Сегодня: 27.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект урока литературы "Анализ эпизода Освобождение Маши Мироновой" (по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

СКАЧАТЬ (34.6 Kb) 02.07.2023, 16:05
Бойкова Наталья Павловна
учитель русского языка и литературы, МОУ-СОШ№3 г.Аткарска Саратовской области им. Героя Советского Союза Антонова В.С.
Цель: Формирование навыков интерпретации художественного произведения   для решения жизненных ситуаций.
Задачи:
  • содействовать осознанному восприятию обучающимися художественного текста;
  • формировать  умение чтения и анализа художественного текста;
  • воспитывать  нравственные и эстетические чувства.   
Планируемые результаты:
  • личностные результаты:  осознание  базовых нравственных ценностей,  умение  аргументировать собственное высказывание в соответствии с задачами коммуникации, воспринимать альтернативную точку зрения;
  • метапредметные результаты: извлечение из  текста информации по заданной проблеме; умение строить монологическую речь;
  • предметные  результаты: освоение базовых понятий литературоведения,  умение анализировать  эпизод художественного произведения  и соотносить его с  авторской позицией и идеей произведения.
Оборудование урока: Коровина В.Я. Журавлев В.П., Коровин В.И. и другие: под ред. Коровиной В.Я. Литература: 9-й класс: учебник: в 2-х частях;  презентация по теме урока.
 
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность  учащихся  
I.  Организационный этап. Приветствие. Организация урока.    
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
 
Представьте такую ситуацию: ваш ровесник  скрыл от своего друга, что один из их одноклассников плохо  отзывался о нем. Можно ли назвать такой поступок благородным, а подростка, который скрыл правду, назвать честным, порядочным? Объясните почему. Учащиеся высказывают разные точки зрения.  
А что значит быть честным, порядочным, благородным?
Честь 1. Достойные уважения и гордости  качества человека; его соответствующие моральные принципы. 2.Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 3. Целомудрие, непорочность. 4. Почет, уважение.
Порядочность честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам. Благородство – высокая нравственность, самоотверженность и честность.
Индивидуальная работа с толковым  словарем.
Словарные статьи «честь», «порядочность», «благородство».
 
 
Во всех трех определениях есть слово «честность», то есть для всех трех слов слово «честность»  является синонимом.  Т.е. человек, который не обманывает, - честный человек. Ложь воспринимается в обществе как отрицательное явление. Ведь еще в детстве вам говорили родители: «Врать нельзя, какими бы ни были обстоятельства». Но в реальной жизни  все сложнее.  Существует понятие, которое принято называть ложью во благо. Академик, физик – ядерщик , правозащитник  А.Д. Сахаров утверждал: «Ложь во спасение правде равносильна».
     Сформулируйте  цель нашего урока. 
Литература  позволяет изучить  философский вопрос: «Бывает  ложь во благо?»
Сегодня мы продолжаем изучение  романа  А.С.Пушкина “Капитанская  дочка”.  
  • Предположите, в  какой  главе  романа  мы сможем   найти ответ на проблемный вопрос «Бывает ли ложь во благо?» Глава 12  «Сирота»
  • Обоснуйте свою позицию, сжато пересказав  содержание главы.
  • Как вы понимаете смысл высказывания «Анализ эпизода – это путь постижения смысла целого произведения  через его фрагмент»?
  • Где умение  вдумчиво, внимательно  читать может пригодиться в  жизни?
 Формулируют цель урока.
 Ответить на  проблемный вопрос
«Может ли ложь  быть  благом?», «Когда  ложь  может быть  благом?»,  опираясь на главу 12 романа «Капитанская дочка», вдумчиво читая  текст этого эпизода.


Записывают проблемный вопрос.



Ответы учащихся
 
III.  Актуализация знаний по теории литературы. 
Составление цитатного плана эпизода.

 
Итак, в центре нашего внимания 12 глава, эпизод романа «Капитанская дочка».
  • Определите  ведущий тип речи в этом тексте.
Повествование, т.к. рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно, от начала до конца, то есть в течение какого-то отрезка времени. Окружающий мир представлен в динамике, в развитии, в постоянном изменении.
  • Вспомните схему построения повествовательных текстов (завязка –  кульминация – развязка).
  • Выделим  завязку (Пугачев приказывает Швабрину отвести его и  Гринева к Марье Ивановне), кульминацию (освобождение Маши, раскрытие обмана), развязку (Машу Миронову и Гринева Пугачев отпускает, они вместе покидают Белогорскую крепость).
  • Какой момент эпизода изображен на иллюстрациях? Какая иллюстрация вызывает у вас наиболее сильные  эмоции? Почему?
  • Совпадает ли ваше восприятие образов Петра Гринева и Маши Мироновой с изображенными на фотографиях  образами?
  • Почему глава названа А.С.Пушкиным «Сирота»? Что выражает заголовок?  Эпиграф к этой главе?
  • Маша Миронова оказалась  совершенно  беззащитной, ее судьба зависела полностью от других людей. События  этого эпизода для героини стали судьбоносными. В названии главы   отражен социальный статус: девушка-сирота – беззащитность.
  • Какова тема эпизода?  Придумаем  заголовок, отражающий тему  этой главы. («Освобождение Маши Мироновой»)
  • Выделим  цитаты, которые  определяют  развитие сюжета (действия)  в этой главе.  Составим цитатный план текста.
  • Какие сюжетные линии развиваются в этом  эпизоде? (Гринев – Маша; Гринев – Пугачев; Гринев – Швабрин.)
  • Какая сюжетная линия является главной в эпизоде? (Гринев – Маша )
  • Какую роль этот эпизод играет в судьбе Гринева? Что изменили события эпизода в жизни героя?
Именно  после показанных в эпизоде событий Гринев приобретает коварного врага, который впоследствии изменяет  судьбу героя.
  • Если проследить развитие сюжетной линии Гринев - Маша на протяжении всего произведения, то какова роль  этого  эпизода в сюжете всего произведения?
Эпизод является кульминацией, так как после этого  события жизнь Гринева и Маши меняется.
  • Какие качества характера Гринева проявляются в этом  эпизоде во взаимоотношениях с Машей ?
(Гриневу свойственны преданность, беззаветная любовь, уважение; правдивость и твердость в убеждениях, честь и совесть превыше всего)
  • Давайте еще раз  обратим внимание на то, от  чьего лица ведется повествование.
От лица Петра Гринева, на склоне лет вспоминающего о своей  молодости.
  • Кто перед нами: рассказчик или повествователь?
Повествователь, так как Гринев очень близок автору и по  социальному положению, и по своим взглядам на жизнь
Через восприятие персонажей Гриневым мы можем судить об отношении к ним автора.
 Ответы учащихся

















Выразительное чтение фрагментов (стр.191)


















Чтение предложений эпизода, определяющих развитие действия.
 


Ответы учащихся. Запись промежуточных выводов.


 


 
 
 
 
IV.  Аналитическая беседа с опорой на текст.
 
  • Как обращается к Пугачеву   Швабрин? (государь)
  • Найдите слова, которыми называет Гринев Пугачева.
 («Швабрин встретил самозванца   на крыльце».   «Изменник помог Пугачеву вылезть из кибитки...», «…беглый казак».  Разговорное слово «вылезть» подчеркивает низкое  происхождение Пугачева.
 Сначала называет самозванец, изменник, потом беглый казак, затем Пугачев, наконец признается: «Как тебя назвать , не знаю, да и знать не хочу».
  • Каким мы видим Пугачева в данном эпизоде? Каково авторское отношение к Пугачеву?
  • Отношение повествователя к Пугачеву  противоречивое: он и  «ужасный человек, изверг, злодей», и он же способен на великодушные  поступки.  Пугачев же    подчеркивает социальный статус Гринева и называет его «ваше благородие».
  •  Обратим внимание на  эмоциональное состояние Гринева  в начале эпизода и в конце.
 Начало главы: Гринев видит Пугачева на диване, «на котором, бывало, дремал Иван Кузьмич...»; «сердце  заныло».
 Финал главы: «В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно  желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время».
  • Почему у Гринева возникло «сильное сочувствие» к Пугачеву?
Повествователь  понимает, что грозит Пугачеву в конечном итоге, и ему по-человечески жаль Пугачева.
  • Какие качества характера Гринева проявляются в этом  эпизоде во взаимоотношениях с Пугачевым?
Желание Гринева «вырвать Пугачева из среды злодеев» характеризует его как человека, который ценит в других умение отвечать за свои дела, слова, который руководствуется  в жизни высокими моральными  принципами.
  • Проследим по тексту, каково авторское отношение к Швабрину.   Выделим слова и выражения,  в которых  характеризуется Швабрин.
«Изменник помог Пугачеву вылезть из кибитки. В подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие».
Здесь открыто говорится, что перед нами подлый человек, изменник.
 «Увидя меня, он смутился». Значит, совесть не чиста, чувствует вину за собой.
 Художественная деталь: Гринев дважды   отворачивается от  Швабрина.
«Он трусил перед ним». «Он казался сам не свой», «  дрожащим голосом», «прерывающимся голосом» Преклонение перед человеком, обладающим властью.
  Выделите  ключевые слова в отрывке: «Швабрин упал на колени... В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева.   С  омерзением глядел я на   дворянина, валяющегося в ногах беглого казака. Пугачев смягчился».
Гринев не признает Пугачева государем. Причастие  «валяющегося» подчеркивает, что человек здесь подобен ненужной вещи. Обратите  также внимание на глагол «смягчился».
 «закричал в исступлении» , «совсем уничтоженный, стоял как остолбенелый».
 «Швабрин скрылся». Глагол «скрылся» здесь неслучаен. Не исчез, не ушел, а именно скрылся, чтобы объявиться  снова.
«Лицо его изображало мрачную злобу». Злоба не открытая, а скрытая, предвещающая что-то плохое (мрачная –  мрак, тьма). «Я не хотел торжествовать над униженным врагом...» Враг, униженный перед твоими глазами, всегда для тебя  опасен. Это подтверждает дальнейшее развитие сюжета.
  • Какие качества характера Гринева проявляются в  этом эпизоде во взаимоотношениях со Швабриным?
Презрение к поступкам  Швабрина характеризует Гринева как человека, презирающего лицемерие, предательство, насилие, низкопоклонство.

Итак, мы видим, что  и Гринев, и  Швабрин обманули Пугачева.  Но почему Пугачев прощает  обман Гриневу?
  • Какие аргументы в свое оправдание привел Гринев? «Только не  требуй того, что противно чести моей и христианской совести». 
  • Что ответил Пугачев? «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай».
Ответ благородства на благородство.
Принципиальность, верность своему слову,  честь – основные принципы жизни Гринева и Пугачева, поэтому они  понимают друг друга.
  • Почему Пугачев наказывает за обман Швабрина и не наказывает за обман же Гринева?
Важны  мотивы поступков. Гринев обманул из благородных побуждений, а Швабрин – из-за трусости, желая скрыть  подлый поступок.
 Работа  по тексту романа. Запись промежуточных выводов.

Учащиеся   зачитывают ключевые слова и комментирую их.
















































Учащиеся участвуют в учебном диалоге.

 
 
 
V. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
Применение знаний и умений в новой ситуации.


 
  • Какие проблемы поднимает этот  эпизод? (Проблема благородства и подлости, чести и бесчестия, ложь и  правда)
  • Вспомним  эпиграф, предпосланный ко всему роману «Капитанская дочка».
  • Как  он  отражен в этом  эпизоде?
  • Какова идея эпизода?
Подлые  люди приносят много горя, но настоящие чувства, порядочность, желание уберечь близкого человека от  страданий помогут перенести все трудности.
Итак, вернемся к началу урока, вспомним жизненную ситуацию  с подростками.
Ответим на   проблемный вопрос «Может ли ложь быть благом??
Как  роман Пушкина А.С.  нам помог в его  решении? (Гринев и Швабрин обманули Пугачева.   Но  многое зависит от мотивации поступка. С этой позиции рассматривается заданная в  начале урока ситуация).







Учащиеся придумывают мотивы, делают выводы.
 
VI.Рефлексия.
 

Домашнее задание.
1. Что вы ожидали от урока и что получили?
2. Была ли польза от такого рода работы?
3. В чем вы видите собственное приращение?
Написать сочинение-рассуждение «Как вы понимаете  значение слова ЧЕСТЬ?» (по роману «Капитанская дочка»).
  Учащиеся отвечают на любой из предложенных вопросов.  


Категория: Блоги | Добавил: nataschaa
Просмотров: 321 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог