Сегодня: 03.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Мой город важен для России"

СКАЧАТЬ (703.8 Kb) 07.12.2021, 18:31
Мамзонова Ирина Альбертовна
воспитатель, МБДОУ "Детский сад №1 "Рябинка" г.Нефтеюганска
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
Тема «Мой город важен для России»
(формирование предпосылок функциональной грамотности
с использованием метода интеллект-карт)

 
Возрастная группа: подготовительная группа
Цель: формирование у воспитанников умения работать с интеллект-картой

Задачи:
- систематизировать знания детей о родном городе с использованием интеллект-карты;
- расширить представления о профессиях нефтяников;
- развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать;
- развивать память, мышление, речь, воображение;
- развивать умение работать в команде; в паре;
- воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него.

Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа:
1. Создание интеллект-карты «Город Нефтеюганск» в старшей группе.
2. Беседа «С чего начинается Родина ?» , «Нефтеюганск- моя малая Родина»
3. Организация совместных с родителями экскурсий: в «Музей реки Обь», по в лес и парк, экскурсии по городу Нефтеюганску.
4. Организация дидактических игр на классификацию природных объектов по теме «Труд взрослых.»
5.Чтение художественной литературы: «С чего начинается Родина?» М.Матусовского, М. М. Пришвин «Моя Родина (из воспоминаний детства)», стихи о Родине, о городе Нефтеюганске.
6. Рассматривание сюжетных картинок и составление по ним рассказа.

Материалы и оборудование: интеллект-карта «Город Нефтеюганск», созданная в старшей группе, интерактивная панель «Teach Touch», видеоролик «Быть нефтяником могу», картинки: животные, растения нашей местности, картинки: нефтяные профессии (бурильщик, лаборант, геолог, вышкомонтажник, трубоукладчик), предметы, которые изготавливают из нефтепродуктов; маркеры цветные, клей, салфетки влажные.

Ход занятия:
1.Вводная часть

Воспитатель обращает внимание детей на карту России на экране (1 слайд)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карту России.
Что мы можем сказать о нашей стране глядя на карту?
(Дети рассуждают и дают ответы: Россия- большая страна, в России много рек, омывается морями, много городов, можем узнать, где находятся разные города, в России много городов.

-Вы сказали, что много городов. Как обозначаются города на карте? (точками, кружками, это условные знаки для обозначения городов.)
-Чем они отличаются? (большие и маленькие)Почему на карте кружочки разных размеров? (крупные города, в которых миллион жителей обозначаются большими кружками, города поменьше обозначаются маленькими кружками)
- Как вы считаете, какой город на карте России обозначен самым крупным знаком? (Москва, столица нашей Родины)
- Какие города России вы знаете? Дети называют города. Липецк, Сургут, Нефтеюганск, Екатеринбург, Тюмень)

Дети называют города – воспитатель находит их и показывает на карте. Не все города, которые назвали дети обозначены на карте.
Воспитатель: Не все города обозначены на карте, но каждый город значим для нашей страны.

-Как называется город, в котором мы живем? (Нефтеюганск).
-Найдите на карте этот город. (Дети не находят его). Назовите города, которые находятся рядом с городом Нефтеюганск. Они нам помогут определить местонахождение нашего города.

Дети называют города Ханты-Мансийск, Сургут, воспитатель находит их на карте и нажимает на точку примерного местоположения города Нефтеюганска, и на карте появляется точка с надписью Нефтеюганск
Следующий слайд: карта с обозначением города Нефтеюганска.

2.Введение в проблемную ситуацию.
Воспитатель: Ребята, вы назвали много городов. А знают ли о Нефтеюганске дети, живущие в других городах? Посмотрите, пожалуйста, на экран.
Демонстрируется видеоролик, снятый с детьми города Краснодара «Знаешь ли ты о городе Нефтеюганске?», в котором дети говорят о том, что никогда не слышали о таком городе и не знают, где он находится. (Вопросы, которые задавали детям: Ты знаешь о городе Нефтеюганске? Хочешь ли ты узнать о Нефтеюганске?
Воспитатель (эмоционально):
- Ребята, наш город такой красивый, современный, и о нем не знают жители другого города!
-Каждый город значим для России. Как вы думаете, чем наш город значим, важен для России? ( Здесь добывают нефть)
-Что нам поможет рассказать о нашем городе? (умная карта).
Дети месте с воспитателем подходят к магнитной доске, на которой размещена интеллект –карта «Город Нефтеюганск».

3. Актуализация знаний
Воспитатель: Что могут узнать дети из Краснодара, рассмотрев нашу умную карту? О чем мы говорили, когда составляли эту карту? (о символике города, о зданиях, о памятниках, о транспорте, о профессиях жителей города).

-Можем ли мы рассказать о значимости нашего города, используя эту карту? (Такой же транспорт, похожие памятники, достопримечательности есть во многих городах)
-Вы стали старше, и много нового узнали о Нефтеюганске. Чем же мы можем дополнить нашу умную карту? (Мы можем рассказать о природе нашего города: о животных и растениях). На какие группы можно разделить животных (на травоядных и хищников) Молодцы. А растения как можем разделить? (деревья, травянистые растения, ягоды).(предлагает назвать деревья, травянистые растения, ягоды) Конечно. У нас растут очень полезные ягоды. Как можно разделить деревья? (хвойные и лиственные).

Воспитатель: Давайте информацию о природе нашего города обозначим на нашей умной карте. Для этого вам нужно разделиться на две команды. В этом вам помогут значки, которые наклеены у вас на груди. (зеленый кружок и желтый кружок.). Обратите внимание, у одного из вас значок отличается. Это командир команды. Команда с зелеными кружками будет приклеивать картинки с животными, команда с желтыми кружками будет приклеивать картинки с растениями.

Воспитатель кладет карту на стол, предлагает командам зафиксировать всю информацию на карте. Организуется художественно- продуктивная деятельность. Дети каждой команды подходят к столам, на которых лежат картинки, делят картинки на группы, затем наклеивают на интеллект-карту. Воспитатель побуждает детей обсуждать идеи, договариваться, прислушиваться к мнению друг друга Командиры команд организуют деятельность членов команды.

Воспитатель: Не забывайте, что все картинки нужно обвести фломастером такого же цвета, какого цвета веточка. Отлично!. Действительно природа нашей местности очень богата и мы можем гордиться ее красотой.
- Ребята, вы сказали, что наш город значим тем, что здесь добывают нефть. Посмотрите на нашу умную карту, на карте нет информации про нефть. Детям из другого города будет интересно будет о ней узнать.
- Что вы знаете про нефть? (Она черного цвета, густая, неприятно пахнет, находится под землей, ее добывают). Каким знаком мы можем обозначит нефть ? (каплей черного цвета).
-В какой части карты мы обозначим информацию о нефти? (Нефть это природное или рукотворное вещество?).

Воспитатель предлагает одному из детей выбрать маркер соответствующего цвета и нарисовать на интеллект –карте ветвь «нефть» и обозначить знаком в виде черной капли.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, для чего нужна нефть? (Высказывания детей)
Воспитатель: Молодцы! Много предметов, которые изготавливают из нефти, вы назвали!
Вот какое удивительное вещество нефть!
Воспитатель: Люди каких профессий добывают нефть? (нефтяники, геологи, бурильщики)

4. Сообщение новых знаний.
Воспитатель: Молодцы, вы назвали некоторые нефтяные профессии. Предлагаю посмотреть фильм о том, как добывают нефть.
Демонстрация видеофильма «Быть нефтяником могу».

Воспитатель: О каких профессиях вы узнали? Какое оборудование, какие машины нужны для работы людям? (Дети называют профессии: вышкомонтажник, трубопроводчик, слесарь, оборудование).
Физминутка музыкальная (видеоролик)

Воспитатель: Предлагаю зафиксировать на карте все, что узнали.
Команда с зеленым значком, определите место на умной карте и разместите информацию о профессиях, связанных с добычей нефти, оборудование и материалы, нужные людям для работы. Команда с желтым значком, определите место на умной карте и разместить информацию о том, что изготавливают из нефти.

5. Работа с интеллект-картой.
Воспитатель предлагает командам зафиксировать всю информацию на карте. Организуется художественно- продуктивная деятельность. Дети работают в командах. Воспитатель побуждает детей обсуждать идеи, договариваться, прислушиваться к мнению друг друга. Командиры команд организуют деятельность членов команды.

Воспитатель: Отлично справились!
- Ребята, могут ли в городе жить только нефтяники? Докажите, что в городе нужны люди разных профессий.

Дети высказывают свое мнение, аргументируя ответ: например, в городе нужны повара, для того, чтоб нефтяники могли пообедать, врачи, чтобы лечить нефтяников, если они заболеют.
Воспитатель: Вы правы, ребята, все профессии важны, нужны друг другу, связаны между собой.

Воспитатель Ребята, посмотрите на нашу карту. Как много в ней информации о нашем городе! Давайте подумаем, как разные части карты могут быть связаны между собой и проведем линии, обозначающие эти связи.

Воспитатель побуждает детей высказываться, выстраивая в речи аргументированные суждения. Дети соединяют линией взаимосвязанные компоненты карты.

6. Рефлексия
Воспитатель: Можем ли мы теперь рассказать детям Краснодара о значимости нашего города, используя эту карту?
-Как мы можем передать эту карту детям из Краснодара? (Сфотографировать и отправить по электронной почте).
Воспитатель: Ребята, вы сегодня отлично потрудились, и создали умную карту, которая помогла нам рассказать о значимости города Нефтеюганска для России. Молодцы!

Список использованной литературы
1) Функциональная грамотность дошкольника: как её сформировать? 
2) Вебинар «Функциональная грамотность дошкольника: как её сформировать? 
3) Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста 
4) Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен. Минск, 2008
5) Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников. /Журнал Начальная школа, вып.7/12.
6) «Пойду работать я в ЛУКОЙЛ!» - профессии нефтяной отрасли глазами детей


Категория: Блоги | Добавил: AMIRINA
Просмотров: 316 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 03.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог