Сегодня: 02.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект урока по литературе "Типология сатирических героев в прозе М.Е.Салтыкова-Щедрина" 8 класс

СКАЧАТЬ (23.6 Kb) 05.11.2021, 15:23
Сизихина Татьяна Викторовна
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №40 г.Кирова
Тема урока: «М.Е. Салтыков-Щедрин: типы героев в сатирической прозе».
Класс: 8
Цель урока: рассмотреть разные типы сатирических героев прозы М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Тип урока: систематизация знаний.

Задачи:
• образовательные
1. Углубить знания о творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина как писателе-сатирике.
2. Расширить представления о жанре сатирической сказки.
3. Через интерпретацию сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина расширить представление о сатирических героях писателя.
4. Повторить понятия гротеска и гиперболы, их роль в сатире.

• развивающие
1. Обучение сопоставительному анализу художественных текстов, в частности, сатирических сказок.
2. Продолжить формирование навыков и умений структурировать материал, выбирая главное, обобщать, делать выводы.
3. Формировать умение давать характеристику героям, сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев.
4. Развивать устную и письменную речь, участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

• воспитательные
1. Воспитывать положительные ценностные ориентации через осмысление мировоззрения писателя.
2. Способствовать выявлению личностных качеств учащихся.
3. Приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

Планируемые результаты:
• личностные (совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе);
• метапредметные (умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности);
• предметные (понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века, понимание связи литературных произведений с эпохой их написания и выявление в них нравственных ценностей, характеристика героев и их сопоставление в одном или нескольких произведениях, умение пересказывать с цитатами из текста, отвечать на вопросы по прочитанному, создание монологических высказываний и умение вести диалог).
Формы работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник Коровиной В.Я. «Литература. 8 класс», презентация, проектор, раздаточный материал, лист самооценки.

Ход урока
I. Организационный момент, создание мотивации к учебной деятельности.

М.Е. Салтыков-Щедрин избрал в литературе труднейшую дорогу, о которой можно сказать словами Некрасова:
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы;
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

Сам сатирик писал: «Умру на месте битвы». И до конца дней своих оставался верным этой клятве. Осуществляя её, он мужественно преодолевал все преграды: и огромное напряжение творческого труда, и систематические правительственные гонения, и тяжкие физические недуги, терзавшие его на протяжении многих лет. Выдающимся достижением всей творческой деятельности Щедрина является его сатира.

II. Актуализация знаний.
В своей сатирической прозе Щедрин создает новые, ранее никем не описанные типы героев-жителей страны. Давайте вспомним, какие средства использует писатель для сатирического изображения окружающей действительности.

Ответы учеников: гипербола, гротеск, пословицы и поговорки, аллегория.
Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Ответы учеников: гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета («…шли по ровному место три года и три дня…», мужик суп в пригоршне варил и т.д.). Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике (голова-органчик, один из градоначальников зарезался огурцом…). Аллегория ‒ иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств (медведь-воевода, знавший инженерное искусство, мудрец осел).

Что общего у всех градоначальников из «Истории одного города»? Какова характеристика народа? Есть ли что-то общее в этих образах? Прочитайте критические заметки А.С. Суворина (раздаточный материал), согласны ли вы с ним. Аргументируйте свою точку зрения с примерами из текста.

1. «Что касается субъективных особенностей градоначальников, то в этом отношении мы находим мало разнообразия: все они более или менее похожи друг на друга; главное отличие их заключается в том, что одни буйны, другие - кротки; одни отличаются необыкновенною энергией даже в подавлении мнимых бунтов, другие, напротив, предоставляют глуповцам более или менее самоуправления»

2. «Бедные эти глуповцы!... Глуповцы  народ изнеженный и до крайности набалованный» А.С. Суворин

Для сатиры вообще, и в частности для сатиры Щедрина, обычными являются приёмы художественного преувеличения, фантастики, иносказания, сближения обличаемых социальных явлений с явлениями животного мира. В основе сатирической фантазии сказок писателя лежат народные сказки о животных. В сказках каждое животное наделено готовым характером: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осёл беспросветно глуп, а медведь туповат и неуклюж. Поэтому сказочный тип мышления органически соответствует самой природе сатирической типизации. Какие темы в сказках Салтыкова-Щедрина вы можете выделить?
Ответы учеников: (сатира на правительственные верхи самодержавия и на эксплуататорские классы; изображение жизни народных масс в царской России; обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции).

(Звучит 9 симфония Бетховена) Какими предстают герои сказки «Как один мужик двух генералов прокормил»? А как помогает музыка нам понять отношение генералов друг к другу?
Ответы учеников: злыми, бесчеловечными, жестокими, смешными, уподобились диким зверям. Герои безнравственные. Безнравственные качества по-другому называют пороком.

Подберите синоним к слову порок (недостаток). Так, почему же Салтыков-Щедрин отправил генералов на необитаемый остров?
Ответы учеников: чтобы более полно показать пороки генералов.

Вспомните, какие еще герои из произведений отечественных или зарубежных писателей оказались на необитаемом острове?
Ответы учеников: Д.Дефо «Робинзон Крузо», У.Голдинг «Повелитель мух», Ж.Верн «Таинственный остров» и др.

Почему сатирик прибегает к животным сказкам?
Ответы учеников: в XIX веке очень жесткой была цензура. Писателю необходимо было найти какое-то средство изображения пороков современного ему общества, и при этом обойти цензоров.

Какие аллегорические сказки Салтыкова-Щедрина вы знаете?
Ответы учеников: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.

III. Закрепление материала
Заполните таблицу: «Герои сатиры Салтыкова-Щедрина»

 
Произведение Типы героев Примеры из текста (цитаты, характеристики)
«История одного города» Градоначальники «Он был ужасен», разорение и притеснение народа…
Глуповцы (народ)  
Сказки
(по выбору)
Звероподобные люди  
Человекоподобные звери  

IV. Рефлексия.
Заполнить лист самооценки. Первый столбик – что понравилось на уроке, второй – что не понравилось, третий – что бы вы добавили, вопросы к учителю.

Список литературы
1. Литература. 8 класс [Текст]: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост.: В.Я. Коровина [и др.]. - 5-е изд. - Москва: Просвещение, 2006. ‒ 22 см. – ISBN 5-09-014828-7 (общ.). Ч. 2 [Текст]. ‒ 2006. – 367 с.
2. Павлова, А.А. Герои-марионетки в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина // Вестник Удмуртского университета. История и филология. – 2010. Вып. 4. – С. 51 – 54.
3. Прозоров, В.В. Салтыков-Щедрин [Текст]: кн. для учителя / В.В. Прозоров. - М.: Просвещение, 1988. – 173 с.
4. Салтыков-Щедрин, М.Е. История одного города [Текст]: анализ текста, основное содержание, сочинения / [авт.-сост.: Е. Ю. Липина]. - 7-е изд., стер. - Москва: Дрофа, 2007 (Домодедово (Моск. обл.): Домодедовская тип.). – 92 с.
5. Салтыков-Щедрин, М.Е. Сказки [Текст] : [для детей сред. и ст. школ. возраста] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. В. А. Сальников. - М.: Советская Россия, 1980. – 174 с.
6. Суворин, А.С. Историческая сатира [Электронный ресурс] 


Категория: Блоги | Добавил: SizikhinaTV
Просмотров: 328 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог