Сегодня: 01.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Логопедическое сопровождение детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования

СКАЧАТЬ (19.8 Kb) 18.12.2023, 14:44
Бондаренко Виктория Александровна
учитель-логопед, ГБОУ города Москвы «Школа № 1392 имени Д.В. Рябинкина»
Введение инклюзивного образования в России становится все более актуальным, «особенные» дети были всегда, но на них не обращали должного внимания. Будем откровенны, работать с такими детьми сложно, а донести информацию и увериться в ее усвоении довольно затяжной процесс. В последнее время «особенные» дети включены в общий образовательный процесс, и это заставляет нас, педагогов, задуматься о том, как сделать процесс обучения более эффективным.

Понятие «инклюзивное образование» определено, как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут не только получить качественное образование, но и адаптироваться к школе.

Среди комплекса условий, определяющих эффективность инклюзивного образования, особое место занимает поиск и апробация инновационных моделей организации совместного обучения, новых форм и способов организации обучения. В последние годы актуализируется вопрос системной поддержки инклюзивного образования инновационными площадками, реализующими практику обучения детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ. Развитие и формирование образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, школ и педагогов-новаторов, итоги психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и кодификации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход в образовании. Технологии в образовании - это объединение психологических и педагогических позиций, определяющих специальный набор и составление методов, форм, средств и приемов в учебно-воспитательном процессе. Дети с особыми образовательными потребностями - это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей:
1. На каждой образовательной площадке в первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.
2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями. Сопровождение ребенка осуществляется не только учителем – логопедом, но и педагогом- психологом и дефектологом.

Логопедическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских мероприятий.

Цель коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда — обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья:
- Активизация познавательной деятельности обучающихся.
- Повышение уровня их умственного развития.
- Коррекция специфических нарушений письменной речи (чтения и письма).
- Развитие различных видов мышления.
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ включает в себя:
-выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и речевыми нарушениями коррекционных методов, приёмов и средств обучения в соответствии с уровнем развития и особых образовательных потребностей ребенка;
- организацию и проведение логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения с учетом образовательных потребностей ребенка;
- развитие просодической стороны речи: дыхания, голоса, темпа речи,
мелодико-интонационной окраски;
-коррекцию и развитие общей и мелкой моторики;
- коррекцию и развитие артикуляционной моторики;
- коррекцию звукопроизношения;
- коррекцию и развитие фонематического слуха, развитие зрительного гнозиса, звуко-слогового анализа и синтеза, формирование и развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, навыков словообразования и словоизменения, обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка, развитие навыков самостоятельной связной речи;
-коррекцию процессов чтения и письма
-развитие психических процессов, коммуникативных навыков.
Коррекционная работа осуществляется на логопедических занятиях, которые проходят в индивидуальной и групповой формах. Работать с детьми с ОВЗ обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.

Конечно, работой на логопедических занятиях сопровождение детей с ОВЗ учителем-логопедом не ограничивается. Так же необходимо проводить наблюдение за детьми на уроках, во время внеурочной деятельности (перемены, различные мероприятия). Важно услышать, как ребенок использует навыки коммуникативной речи в быту, в самостоятельных реакциях (выражает просьбу, вступает в диалог и т.д.); увидеть, как пользуется навыками письменной речи при самостоятельной работе – написание сочинений, изложений.

Главная задача любого специалиста сопровождения – это помочь ученику с ОВЗ в усвоении УУД. Помочь стать успешным в учебе, уметь применять полученные навыки во внешней среде.

В заключении целесообразно еще раз упомянуть очень важную фразу:
Не ребенок с ОВЗ адаптируется к окружающей среде, а окружающая среда адаптируется под ребенка с ОВЗ.

1. Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе. – М.: Просвещение, 2012.
2. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М., 1970.
3. Бакисова Л.О. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы. - Учитель, 2014.


Категория: Блоги | Добавил: pobedabond
Просмотров: 52 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 01.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог