Сегодня: 04.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Из опыта работы с заданиями 6,13-14,17 единого государственного экзамена по истории (анализ исторических источников)

СКАЧАТЬ (22.7 Kb) 16.07.2023, 15:57
Шаренков Никита Геннадьевич
учитель истории и обществознания, МБОУ "СШ №29" г.Смоленск
Единый государственный экзамен по истории является одним из наиболее сложных для сдачи из всей группы экзаменов. Для успешного выполнения всех заданий нужны не только обширные знания фактического материала, но и ряд специфических навыков. По мнению большинства учеников и преподавателей к наиболее сложным стоит отнести задания связанные с работой с текстовым материалом: № 6,13 – 14,17.

Исторические тексты подразделяются на две большие группы:
1) Письменные исторические источники разных типов: летописи, документы государственного делопроизводства, международные договоры и соглашения, мемуары, письма и записки, былины, сказания, легенды, и др.;
2) Работы историков.

Большим подспорьем в работе с текстом являются приемы, изученные на уроках, их нужно вспомнить и постараться применить. Каждый текст имеет свою структуру, то есть, разделён на смысловые части. Выделение этих частей значительно облегчит работу с материалом и поможет выполнить задания. Проще всего это сделать в научных, научно-популярных или учебных текстах, в исторических источниках это сделать сложнее, так как авторы последних далеко не всегда ставили перед собой задачу чёткого, структурированного изложения материала.

Большое значение имеет лексика источника и авторский стиль. Так, например, правители писали часто используя повелительное наклонение, для их текстов свойственна властность, приказной тон, довольно часто монархи писали о себе во множественном числе. Язык XVIII в. сложен, громоздок, содержит много архаичных слов и выражений. Документы петровской эпохи изобилуют иностранными заимствованиями, которые не прижились в русском языке и в дальнейшем в документах почти не встречаются (виктория, корволант, обсервация и т.д.) Писателям и историкам XIX в., как правило, присущи логичное, стройное изложение идей, однако в мемуарах и письмах для первой половины столетия были характерны сложные, довольно запутанные конструкции. Респонденты ХХ века напротив, пишут обычно просто и безыскусно. Документы органов государственной власти составлены сухим, казённым языком, письма, мемуары написаны свободным стилем. Также стоит обращать внимание на используемые личные обращения (господин, товарищ, великий князь и т.д). В текстах где указана дата от сотворения мира (до эпохи Петра Великого) её можно перевести в привычное исчисление отняв 5508.

Тексты, предлагаемые на экзаменах, составлены так, чтобы помочь экзаменующемуся выполнить задания к ним. В этих текстах всегда имеются ключевые слова (имена, даты, названия, термины и т.п), которые подскажут ученику о каком событии идёт речь. Часто выделяя смысловые части работающие с текстом руководствуются имеющимися в нём абзацами, это не всегда оправдано, так как в экзаменационных материалах по истории он могут не совпадать. Ключевая мысль текста также может располагаться в любой его части, поэтому текст стоит читать внимательно и до конца.

Основные действия, рекомендуемые при работе с текстом:
1) Внимательно прочитать текст
2) Внимательно, до конца прочитать все задания к тексту. Задания могут содержать информацию, которая может быть подсказкой для ответов на задания (особенно это часто помогает при выполнении задания № 6).
3) Найти главную мысль (идею) текста, выделите ключевые факты.
4) Выделите основные смысловые части текста.
5) Определить принадлежность текста к эпохе, к деятельности того или иного исторического персонажа, попытайтесь установить автора.
6) Определить ключевые положения, факты (личности, события, даты) в каждой из частей текста.
7) Установить исторический контекст событий которые описаны в тексте или обстоятельства, в которых находится его автор или герой, это поможет в верном установлении причинно-следственных связей.
8) Опираясь на полученную информацию, ответьте на поставленные вопросы.

При выполнении заданий необходима опора на ключевые слова и словосочетания. Это могут быть имена, даты, географические названия, исторически значимые высказывания и формулировки (например выражение: «Пусть каждый держит отчину свою» указывает на события Любечского съезда). Ответ ученику помогут найти сразу несколько фактов-подсказок, на которых и надо опираться, остальная информация служит контекстом, помогающим верно их интерпретировать.

Однако, информации содержащейся в тексте недостаточно для ответа. Для успешного выполнения задания необходимо привлекать сторонние знания, которыми должен обладать ученик.

Привлечь дополнительную информацию помогают приёмы логического рассуждения, сравнения, установление причинно-следственных связей, ассоциаций.

Ассоциативные связи строятся по принципу схожести, когда какое-нибудь имя или название вызывает из памяти сопутствующие исторические знания. Например, имя Дмитрия Донского вызывает в памяти события Куликовской битвы.

Большое значение имеет контекст, который позволяет на основании смысла текста в целом уяснить значение его отдельных понятий. Например, в тексте, описывающем награждение двух генералов императором, за успешно проведённый батальонный смотр, прежде всего, стоит обратить внимание на их фамилии: М.И. Кутузов и П.А. фон дер Пален. Первая фамилия принадлежит известному полководцу, герою войны 1812 г., главнокомандующему русской армией. В тексте указано его звание «генерал от инфантерии», в то время как в 1812 г. он командовал войсками в чине фельдмаршала. Гораздо более очевидной контекстуальной подсказкой является восторженный отзыв императора о его коллеге. П.А. фон дер Пален был одним из любимцев императора Павла, но при его сыне Александре он впал в немилость как один из руководителей заговора 11 марта 1801 г. Соответственно относительное невысокое звание Кутузова, и восторженный отзыв о Палене позволяют нам предположить, что документ издан в правление императора Павла I.

Задания, предполагающие анализ источника, как правило, вызывают у учащихся много сложностей.

Задания 6 (частично) ,14 выполняются с опорой на ключевые факты и положения текста, эти задания не очень сложны, поэтому не вызывают особых трудностей у учеников. Для их успешного выполнения достаточно поработать с текстом по плану, который был представлен выше.

Задания 14,17 довольно сложные, они требуют привлечения исторических знаний. Для правильного ответа ученику необходимо установить общий контекст, а также построить причинно-следственные связи. Используя их как опору необходимо выяснить причины, результаты и последствия событий. Также при выполнении 17 задания нужно помнить, что оба представленных в нём текстовых отрывка относятся к одному событию, что повышает шансы учащегося успешно ответить на вопросы.

Характерной ошибкой при выполнении текстовых заданий является избыточное цитирование. Помимо конкретного ответа на вопрос ученика переносят в бланк ответа примыкающие к нему части текста, связанные с ответом по смыслу, но не входящие в его структуру. Поэтому при подготовке учащихся в рамках работы с текстом следует уделять внимание правильному оформлению ответа.

Так как приёмы и методы помогающие в успешном выполнении заданий № 13 и 14 актуальны и для заданий № 6 и 17, то в качестве примера мы разберём именно их выполнение.

Примеры выполнения заданий
Из послания российского монарха.
«Когда же мы Божьей волей с крестоносной хоругвью всего православного христианского воинства ради защиты православных христиан двинулись на безбожный народ казанский, и по неизреченному Божьему милосердию одержали победу над этим безбожным народом, и со всем войском невредимые возвращались обратно, что могу вспомнить о добре, сделанном нам людьми, которых ты называешь мучениками? А вот что: как пленника, посадив в судно, везли с малым числом людей сквозь безбожную и неверную землю! Если бы рука Всевышнего не защитила меня, смиренного, наверняка бы я жизни лишился.

Когда же вернулись мы в царствующий град Москву, Бог, свое милосердие к нам умножая, дал нам тогда наследника - сына Дмитрия; когда же, немного времени спустя, я, как бывает с людьми, сильно занемог, то те, кого ты называешь доброжелателями, с попом Сильвестром и вашим начальником Алексеем Адашевым, восшатались как пьяные, решили, что мы уже в небытии, и, забыв наши благодеяния, а того более - души свои и то, что целовали крест нашему отцу и нам – не искать себе иного государя, кроме наших детей, решили посадить на престол нашего дальнего родственника князя Владимира, а младенца нашего, данного нам от Бога, хотели погубить, подобно Ироду …

Когда же мы по Божью милосердию все узнали и полностью уразумели и замысел этот рассыпался в прах, поп Сильвестр и Алексей Адашев и после этого не перестали жесточайше притеснять нас и давать злые советы, под разными предлогами изгоняли наших доброжелателей, во всем потакали князю Владимиру, преследовали лютой ненавистью нашу царицу Анастасию и уподобляли ее всем нечестивым царицам, а про детей наших и вспомнить не желали.

А после этого собака и давний изменник, князь Семен Ростовский, который был принят нами в думу не за свои достоинства, а по нашей милости, изменнически выдал наши замыслы литовским послам, пану Станиславу Довойно с товарищами, и поносил перед ними нас, нашу царицу и наших детей»

Для облегчения работы с текстом и выполнения заданий ученикам рекомендуется отметить ручкой смысловые части текста. Затем, подчеркнуть ключевые слова и положения в каждой выделенной смысловой части.

13 Назовите автора данного документа. Укажите век, в котором он жил. Укажите его бывшего сподвижника, переписка с которым считается выдающимся примером публицистики той эпохи.

Логика рассуждений
В самом начале текста указывается положения лица писавшего текст – монарх. На это же есть прямые указания в тексте послания: «что целовали крест нашему отцу и нам – не искать себе иного государя, кроме наших детей, решили посадить на престол нашего дальнего родственника князя Владимира», «преследовали лютой ненавистью нашу царицу Анастасию» и т.д. Также на это косвенно казывает то, что автор говорит о себе во множественном числе. Среди своих современников и сподвижников правитель указывает Алексея Адашева и попа Сильвестра, а среди деяний победу над казанцами, соответственно автором текста является царь Иван IV Грозный, живший в XVI в. Таким образом бывший сподвижник, которому пишет царь – это А.М. Курбский.

14 Какие обвинения автор выдвигает в адрес своих приближённых в данном документе? Укажите любые три обвинения. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Логика рассуждений

Внимательно читаем текст и выписываем:
1) подвергли опасности его жизнь во время возвращения из Казанского похода;
2) решили посадить на престол князя Владимира, а сына автора – Дмитрия – хотели погубить;
3) давали злые советы.

Список использованных источников
1. Крючкова Е.А. История. Трудные задания ЕГЭ. Работа с текстом. М.: Просвещение, 2020.
2. Пазин Р.В. ЕГЭ. История. Анализ исторического источника. 10 – 11 классы. М.: Легион, 2016.
3. ЕГЭ-2023. История. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. Под ред. И.А. Артасова. М.: Национальное образование, 2023.


Категория: Блоги | Добавил: Lepid3
Просмотров: 128 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 04.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог