Сегодня: 30.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект открытого урока русского языка в 7 классе "Причастие как часть речи. Причастие в спектре разделов языкознания"

СКАЧАТЬ (24.9 Kb) 11.11.2023, 12:26
Никитина Екатерина Александровна
учитель русского языка и литературы, МБОУ Синьковская СШ
Тема открытого урока русского языка в 7 классе:
«Причастие  как часть речи.  Причастие  в спектре разделов языкознания»

Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся о функциональных возможностях особой формы глагола - причастия.

Планируемые результаты:
Предметные:
1.Формирование прочных знаний о причастиях в спектре разделов языкознания.
2. Совершенствование умения отличать причастие от синонимичных частей речи.
3. Формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с причастными оборотами
4. Составление схемы предложений с причастными оборотами.
5. Нахождение речевых  ошибок, связанных с неправильным употреблением причастий и оборотов.
Метапредметные:
1.Умение находить причастие в тексте и употреблять их в своей речи.
2.Умение анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.
Личностные:
1.Совершенствование монологической речи, умения правильно и лаконично излагать свои мысли.
2.Развитие критического мышления, орфографической зоркости.

Оборудование: раздаточный материал (карточки), демонстрационный материал, ноутбук.

Формы организации деятельности:
- фронтальная работа; работа в парах; индивидуальная самостоятельная работа.
Тип урока: практическое закрепление изученного.
Методы и приемы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля и взаимоконтроля.                                                        
Технологии: предметно-ориентированные, технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Вид урока: урок комплексного обобщения знаний.
Тип урока: урок актуализации  знаниево-практических компетенций и речевого развития обучающихся.

Конструкционный план урока
I. Организационный момент
Оформление вводной записи в рабочей тетради. Подготовка инструментария к уроку.

II.Создание ситуации целеполагания обучающимися. Мотивация учебной деятельности
- На сегодняшнем занятии мы организуем систематизацию изученного языкового материала. Обратимся к эпиграфам, записанным на доске, чтобы определить тему урока.
1) Не умеющий ходить портит дорогу,
Не умеющий говорить портит речь.
Пословица

2) Они служат к сокращению
человеческого слова, заключая в себе
имени и глагола силу.
М.В. Ломоносов

- Ребята, о какой части речи были мудрые изречения? (Причастие).
- Эта особая часть речи окружена целым спектром разделов языкознания. Догадайтесь: какие разделы имеются в виду.
- Раздел языкознания, изучающий части речи? (Морфология).
- Раздел языкознания, изучающий правила постановки знаков препинания? (Пунктуация).
- Раздел языкознания, изучающий правописание слов? (Орфография)
- Раздел языкознания, изучающий правила постановки ударения и произношение слов? (Орфоэпия).
- Раздел языкознания, изучающий принадлежность текста к типу и стилю? (Стилистика).
-  Сформулируем тему нашего урока (на доске появляется тема урока).
- А.С. Пушкин говорил так о значимости этой части речи: «Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату. Мы говорим: которая скачет, который метёт, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом…» (в словах заключается выразительность причастия, без которой речь была бы бедна).
- Ребята, теперь пришла очередь составить целеполагание к уроку.
- Какие цели преследует наш урок? (формулировка целей - практическое использование знаний о причастиях, определить функционирование причастия в различных разделах языкознания).
-Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный материал по этой теме, поскольку сегодняшний урок заключительный в теме, является подготовительным к контрольной работе.

III.Обобщение и систематизация учебной деятельности
1. Фронтальный опрос обучающихся
- Охарактеризуем причастие как часть речи- раздел морфологии.
1) Как характеризуется причастие? (определение термина).
2) Как отличить действительное причастие настоящего времени от прошедшего времени? (суффиксами).
3) Как отличить страдательное причастие настоящего времени от прошедшего времени? (суффиксами).
4) Причастный оборот –это? (причастие с зависимыми словами).

2. Теоретический опрос «Веришь или не веришь?»
Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе, и доказать свою точку зрения.
– Верите ли вы, что причастие изменяемая часть речи?
– Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?
– Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?
– Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?
– Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола?
– Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?

3. Выборочный диктант «Найди причастие»
- Ребята, из стихотворных текстов выпишите только причастия, устно определите залог.
1)Край ты мой заброшенный,/Край ты мой пустырь,/Сенокос некошеный,/Лес да монастырь.
2)Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит.
3)Гляжу, поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз.
4)Друзья мои! Прекрасен наш союз!/Он как душа, неразделим и вечен,/Неколебим, свободен и беспечен. («19 октября» посвящено дружбе лицеистов в Царскосельском лицее, в котором так счастлив был Пушкин, и всем этим очень дорожил).

4. Комментированное письмо (обучающиеся выходят к доске и поясняют выбор орфограммы правописание н-нн, слитно или раздельно с «не»).
- Нормы орфографии чрезвычайно важны для причастия.
4.1. «То ли одна, то ли две».
Печёные яблоки, испечённый пирог, печёный мамой пирог, пирог испечён.
(Вывод обучающихся о правилах выбора н-нн в причастиях и прилагательных).
4.2. «То ли слитно, то ли раздельно».
Негреющее солнце,  урок не закончен, не засеянные, а вспаханные поля; ничем не огороженный сад.
(Вывод обучающихся о правилах выбора слитного или раздельного написания).

5. Орфоэпическая разминка. Обратите внимание на слова на табличках («балованный», «избалованный»), запишите их в словарь с верным ударением, объясните: где причастие, где прилагательное.

6. Следующий вид – работа с текстом. Запишите текст в тетради.
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/557367/img1.gif
– Какова тема текста?
– Определите стиль и тип речи? (Описание, художественный стиль)
– Найдите причастные обороты в предложениях.
– В каком предложении нужен знак препинания? Почему?
– Начертите схемы причастных оборотов.
Вывод обучающихся о стилистике и пунктуации причастий.

7. Творческая разминка. Игра «Буриме»
- Этой игрой на заданные рифмы увлекались поэты 17 века. Попробуйте и вы свои силы. Работаем в паре. Напишите стихотворение по заданным рифмам.
1)
___________________________________________ветер,
________________________________________листопад.
________________________________________ светит,
_________________________________________ стоят.
2) Осложнённое задание (индивидуально, для сильного обучающегося)
Из скольких букв может состоять самое короткое полное причастие? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры. (Из 5 букв. Полное причастие должно состоять из корня, суффикса и окончания. Минимальное окончание полного причастия – 2 буквы, самый короткий суффикс –т-,  мытый).

Резервное задание. Корректорская работа. Укажите предложение с грамматической ошибкой, исправьте его.
1) Солнце закрыто тяжелыми серыми тучами нависшими над степью.
2) Сорванная с деревьев листва быстро завяла и пожелтела.
3) Дом стоит у самой кромки холма покрытый живописной березовой рощей.
- Вот и подошло к завершению наше занятие. Давайте дадим обещание не забывать эти замечательные слова – причастия, как можно больше, грамотно использовать их. А они помогут нам украсить речь.

IV. Домашнее задание (с дифференциацией)
1. Повторить раздел «Причастие» к контрольной работе, упр. по учебнику.
2. Выписать из 3 стихотворений Пушкина (на выбор)  предложения с причастными оборотами.
3. Индивидуально. Составьте небольшую лингвистическую статью «Причастие- украшение русской речи».

V.  Рефлексия. Подведение итогов
-Что понравилось на уроке больше всего? Что не понравилось?
-Что полезного вы узнали в результате работы на уроке?
-О чём бы вы хотели поговорить, что повторить по теме на следующем уроке? Когда я буду готовиться к контрольной работе, я, прежде всего, повторю…..
- Какой отметкой я оценил бы свою работу на уроке?


Категория: Блоги | Добавил: ekaterina-nikitina
Просмотров: 97 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 30.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог