Тема: Звук и буква Й
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Познакомить детей с артикуляционно-акустическим образом звука Й;
- Закрепить знания детей о принадлежности звука к группе согласные;
- Уточнять, обогащать, активизировать словарный запас.
Коррекционно-развивающие:
- Совершенствовать умения слышать и выделять звук в начале, середине, в конце слова;
- Совершенствовать навыки звуко-буквенного, слогового, словесного анализа и синтеза слов; создавать схему при помощи символов;
- Развивать мелкую и общую моторику с помощью физминутки и пальчиковой гимнастики.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать интерес к занятию;
- Воспитывать терпеливость слушать педагога, ответы других детей;
- Воспитывать у детей творческую самостоятельность.
Оборудование: зеркала, изображение птиц, элементы буквы Й, наклейки-смайлики, пособие для слогового анализа, пособие для составления схемы предложения, пособие для составления звуковой модели слов, тетради, мячики «Су-Джок».
Ход занятия:
Этапы |
Содержание этапов |
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика.
- Объявление темы.
- Физминутка.
- Составление схемы предложения, слоговой схемы и звуковой модели слова.
- Развитие графических навыков.
- Итог занятия.
|
Я очень рада всех вас видеть. Давайте вспомним, какое сейчас:
время года, месяц, число.
Что мы проходили на прошлом занятии? (артикуляционный уклад, характеристика звука)
Для губ:
Трубочка
Улыбочка
Заборчик
Окошечко
Для языка:
Иголочка
Расческа
Лопатка
Вкусное варенье
Чашечка
Индюк
Лошадка
Грибок
Для нижней челюсти:
Маятник
Вперед-назад
Букву Й зовут «И краткий»,
Поиграем с ней мы в прятки,
Мы на И наденем шляпку,
Получается «И краткий».
(второй раз повторяем вместе с детьми)
Повторяем характеристику звука Й:
Согласный, звонкий, всегда мягкий.
-губки слегка в улыбке;
-зубки сближены;
-кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя;
-горлышко «работает».
Сегодня в гости к нам прилетели птицы, чтобы узнать какие, отгадайте про них загадки:
Он соло пел среди ветвей.
Певца все звали … (соловей)
Все пираты с ним ходили.
На плече его носили.
Кто же это? Угадай?
Это точно … (попугай)
Эта птичка не шагает.
Призывает: «Не робей!»
Забияка самый главный –
Серо-бурый … (воробей)
Какой звук есть во всех названиях этих птиц?
Послушайте и определите место звука в слове: Лайка, пой, чайник, улей, музей, йети.
«Поймай звук»: есть звук Й – хлопай. Звука нет – топай.
Слова: сойка, дом, муравей, мышка, зайка, жук, чай, ручей, кот, йод, мешок, лейка, лай, филин, йогурт.
Пальчиковая игра с мячиками «Су-Джок» (дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец)
ДЕСЯТЬ ПТИЧЕК – СТАЙКА
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам!
(Дети раскладывают на столах карточки для слогового, звукового анализа слов и предложений)
-Придумываем предложение со словом ПОПУГАЙ. Считаем слова в предложении.
-Составляем слоговую схему и звуковую модель слова ПОПУГАЙ
Давайте выложим на столе букву Й
Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
(Дети прописывают в тетрадях слово ПОПУГАЙ, предложение МОЙ ЧАЙ)
Повторение слов со звуком Й. Повторение стихотворения про Й. Дети получают наклейки-смайлики.
|
|