Сегодня: 28.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Методическая разработка по русскому языку на тему "Запоминаем слова с непроверяемым написанием легко"

СКАЧАТЬ (98.0 Kb) 04.02.2024, 21:22
Герасимова Нэля Александровна
учитель начальных классов, МБОУ "Цивильская СОШ №1" Чувашская Республика


Память - это то, что можно натренировать, как и любые мышцы. Особенно это важно, если хочется избежать орфографических ошибок в тексте, а проверять его некогда или нет возможности.

Мы все знаем, что учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми гласными. Научить ребёнка писать эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.

Хочу поделиться методическими приёмами, которые использую при изучении этих слов.
Поскольку любой навык, в том числе и орфографический, «формируется в деятельности и является результатом многократных действий», я использую систему работы, при которой в течение недели можно повторить все словарные слова, изученные за год.

Приведу пример изучения словарных слов в 1- 2 классах. В начале года все слова с непроверяемыми гласными я разделила на десять групп:

 
1.фамилия
   Москва
   хороший
   Родина

 
4.товарищ
 ребята
 девочка
 ученик
 дежурный
 учительница
 учитель

 
7.сорока
 воробей
 ворона
8. ветер
    мороз
    коньки
   суббота
2.город
   карандаш
   тетрадь
   русский
   язык
   пенал

 
5.весело
 быстро
 вдруг
 скоро
9.посуда
 одежда
 пальто
 платок
 молоко
3.ягода
   капуста
   урожай
   берёза

 
6.работа
   завод
   машина
   народ
   лопата
10. корова
      собака
      медведь
      заяц


Такие карточки напечатаны для каждого ученика. В картинном словаре слова и картинки сгруппированы соответственно этим группам и разложены по папкам.

Работаю над одной группой слов неделю. В первый день, знакомя с новыми словами, использую картинный словарь. На второй день дети пишут слова по трафарету.

Такие трафареты, соответствующие группам слов, изготовлены для каждого ученика и хранятся в конвертах, в классе. На третий день – списывание с доски слов с пропущенной безударной гласной с комментированием. Доказывая, какая буква пропущена, дети поднимают сигнальную карточку – букву. На четвёртом уроке дети пишут слова под диктовку с последующей самопроверкой или взаимопроверкой этих слов . И на пятый день - усвоение этих слов изучаемой группы проверяется. Дети пишут или картинный диктант, или слова под диктовку, или используют карточки, на которых слова с пропущенной буквой.

Например: т…варищ
р…бята
дев…чка
уч…ник
д…журный
учит…ль

Такие карточки изготавливаются для каждого ученика соответственно десяти группам слов. Они помогают быстро проверить усвоение слов любой группы, выявить учеников, которые не запомнили или забыли какое – либо слово.

Новая неделя – новая группа слов, изученные же слова постоянно повторяются устно или письменно, по группам или выборочно.

Представляю некоторые приёмы, которые использую при повторении.
1. Письмо слов по трафарету (самостоятельно или с комментированием).
2. Прочитать слова с табличек, деля на слоги (читать так, как пишем).
3. Прочитать слова с таблички так, как пишем, и назвать слово, которое нельзя перенести.
4. Прочитать слова с таблички так, как пишем, в которых один, два, три и т. д. слогов.
5. Услышать в предложении словарное слово и повторить его так, как пишем (индивидуально или хором).
6. Устный картинный диктант: прочитать слова так, как пишем, поднимая карточку с гласной буквой.
7. Зрительный диктант: дети читают хором слово, затем оно убирается, остаётся картинка. Дети записывают слово самостоятельно или с комментированием.
8. Очень любят дети, когда слова с непроверяемой гласной приносят их любимый сказочный герой или игрушка. Слова на карточках написаны с пропущенной буквой. Стараюсь вызывать слабых детей, они пишут слово с карточки на доске или в тетради, комментируя. Эта работа (они диктуют, за ними пишут все ученики) вселяет в них уверенность.
9. Любят дети и игру. Незнайка допустил ошибки в словах. Сколько их? Дети показывают табличку с числом. Тот, кто назвал правильное количество ошибок, получает звание - «Мудрый кролик». Затем коллективно исправляем ошибки.
10. Догадайся, какие это слова?
Б.р.за, к.п.ст.
11. Из слов убежали гласные, по оставшимся согласным буквам узнай и запиши слово:
Крндш, пнл
12.Отгадай загадки. Напиши отгадки. (Почти на каждое слово с непроверяемой гласной подобрана загадка.)
13. Ответь одним словом.
Шестой день недели. (Суббота.)
14. Подобрать к слову родственные слова.

После того как изучены все группы слов, возможны такие задания:
1.Выписать слова с сочетанием – оро-.
2.Выписать слова, к которым можно подписать имена девочек или мальчиков.
3. Выписать слова с парной согласной на конце слова.
4.Выписать слова с ударением на первом (втором, третьем) слоге.
5.Составить и записать рассказ по опорным словам:
Ветер, мороз, коньки, суббота, весело, ребята.
6.Составить цепочку слов, где каждая последняя буква в слове является первой следующего слова.
7.Диктант – игра «Кто больше запомнит?» Чтение по 2 – 3 слова цепочкой. Во время паузы дети записывают, что запомнили.

Работая по такой системе над словами с непроверяемыми гласными, ежедневно на уроке повторяем с учениками 2 – 3 группы слов (12- 16 слов), а за неделю практически все слова. Это повышает орфографическую грамотность учащихся, качество знаний этих слов.


Категория: Блоги | Добавил: Nellipushinka
Просмотров: 79 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог