Конспект урока по литературе "Типология сатирических героев в прозе М.Е.Салтыкова-Щедрина" 8 класс
(23.6 Kb)
| 05.11.2021, 15:23 |
Сизихина Татьяна Викторовна |
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №40 г.Кирова |
Тема урока: «М.Е. Салтыков-Щедрин: типы героев в сатирической прозе».
Класс: 8
Цель урока: рассмотреть разные типы сатирических героев прозы М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Тип урока: систематизация знаний.
Задачи:
• образовательные
1. Углубить знания о творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина как писателе-сатирике.
2. Расширить представления о жанре сатирической сказки.
3. Через интерпретацию сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина расширить представление о сатирических героях писателя.
4. Повторить понятия гротеска и гиперболы, их роль в сатире.
• развивающие
1. Обучение сопоставительному анализу художественных текстов, в частности, сатирических сказок.
2. Продолжить формирование навыков и умений структурировать материал, выбирая главное, обобщать, делать выводы.
3. Формировать умение давать характеристику героям, сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев.
4. Развивать устную и письменную речь, участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
• воспитательные
1. Воспитывать положительные ценностные ориентации через осмысление мировоззрения писателя.
2. Способствовать выявлению личностных качеств учащихся.
3. Приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
Планируемые результаты:
• личностные (совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе);
• метапредметные (умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности);
• предметные (понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века, понимание связи литературных произведений с эпохой их написания и выявление в них нравственных ценностей, характеристика героев и их сопоставление в одном или нескольких произведениях, умение пересказывать с цитатами из текста, отвечать на вопросы по прочитанному, создание монологических высказываний и умение вести диалог).
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование: учебник Коровиной В.Я. «Литература. 8 класс», презентация, проектор, раздаточный материал, лист самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент, создание мотивации к учебной деятельности.
М.Е. Салтыков-Щедрин избрал в литературе труднейшую дорогу, о которой можно сказать словами Некрасова:
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.
Его преследуют хулы;
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
Сам сатирик писал: «Умру на месте битвы». И до конца дней своих оставался верным этой клятве. Осуществляя её, он мужественно преодолевал все преграды: и огромное напряжение творческого труда, и систематические правительственные гонения, и тяжкие физические недуги, терзавшие его на протяжении многих лет. Выдающимся достижением всей творческой деятельности Щедрина является его сатира.
II. Актуализация знаний.
В своей сатирической прозе Щедрин создает новые, ранее никем не описанные типы героев-жителей страны. Давайте вспомним, какие средства использует писатель для сатирического изображения окружающей действительности.
Ответы учеников: гипербола, гротеск, пословицы и поговорки, аллегория.
Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Ответы учеников: гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета («…шли по ровному место три года и три дня…», мужик суп в пригоршне варил и т.д.). Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике (голова-органчик, один из градоначальников зарезался огурцом…). Аллегория ‒ иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств (медведь-воевода, знавший инженерное искусство, мудрец осел).
Что общего у всех градоначальников из «Истории одного города»? Какова характеристика народа? Есть ли что-то общее в этих образах? Прочитайте критические заметки А.С. Суворина (раздаточный материал), согласны ли вы с ним. Аргументируйте свою точку зрения с примерами из текста.
1. «Что касается субъективных особенностей градоначальников, то в этом отношении мы находим мало разнообразия: все они более или менее похожи друг на друга; главное отличие их заключается в том, что одни буйны, другие - кротки; одни отличаются необыкновенною энергией даже в подавлении мнимых бунтов, другие, напротив, предоставляют глуповцам более или менее самоуправления»
2. «Бедные эти глуповцы!... Глуповцы народ изнеженный и до крайности набалованный» А.С. Суворин
Для сатиры вообще, и в частности для сатиры Щедрина, обычными являются приёмы художественного преувеличения, фантастики, иносказания, сближения обличаемых социальных явлений с явлениями животного мира. В основе сатирической фантазии сказок писателя лежат народные сказки о животных. В сказках каждое животное наделено готовым характером: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осёл беспросветно глуп, а медведь туповат и неуклюж. Поэтому сказочный тип мышления органически соответствует самой природе сатирической типизации. Какие темы в сказках Салтыкова-Щедрина вы можете выделить?
Ответы учеников: (сатира на правительственные верхи самодержавия и на эксплуататорские классы; изображение жизни народных масс в царской России; обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции).
(Звучит 9 симфония Бетховена) Какими предстают герои сказки «Как один мужик двух генералов прокормил»? А как помогает музыка нам понять отношение генералов друг к другу?
Ответы учеников: злыми, бесчеловечными, жестокими, смешными, уподобились диким зверям. Герои безнравственные. Безнравственные качества по-другому называют пороком.
Подберите синоним к слову порок (недостаток). Так, почему же Салтыков-Щедрин отправил генералов на необитаемый остров?
Ответы учеников: чтобы более полно показать пороки генералов.
Вспомните, какие еще герои из произведений отечественных или зарубежных писателей оказались на необитаемом острове?
Ответы учеников: Д.Дефо «Робинзон Крузо», У.Голдинг «Повелитель мух», Ж.Верн «Таинственный остров» и др.
Почему сатирик прибегает к животным сказкам?
Ответы учеников: в XIX веке очень жесткой была цензура. Писателю необходимо было найти какое-то средство изображения пороков современного ему общества, и при этом обойти цензоров.
Какие аллегорические сказки Салтыкова-Щедрина вы знаете?
Ответы учеников: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.
III. Закрепление материала
Заполните таблицу: «Герои сатиры Салтыкова-Щедрина»
Произведение |
Типы героев |
Примеры из текста (цитаты, характеристики) |
«История одного города» |
Градоначальники |
«Он был ужасен», разорение и притеснение народа… |
Глуповцы (народ) |
|
Сказки
(по выбору) |
Звероподобные люди |
|
Человекоподобные звери |
|
IV. Рефлексия.
Заполнить лист самооценки. Первый столбик – что понравилось на уроке, второй – что не понравилось, третий – что бы вы добавили, вопросы к учителю.
Список литературы
1. Литература. 8 класс [Текст]: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост.: В.Я. Коровина [и др.]. - 5-е изд. - Москва: Просвещение, 2006. ‒ 22 см. – ISBN 5-09-014828-7 (общ.). Ч. 2 [Текст]. ‒ 2006. – 367 с.
2. Павлова, А.А. Герои-марионетки в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина // Вестник Удмуртского университета. История и филология. – 2010. Вып. 4. – С. 51 – 54.
3. Прозоров, В.В. Салтыков-Щедрин [Текст]: кн. для учителя / В.В. Прозоров. - М.: Просвещение, 1988. – 173 с.
4. Салтыков-Щедрин, М.Е. История одного города [Текст]: анализ текста, основное содержание, сочинения / [авт.-сост.: Е. Ю. Липина]. - 7-е изд., стер. - Москва: Дрофа, 2007 (Домодедово (Моск. обл.): Домодедовская тип.). – 92 с.
5. Салтыков-Щедрин, М.Е. Сказки [Текст] : [для детей сред. и ст. школ. возраста] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. В. А. Сальников. - М.: Советская Россия, 1980. – 174 с.
6. Суворин, А.С. Историческая сатира [Электронный ресурс]
|
Категория: Блоги | Добавил: SizikhinaTV
|
Просмотров: 328 | Загрузок: 15
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|