Сегодня: 07.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Наставничество как особый вид педагогического взаимодействия в развитии личности молодого педагога

СКАЧАТЬ (19.1 Kb) 15.08.2022, 12:48
Голубева Ирина Александровна
старший воспитатель, МКДОУ детский сад №6
В любой профессии на начальном этапе профессиональной карьеры человек испытывает затруднения. И от успешности адаптации зависит удовлетворение своей профессией, а в дальнейшем – желание строить свою профессиональную карьеру. Профессиональная адаптация молодого педагога, особенно в первые годы работы, характеризуется очень высоким эмоциональным напряжением; глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первых самостоятельных шагов. На данном этапе большую роль играет наставничество. В начале рассмотрим содержание понятия наставничества. Наставничество в разных источниках трактуется как:
  • форма, метод, способ, система обучения, воспитания, развития, психолого-педагогической поддержки, профессиональной подготовки;
  • процесс передачи и приобретения знаний, социокультурной информации;
  • отношения, взаимоотношения, взаимодействие.
Наставничество – деятельность педагога по оказанию практической помощи в профессиональной адаптации лицу, впервые приступившему к профессиональной деятельности педагога в организации среднего образования.
Профессор Университета Колорадо Kауру  Ямамото в своей статье «Увидеть как развивается жизнь: сущность наставничества»  рассматривает наставничество как реализацию потребностей:
  • потребности «быть увиденным»,  т. е. признанным, принятым и понятым «значимым для него другим человеком»;
  • потребности «видеть», т. е. наблюдать и активно воспринимать деятельность другого человека и мир вокруг себя;
  • потребности «заботиться о ком-либо и оставить о себе память».
Автор статьи использует метафору «факел жизни». Наставник принимает его, оберегает и отдает своим преемникам. Факел продолжает гореть в других руках, следовательно, наставник продолжает жить в своих учениках, которые понесут его факел дальше. Тем самым возникает ощущение продолжения и бесконечности жизни. Данную трактовка сущности наставничества автор базирует на идеях немецких психологов Эрика Эриксона и Эриха Фромма.
Профессор Натали Герке определяет наставничество как «обмен дарами». Главное, что наставник может принести в дар своему подопечному – это опыт и мудрость, которые он накапливает в течение определенного времени. Натали Герке называет этот этап «созданием подарка».
  • Этап «дарения подарка» автор также называет «пробуждением». На этом этапе человек осознает потребность «получить подарок» от наставника, наставник же испытывает потребность поделиться своим знанием, опытом и мудростью, потребность «принести их в дар».
  • На третьем этапе подопечный, движимый чувством благодарности наставнику, старается своими поступками доказать, что он достоин «подарка наставника».
  • На заключительном этапе подопечный, «усовершенствует», развивает, обогащает полученный некогда «дар», и вот он уже сам испытывает потребность передать его дальше, т. е. становится наставником.
Справедливость взглядов автора подтверждается исторической практикой. Известен ряд примеров того, что люди, имевшие положительный опыт взаимоотношений с наставниками, по прошествии времени сами становятся успешными наставниками.
Главную задачу, как наставника, определила для себя следующим образом – помочь начинающему педагогу, стать настоящим педагогом, передать накопленный опыт, обрести счастье в профессии, осознать всю важность и ответственность своей миссии.  Задача моя – быть рядом, вовремя прийти на помощь, поддержать. Для этого  разрабатывается индивидуальный план профессионального становления молодого педагога на год. Результативность и эффективность реализации индивидуального плана профессионального становления анализируется педагогом наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.

1этап. Практический.
Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями, требованиями ФГОС ДО и задачами реализуемых программ,оказание                  позитивного         влияния     на рост       профессиональной       компетентности начинающего педагога;

 
2 этап. Аналитический
    • Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
    • Динамика профессионального роста молодого педагога;
    • Рейтинг молодого педагога среди коллег;
    • Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
    • Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
    • Подведение итогов, выводы.
На основе плана по наставничеству каждый наставник составляет индивидуальные планы работы, в соответствии с которыми и осуществляется работа и контроль, осуществляется мониторинг. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается, как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества или отдельных ее элементах. Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
  • оценка качества процесса реализации программы наставничества;
  • оценка мотивационно-личностного, компетентностного профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
Мониторинг проводится куратором и наставником два раза за период наставничества, промежуточный и итоговый. Контроль и реализации программы включает: посещение занятий, родительских собраний и других мероприятий проводимые наставником и наставляемым, анализ планов и отчетов.


Категория: Блоги | Добавил: golubeva
Просмотров: 219 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 07.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог