Сегодня: 09.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект урока на тему: "Бессоюзное сложное предложение"

СКАЧАТЬ (19.5 Kb) 20.09.2023, 10:47
Бубнова Ольга Николаевна
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №5
Тема урокаЗапятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Цели урока:
- сформировать знания о правилах постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении;
- формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
- определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе расставлять знаки препинания;
- обучение осознанному отношению к правилам пунктуации, умению применять полученные знания на практике;
- развитие речи и творческих способностей учащихся;
- воспитывать личность, способную на самостоятельную деятельность.

Оборудование:
учебник,
учебные тесты,
таблица «Бессоюзное сложное предложение»,
раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный
Прогнозируемые результаты:
учащиеся определяют смысловые отношения между частями БСП;
знают правила постановки запятой и точки с запятой в БСП,
основные признаки бессоюзного сложного предложения, узнают БСП;
конструируют данные синтаксические конструкции;
правильно и уместно используют БСП в речи.

Ход урока
  1. Организационный этап
  2. Актуализация опорных знаний
а) Проверка домашнего задания (выборочно)
б) Практическая работа с языковым материалом (запись на доске и в тетрадях)
Задание. Прочитайте текст, найдите сложные предложения, дайте их общие характеристики. Запишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.
В поле чистом с..р..брит(?) ся
Снег в..лнистый и р..бой
Светит месяц, тройка мчит(?)ся
По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки
На д..роге, в тьме н..чной
Сла..ки мне родные звуки
Звуки песни удалой.(А.С.Пушкин)


3.Работа над темой урока
Сформулируйте цель урока по опорным словам.
осмысление …специфики БС предложений;
усвоение …правила постановки знаков препинания в БСП;
-отработка…умений находить БС предложения в тексте и правильно ставить запятую и точку с запятой.
Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните их.
Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.
- Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).
- Замените в первом предложении одно из сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом. - Замените во втором предложении одно из сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
- Составьте из этих предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное, бессоюзное. (Устно. 1 – с союзом и, 2 – если, когда, так как)
- Обратите внимание на необычайное богатство синтаксической синонимии, то есть на возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочиненного (ССП) и сложноподчиненного (СПП), бессоюзного сложного предложения (БСП).
- Какие?
(В ССП отношения между предложениями равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий.
В СПП отношения неравноправные – временные, условные, причинные и т.д.)
- В бессоюзных сложных предложениях отношения между предложениями менее определенные, нежели в ССП или в СПП. Они зависят от входящих в них простых. Велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания. БСП отличаются особой выразительностью: отсутствие союзов компенсируется интонацией, которая выражает смысловые отношения между частями предложения. Интонация на письме обозначается различными знаками: запятой, точкой с запятой, тире, двоеточием.
- В данном предложении какие отношения между предложениями? Перечисления? Причинные?
- Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном предложении?
- Запишите получившееся предложение, автор которого Пришвин.
- Проверьте предложение.
- Начертите схему этого предложения. [ ]; [ ].
Комментарии: Предложение состоит из 2-х частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть причастный оборот, во-второй -деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.
Вывод: Точка с запятой ставится обязательно, если хотя бы одна из частей БСП осложнена: однородными членами, причастными, деепричастными, сравнительными оборотами, обращением и т.д.
- Когда ставится запятая в БСП прочитайте в учебнике и дайте ответ.
Итак, Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях ставятся:
Запятая:
Между частями отношения перечисления или одновременности; сложное предложение может быть разделено на несколько простых.
1) Зелёные дорожки в лесу все будто курятся, 2) туман везде поднимается, 3) вода пузырьками садится на листья.
Комментарии. Предложение состоит из трёх частей. События просто перечисляются, поэтому между частями ставится ЗАПЯТАЯ.
Точка с запятой:
Между частями отношения перечисления или одновременности, но части осложнены (имеют обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные слова) или части совершенно не связаны друг с другом.
1) Чёрные тени и красные блики двигались по земле, /сменяя друг друга/; 2) они то удалялись от костра, то приближались к нему вплотную.
Комментарии. Предложение состоит из двух частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.

4. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Наблюдение над языковым материалом
Прочитайте вслух и объясните употребление запятой и точки с запятой между предложениями в бессоюзных сложных предложениях.
1) Недавно вставшее солнце затопляло всю чашу сильным, хотя и неярким светом; везде блестели росинки, кое -где внезапно загорались и рдели крупные капли; всё дышало свежестью, жизнью и той невинной торжественностью первых мгновений утра, когда всё уже так светло и так безмолвно. От мокрой земли пахло здоровым, крепким запахом; чистый, лёгкий воздух переливался прохладными струями (Л. Толстой). 2) Вдруг над самой головой Егорушки со страшным, оглушительным треском разломалось небо; он нагнулся и притаил дыхание, ожидая, когда на его затылок и спину посыплются обломки (А. Чехов).

2. Практическая работа
Соедините соседние предложения, образуя бессоюзные сложные; прочитайте образованные вами предложения вслух. Перепишите их, расставляя запятые и точки с запятой.
1) Ярко светит солнце. Блестит речка. Благоухают цветы. 2) жужжат пчёлы. Пахнет цветущей липой. С поля доносится шум трактора. 3) Было тихо. Только вода всё говорила о чём-то, журча и звеня. Временами казалось, что этот говор ослабевает и вот-вот стихнет. 4) Поезд ушёл быстро. Его огни скоро исчезли в темноте. Через минуту уже не было слышно шума. Опять над маленькой станцией воцарилась тишина. 5) Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне. Сквозь сероватую мглу, которая нависла над землёй, чуть видны под горою широкие луга. Они разрезаны Волгой, перекинулись через неё и расплылись, растаяли в туманах. 6) Прокатились по небу сильные, оглушительные удары грома. Гроза, надвинувшаяся с запада, разразилась. 7) Один холм сменялся другим. Поля тянулись за полями. Ветер волнами пробегал по созревшей пшенице.

3. Творческое списывание
Распространите простые предложения, входящие в состав бессоюзного сложного, однородными и обособленными членами, данными в скобках. Расставьте знаки препинания.
Жёлтые листья спали с деревьев (и усеяли берег) зелень полиняла (засохла) река приняла холодный (свинцовый) цвет.
С небольшими перерывами дождь продолжался весь день в лесу стало сыро и холодно (как в погребе). Крупные капли дождя сыпались с шумом (точно алмазы) трава (ещё недавно взволнованная ветром) не шевелилась.

4.Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

5. «Аукцион знаний» Восстановите пословицы, представляющие собой БСП, части которых соединены неверно.
1. Ремесло не коромысло: не научишься.
2. Хорош садовник – соберешь хлеба на грош.
3. Не помучишься, не посеешь – не взойдут.
4. Не удобришь рожь - плечо не оттянет.
5. Бобы не грибы - хорош крыжовник.


Рефлексия. Подведение итогов урока.
Что является опознавательным признаком для постановки запятой и точки с запятой в БСП?
Какой союз можно поставить между частями БСП при выражении значения перечисления?

Д/з. и комментарий к его выполнению.
- Выучить теоретический материал по теме урока
- С какой целью И. С. Тургенев использует БСП в рассказе «Бирюк» при описании природы? (задание по выбору учащихся)
- Упражнение по выбору учителя.

 


Категория: Блоги | Добавил: olgabubnova
Просмотров: 336 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 09.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог