии и психотерапии». - Циклопедия [4]

нейро...-«(< фр. neuro... < греч. neuron нерв, жила).Первая составная часть сложных слов, указывающая на их отношение к заболеваниям и лечению нервной системы человека, напр. нейродермия, нейрохирургия…». - Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык,1998. [5]

нейро...-« первая часть сложных слов со знач.: 1) относящийся к нервной системе, к нервам (в 1 знач.), напр. нейросекреция, нейроанатомия, нейропсихология, нейрофизиология; 2) относящийся к нервным клеткам, напр. нейровирусный, нейрогенетика, нейроэпителий». –Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.- издательство «Азь» ,1992 .
Проверка, коррекция и форматирование – Трушкин С.А.[6]

нейро,невро... (от греч. néuron – жила, нерв), часть сложных слов, указывающая на их отношение к нервной системе (напр., нейрофизиология)».- Биологический энциклопедический словарь.
гл. ред. М.С. Гиляров- издательство «Советская энциклопедия» ,1986 [7 ]

фитнес – «[англ. fitness - пригодность, соответствие] - амер. здоровый образ жизни; по мнению американцев, признаками ф. являются физическая активность, сбалансированное питание, отказ от курения и спиртных напитков, достаточный сон и т. п.».- Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г.,2006. [8 ]

фитнес – «специализированный комплекс методик, состоящий из тренировок и упражнений, направленных на оздоровление организма и поддержание его в хорошей физической форме, часто сопровождающийся соответствующим диетическим питанием». - Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова- издательство «Азь» ,1992 .
Проверка, коррекция и форматирование – Трушкин С.А.[6]

фитнес –«система упражнений, способствующих оздоровлению организма, достижению хорошей спортивной формы, стройности, включающая аэробику, занятия на различчных тренажерах и т.п.». - Большой современный толковый словарь русского языка. Ушаков Д.Н.-М :«Аделант» . 2013[9 ]

Научная основа нейрофитнеса базируется на исследованиях в области нейронаук, которые изучают способность мозга изменять свои связи и функции под воздействием опыта и восстанавливать утраченные связи после повреждений или внешних воздействий. Это свойство мозга называется нейропластичностью. Современные методы, разработанные в рамках таких дисциплин, как нейропсихология, психофизиология и психотерапия, играют важную роль в развитии нейрофитнеса. Изучение психофизиологических методов и современных подходов в нейропсихологии, основанных на работах выдающихся ученых в этой области, таких как И. П. Павлов, Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин, Е. Н. Соколова, является важным шагом для понимания основных принципов нейрофитнеса. Кроме того, современные методы нейропсихологической коррекции, основанные на теориях Л. С. Выготского, А. Р. Лурии и разработках современных специалистов в области нейропсихологии (В. И. Лубовский, Ж. М. Глозман, Т. В. Ахутина, Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Г. Р. Новикова, А. В. Семенович, Л. С. Цветкова, А. В. Цветков), также играют важную роль в этой области.

А. В. Цветков - доктор психологических наук, профессор. Специалист в области нейропсихологии и психологии личности - в свих работах писал «… Стремясь повысить эффективность той или иной методики обучения, педагогика наших дней не может не ориентироваться на то, насколько хорошо эта методика учитывает законы работы мозга и попадает в русло процессов, по которым мозг готов и привык учиться. Осознанное использование законов работы мозга в организации процесса обучения и дает педагогике полное право на использование приставки «нейро-» по самому прямому ее назначению.[10,11 ]

Канадский нейрохирург У. Г. Пенфилд с 1958 г. - иностранный член Академии наук СССР, провел исследование, которое уже полвека используют неврологи всего мира. Он показал связь различных участков мозга с телом. Оказалось, что 30% мозга выделено для управления пальцами рук, 30% — для речи и 20% — для управления стопой. (гомункулюс Пенфилда) .[12 ]

Доктор философии (доктор наук в образовании), американский психолог П. Деннисон — основатель Образовательной Кинесиологии, посвятил свою профессиональную жизнь развитию образования. Его научные открытия основаны на понимании тесной взаимосвязи физического развития, речевых навыков и учебных достижений личности. Он разработал программу "Гимнастика мозга", которая использует естественные физические движения тела для активации природных механизмов мозга. Эта программа помогает улучшить когнитивные функции и повысить эффективность обучения.

П. Деннисон –– « …Человеческий разум – это обширная нейронная сеть, которая усложняется и адаптируется к образовательной среде в ходе обучения. Ее свойства напрямую зависят от полученного ранее опыта, поскольку они базируются на ожиданиях, сформированных во взаимодействии с уже известными явлениями, что, в свою очередь, влияет и на последующую деятельность. ….... Новые нейронные пути образуются в том случае, когда есть четкое представление о целях, достижение которых целенаправленно и последовательно осуществляется с помощью соответствующих моделей движения». [13]

В настоящее время проблема внедрения нейротехнологий в образовательный процесс остается актуальной. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) часто испытывают дефицит двигательной и эмоциональной активности, поэтому на уроках физической культуры необходимо обеспечить большое разнообразие двигательной деятельности, направленной на коррекцию и компенсацию вторичных недостатков. В связи с этим был разработан проект "Введение элементов нейрофитнеса на уроках физической культуры в начальной школе для детей с ОВЗ", рассчитанный на 4 года.

Цель этого проекта заключается в создании доступной среды для детей с ОВЗ и введении элементов нейрофитнеса на уроках физической культуры. Применение этих элементов помогает учащимся освоить новые движения, развивая ловкость, мелкую моторику и координацию. Одним из ключевых требований при выполнении этих упражнений является точность их выполнения. Их воздействие имеет как немедленный, так и накопительный эффект, способствуя повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Цель проекта
Создание необходимых условий освоения новых, сложных, непривычных движений для мозга через развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, координации, ловкости.
Задачи
1. Создать условия регулярных тренировок для мозга параллельно с физическими упражнениями;
2. Повысить мотивацию и стремлению к учебе за счет стимуляции мозга;
3. Вовлечь учащихся с ОВЗ в регулярные занятия физической культуры, формировать интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками.
Результативность зависит от системности их проведения. С каждым уроком задания усложняются, увеличиваются в объеме; повышается и их темп. Введение элементов нейрофитнеса в урок проводится в несколько этапов, для каждого этапа были разработаны специальные комплексы упражнения.

Проект состоит из нескольких этапов работы:
1. работа с теннисными, массажными мячами;
2. работа с нейроскакалкой;
3. работа на балансирах;
4. работа с координационной лесенкой.
1.Работа с теннисными, массажными мячами
Упражнения начинаются с простых движений, где каждый участник кидает мячик так, чтобы тот отскочил от пола прямо в руку. Постепенно сложность нарастает: мячик нужно кидать одной рукой, а ловить другой; затем – поймав после отскока, переложить за спиной из руки в руку; далее в игру вводится второй мячик; и в заключение все более сложные упражнения выполняются двумя участниками, подгруппой и всем классом.

Польза от упражнений с мячиками:
в сенсомоторной сфере: гораздо проще сконцентрировать своё внимание на конкретном предмете, особенно, если он интересный, многофункциональный и прыгуче-летучий, зрительно-моторной координации (рука-глаз), ловкости, точности движений, улучшение вестибулярных программ, автоматизация моторных программ, устойчивых межполушарных взаимодействий, увеличение скорости обработки сенсорной информации;
в когнитивной сфере: памяти, речи, восприятия, мышления.

в зрительной системе, что очень важно для слабовидящих учащихся: фиксация предмета, формирование и укрепление прослеживающих движений, расширение полей зрения, преодоление зрительного игнорирования, формирование компенсаторной стратегии при гемианопсиях — выпадение поля зрения, формирование устойчивого навыка, переключения между дальним и ближним объектом, формирование и укрепление пространственных представлений, укрепление мышц глаз.

в слуховой системе: улучшение восприятия и обработки не речевых шумов, формирование чувства ритма (внутреннего и внешнего), умение различать и оценивать темпо- ритмические рисунки, чувство ритма, оценка правильность исполнения движений.
в мышечной системе: снижение гипертонуса мышц рук, улучшение и укрепление осанки.

2.Работа с нейроскакалкой
Нейроскакалка является одним из детских кардио-тренажеров, она одновременно тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие. Прыжки со снарядом координируют работу полушарий мозга – чтобы войти в ритм, нужно совершать разнонаправленные движения ногами. Одна нога прыгает, как на обычной скакалке, другая – несколько иначе, заставляя ось вращаться. Прыжки полезны для физического развития: держат тело в тонусе, укрепляют мышцы, повышают ловкость, скорость реакции и выносливость. От прыжков со снарядом укрепляется вестибулярный аппарат. Нейроскакалка так же тренирует концентрацию и внимательность.

Но наряду с положительными факторами нельзя и не отметить, что сильная нагрузка может вызвать осложнения или обострения хронических заболеваний;активные тренировки могут навредить при лишнем весе и наличии проблем с сердцем.

Так же техника движений не позволяет задействовать работу рук, они просто «болтаются» и ни о какой согласованности в работе рук и ног речь идти не может, поэтому следует параллельно давать ребенку дополнительные задания: ловить мяч, махать палкой и т. п.
3.Работа на балансирах
Балансировочный тренажер используется для тренировки равновесия. Цель– укрепить мышцы-стабилизаторы. Даже выполняя несложные упражнения, приходится удерживать равновесие, напрягая, тем самым, мелкие мышцы, что способствует гармоничному развитию тела ребенка. Упражнения на баланс улучшают осанку, развивают гибкость, эффективно укрепляют опорно-двигательный аппарат. И что важно – при минимальной нагрузке на суставы. Тренировки на баланс затрагивают проприоцептивные рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и связках. Они отвечают за чувство равновесия в нашем организме и реагируют на изменение положения тела. Благодаря тренировке взаимодействия между рецепторами и центрами координации в головном мозге ученик лучше ощущает свое тело в пространстве, у него лучше развивается координация. Благодаря небольшой высоте балансировочная подушка безопасна и подходит для всех возрастных групп и всех уровней физической подготовки.
При работе на балансире есть только одно противопоказание: межпозвонковые грыжи.

4. Работа с координационной лесенкой
Тренажер представляет собой имитацию горизонтальной лестницы, выполненной из полиэстера, нейлона или резины, которые выкладываются на поверхность земли. С помощью этого тренажера выполняется ряд упражнений, направленных на улучшение координации и скорости работы ног, техники движений и баланса, ловкости. Передвижение ног по ячейкам и за пределами лестницы определяется техникой упражнений различной сложности, вариантов которых предостаточно. Как и во многих упражнениях на технику, здесь больше важна правильность выполнения, а не скорость выполнения. Сначала нужно учиться делать как надо, а потом учиться делать как надо и в то же время — быстро. Благодаря упражнениям на координационной лесенке происходит, приобретение и совершенствование навыков в ходьбе, беге, прыжках, в ограниченном пространстве, в разном темпе и т.д.

Но есть противопоказания, на которые особо следует обратить внимание: сердечно-сосудистые заболевания, недавние травмы голеностопных и коленных суставов, переломы.
При работе на каждом этапе у учащегося с ОВЗ улучшается координация движений, чувство равновесия, отмечается положительная динамика в развитии речи, чтения, письма. Дети становятся ловкими, активными, уверенными в себе.
Это можно увидеть, посмотрев диагностику выполнения элементыов нейроупражнений у учащихся с ОВЗ, которая позволяет систематизировать и наглядно оформить представления об обучающихся.

( таблица 1)
Таблица 1
Диагностика выполнения элементов нейроупражнений у учащихся с ОВЗ
Нейроупражнения Диагностические упражнения
1-2 класс 3 -4 класс
Упражнения с теннисными мячами.
Подбросить правой рукой, поймать левой, хват снизу (и наоборот)
Ловить мяч – «на уши зайца» ( на указательный и средний)
Упражнения с нейроскакалкой.
Прыжки поочередно на правой и на левой ноге.
Прыжки на скакалке, одновременно перебрасывать мяч из руки в руку.
Работа в парах : один прыгает на скакалке и ловит мяч, который бросает ему товарищ.
Упражнения на балансире.
Стоя на балансире , выполнять движения головой или наклоны корпусом Стоя на балансире, одновременно перебрасывать мячи из руки в руку.
Работа в парах : один стоит на балансире и ловит мяч, который бросает ему товарищ.
Упражнения на координационной лесенке
«Классики» ( вариант: прыжок ноги вместе-прыжок ноги врозь)
«Классики» (вариант: использование отпечатка рука-нога)

Анализ результатов диагностики позволяет учителю подобрать эффективные способы организации и проведения уроков, определить перспективу развития образовательного процесса в целом и каждого учащегося с ОВЗ в отдельности.

Диагностика проводится в форме тестирования в конце учебного года.
По итогам диагностирования происходит анализ результатов, после чего строится график физического развития учащегося, что позволяет судить об эффективности и качестве организации данного проекта.

Выполнение упражнений с элементами нейрофитнеса на каждом уроке влияют на качество успеваемости детей, это можно рассмотреть на таблице 2.
Оценку выполнения элементов нейроупражнений рассмотрим по итогам 2022-2023 уч. года на примере 1 класса.

При сопоставлении характера выполнений данных упражнений с успеваемостью выяснилось, что 25% хорошо и отлично успевающих первоклассников справляются сразу, 40% выполняют упражнения в целом правильно, однако имеются небольшие неточности. Среди среднеуспевающих учащихся 5% - выполняют правильно ,23% выполняют с небольшими неточностями,7% не могут выполнить упражнения.

Таблица 2
Распределение (%) учащихся при сопоставлении с успеваемостью
Характер выполнения отлично и хорошо успевающие дети среднеуспевающие дети неуспевающие
выполняет быстро, правильно, уверенно, в комплексе с другими упражнениями 0 0 0
выполняет упражнение правильно 25% 5% 0
выполняет упражнение в целом правильно, однако имеются небольшие неточности 40% 23% 0
не может выполнить упражнение 0 7% 0

По данным этой таблице мы видим , что не всем детям с ОВЗ удается быстро и правильно выполнять упражнения ,поэтому продолжаем работать над данным проектом .
Уроки физической культуры с применением элементов нейрофитнеса играют важную роль в раскрытии физических возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья .Они помогают детям самореализовываться, развиваться как личность и испытывать чувство радости и полноты жизни. Учителю физической культуры принадлежит важная роль в создании образовательной среды, которая способствует укреплению здоровья, выработке жизненно необходимых двигательных умений и навыков, а также коррекции дефектов физического развития и моторики.

Элементы нейрофитнеса применяются на уроках физической культуры параллельно с физическими упражнениями, что способствует решению задач физического, интеллектуального и психоэмоционального развития. Для того чтобы мозг развивался и формировались новые структуры, необходимо постоянно осваивать новые, непривычные движения, что мы и практикуем на уроках. Нейрофитнес является первым шагом на пути к освоению любых навыков.

Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
2. Послание Президента Российской Федерации от 04.12.2014 г.
3. План мероприятий ("дорожная карта") Национальной технологической инициативы Нейронет от 21 января 2021 г.
4. Циклопедия [Электронный ресурс].
5. Толковый словарь иностранных слов. Л. П. Крысина.- М: Русский язык,1998.
6. Толковый словарь русского языка .С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.- издательство «Азь» ,1992 .Проверка, коррекция и форматирование – Трушкин С.А.
7. Биологический энциклопедический словарь. гл. ред. М.С. Гиляров- издательство «Советская энциклопедия» ,1986 .
8. Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г.- Москва : Эксмо, 2006.
9. Большой современный толковый словарь русского языка. Ушаков Д.Н.-М :«Аделант» . 2013
10. Цветков А.В. Нейропедагогика для учителей: как обучать по законам работы мозга. –М.:Издательство «Спорт и Культура-2000»,2017.-128с
11. Цветкова Л.С., Цветков А.В. Нейропсихологическое консультирование
12. Уайлдер Пенфилд .Мозг. Тайны разума М., «Издательство АСТ» ,2019.-256с.
13. Деннисон Пол, Деннисон Гей: "Гимнастика мозга". Книга для учителей и родителей, ИГ «Весь»,2012 .-320с.
14. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. -М., Физкультура и спорт,1991-288с.
в практике психолога образования.-М.: «Издание книг ком», 2021.-120с.
15. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. -М., Издательский центр «Академия», 2003.-384с.
16. Рахул Джандиал . Нейрофитнес . Манн, Иванов и Фербер
2020.-352с.


Категория: Блоги | Добавил: YLYA
Просмотров: 61 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог