Сегодня: 02.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Методы и приёмы по формированию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста

СКАЧАТЬ (21.5 Kb) 12.02.2024, 20:48
Канивец А. Н., Приходченко Е. И.
студент. Д.п.н., профессор, ФГБОУ ВО "ДонГУ"
Методы и приёмы по формированию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста

Екатерина Ильинична Приходченко, д.п.н., профессор
Алла Николаевна Канивец, студент

ФГБОУ ВО «ДонГУ»
г. Донецк, Донецкая Народная Республика,
Российская Федерация

Аннотация. В данной работе рассматриваются методы и приемы по формированию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста. В ходе рассмотрения методов и приемов по формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста, было установлено, что игра, участие в повседневных делах, пример наставника и планирование деятельности – все это методы, способствующие развитию трудолюбия, самостоятельности и ответственности. Развитие всех этих навыков помогут детям не только успешно адаптироваться в школьной среде, но и полноценно реализовывать свой потенциал.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста; трудовые навыки; трудовая деятельность; дошкольное образовательное учреждение; методы; приёмы, профессии; сюжетно-ролевая игра.
Keywords: children of senior preschool age; work skills; work activity; preschool educational institute; methods; techniques; professions; plot and role-playing game.

Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста является необходимым и важнейшим аспектом развития самостоятельности детей. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать. Знаменитый педагог нашего времени В.А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Очень важно, чтобы в годы детства каждый человек добился значительных успехов в любимом труде, наглядно увидел воплощение своих творческих способностей, овладел мастерством в любимом деле — конечно, в такой степени, в какой это доступно ребенку. Что-нибудь одно он должен научиться делать уже в школьном возрасте очень хорошо и красиво. Чувство гордости, переживаемое в связи с успехом в любимом деле, – первый источник самосознания, первая искра, зажигающая в душе ребенка огонек творческого вдохновенья, а без вдохновенья, без радостного подъема и ощущения полноты сил нет человека, нет глубокой уверенности в том, что он займет достойное место в жизни» [3,140].

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре группы: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд. Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на уход за собой, обслуживание самого себя (одеваться, раздеваться, приём пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Развитие навыков самообслуживания важно для всех возрастных групп. Хозяйственно-бытовой труд – имеет общественную направленность. Это работа, заботливая организация общего пространства, поддержание чистоты в помещении, на территории. Труд в природе – это труд по уходу за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т. д. Труд в природе обладает прекрасными возможностями для решения задач нравственного, умственного и эстетического развития личности. Ручной и художественный труд – направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Это работа над созданием поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани. Данный вид труда способствует развитию фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, формированию умения доводить дело до конца. Умственный труд – улучшение качества труда (постиранное бельё, почищенная клетка), решение житейской задачи, собственное «открытие», обдумывание последовательности предстоящей деятельности всё это результат умственного труда.

Специфика детского труда заключается в следующем:
 ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей; в детском труде нет результата;
 труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;
 трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;
 труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;
 особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;
 дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;
 действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;
 дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;
 детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;
 результаты труда дошкольников также отличаются своим своеобразием. Для ребенка он имеет не материальный, а моральный аспект, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Только в старшем дошкольном возрасте уже может появляться удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

Трудовое обучение является неотъемлемой частью процесса трудового воспитания. Его основная цель заключается в овладении практическими умениями и навыками в определенной области труда или профессиональной деятельности. Для достижения этой цели в детском саду учитываются как возрастные особенности детей, так и особенности их трудовой активности. В работе по трудовому воспитанию используются различные методы, которые помогают эффективно достигать поставленных задач. Один из таких методов - создание эмоционально-положительной атмосферы, которая включает использование музыки, активное участие взрослых и обсуждение полученных результатов. Это способствует развитию интереса к труду и формированию положительного отношения к нему. Другой метод - метод наглядности, заключается в демонстрации самых сложных моментов работы. Это помогает детям лучше понять и воспроизвести эти действия. Метод словесности - еще один важный инструмент в трудовом воспитании. Он предполагает объяснение предстоящих действий и оценку уже выполненной работы. Наконец, метод практического обучения подразумевает многократный и детальный показ действий, чтобы дети могли осваивать новые навыки на практике.

Трудовая деятельность играет важную роль в развитии детей старшего дошкольного возраста. Это время, когда ребенок активно исследует мир, учится новым навыкам и формирует свое отношение к труду. Знакомство с различными видами труда способствует развитию их интеллекта, эмоциональной сферы и формированию ценностных ориентаций.
Одной из немаловажных задач работы с детьми старшего дошкольного возраста является введение их в мир профессий. Ребенку предоставляется возможность познакомиться с различными видами труда через игровую деятельность. Это помогает не только расширить кругозор детей, но и формирует у них представление о разнообразии профессий и их важности в обществе. Трудовая деятельность в дошкольных учреждениях осуществляется через создание игровых ситуаций, которые моделируют реальные профессиональные ситуации. Для этого создаются различные игровые зоны: магазин, больница, автосервис и т.д., где дети имитируют деятельность соответствующих профессий. Они могут играть роли продавца, врача, механика и т.д., что помогает развивать их воображение, творческое мышление и социальные навыки. Трудовая деятельность также способствует формированию у детей практических навыков. В ходе игровых ситуаций они учатся выполнять простые задачи, осваивают элементарные навыки хозяйственной деятельности, такие, как: приготовление пищи, уборка помещения и другие домашние обязанности. Такой опыт помогает детям стать самостоятельными и ответственными, развивает их моторику и координацию движений. Наряду с практическими навыками, трудовая деятельность также развивает творческий потенциал детей. В процессе игры они могут придумывать и создавать различные конструкции, рисовать, вырезать и складывать из бумаги различные изделия, что помогает развивать их фантазию. Наконец, трудовая деятельность помогает детям развивать эмоциональную сферу и формировать ценностные ориентации. В процессе занятий они учатся справляться с трудностями, принимать решения и сотрудничать с другими детьми. Также ребенок начинает осознавать собственные способности и предпочтения, что помогает ему строить свое будущее учебное и профессиональное развитие. В целом, трудовая деятельность играет важную роль в развитии детей старшего дошкольного возраста, помогает повышать свою самооценку, развивать навыки и способности, формировать представления о значимости профессий в обществе. Организация такой деятельности в дошкольных учреждениях является неотъемлемой частью воспитательной работы, так как идет подготовка детей к успешной социализации и самореализации. При организации труда с детьми, воспитатель должен помнить:
 Любой труд должен быть целесообразным, необходимым, понятным, интересным, выполняться детьми с удовольствием.
 В процессе труда должно быть не только физические, но и умственные (условия) усилия.
 Трудовая деятельность должна способствовать познанию окружающего мира, открывать возможности для творчества, смекалки, инициативы.
 Труд должен быть посильным, доступным, хорошо организованным, с разумным объемом и временными рамками.
 Необходимо учитывать особенности физического развития детей.
 При проведении любой формы трудовой деятельности воспитатель трудится вместе с детьми. Методы и приемы формирования трудовых навыков должны быть разнообразными и эффективными.

Одним из ключевых методов является игровая деятельность, так как игра является не только средством развлечения, но и эффективным инструментом обучения, развивающим мотивацию и творческое мышление. Через игру дети учатся работать в команде, выполнять задания, соблюдать правила и распределять ответственность. Другим важным методом является включение детей в повседневные дела и заботу о себе и окружающей среде. Дети должны осознавать, что их вклад имеет значение и важен для общества. Помощь в уборке игрушек, простые задания по уходу за растениями или животными, организация рисования или коллективного творчества – все это способы формирования трудовых навыков и усовершенствования моторики рук. Важным методом является пример наставника. Взрослые должны быть образцом для подражания, демонстрировать эффективные методы работы, трудолюбие и упорство. Взаимодействие со взрослыми и наблюдение за их деятельностью помогает детям усваивать эффективные приемы и развивать свои трудовые навыки. Также следует учить детей планировать свою деятельность и распределять время. Организация работы и соблюдение расписания – важные элементы формирования трудовых навыков. Работа в заранее установленные сроки и соблюдение последовательности действий помогает развивать самостоятельность и ответственность у детей. Важно обращать внимание дошкольников и на творческое отношение к труду. В народных пословицах, бытовых сказках, поговорках заключены важные мысли о ценности труда. Его в нашей жизни трудно переоценить, и народная мудрость знает об этом лучше всех. В народных пословицах, бытовых сказках и поговорках мы находим множество уроков и рекомендаций о том, как ценить и уважать труд. Одна из пословиц гласит: "Труд наш бесценен, с утра и до вечера нам нужно трудиться". И действительно, только через постоянный и упорный труд человек можем достичь поставленных целей и завоевать успех. Не случайно в народных сказках популярна история о трудолюбивой Золушке, которая с помощью своего труда преодолела все преграды и стала принцессой. Важно помнить и поговорку "Труд создает человека", которая указывает на то, что наша личность формируется через труд и усилия, которые мы вкладываем в свою работу. Народные пословицы, бытовые сказки и поговорки призывают нас к труду, указывая на его ценность и важность в нашей жизни. Они помогают сформировать у нас правильное отношение к труду, ценить его и не забывать, что через труд мы можем добиться успеха и самореализации. Все эти уроки и мысли о ценности труда сохранились в мудрости нашего народа и продолжают служить нам напоминанием о несомненной важности трудолюбия и преданности делу.

В целом, формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста является сложным, но важным процессом. Игра, участие в повседневных делах, пример наставника и планирование деятельности – все это методы, способствующие развитию трудолюбия, самостоятельности и ответственности, а умелое сочетание их со словесными методами (рассказ, беседа, чтение литературных произведений и т.д.), которые своей эмоциональностью, образностью заражают ребят энтузиазмом труда – пробуждают интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. Развитие всех этих навыков помогут детям успешно адаптироваться в школьной среде и полноценно реализовывать свой потенциал.

Литература
1. Бых, Е.В. Трудовое воспитание дошкольников / Е.В. Бых // Проблемы педагогики. – 2019. – № 6 (45). – С. 68-70.
2. Дмитриев, Ю. А. Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста / Ю. А. Дмитриев // Наука и школа. – 2022. – № 1. – С. 213-221.
3. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский // Воспитание человека. – 2016. – С.154.
4. Юзеева, С.А. Развитие трудовой мотивации старших дошкольников / С.А. Юзеева // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2011. – № 2 (16). – С. 69-77.


Категория: Блоги | Добавил: Zvonok2024
Просмотров: 69 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог