Сегодня: 02.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Нетрадиционная форма проведения родительского собрания "Знакомство детей с народными промыслами"

СКАЧАТЬ (23.3 Kb) 01.03.2023, 10:09
Кулакова Светлана Владимировна
воспитатель, МБДОУ детский сад №7 г.Кирово-Чепецк, Кировская область
Актуальность
Осенью мы набрали детей старшей группы. Так как дети пришли с разных детских садов, мной был проведён мониторинг на выявление уровня знаний. Удивили результаты диагностики художественно – эстетического развития: дети не знакомы с декоративно – прикладным искусством. А ведь наш край известен и славится дымкой.

Я сообщила родителям о проблеме. Предложила дома найти информацию о промыслах, порисовать вместе с детьми.

Мной был разработан проект по ознакомлению детей с народными промыслами. Моя тема самообразования «Знакомство с родным городом». Мы с детьми изучаем историю города, его известные места. Художественный салон «Этюд» является достопримечательностью нашего города. Я сходила в салон, посмотрела экспозицию. И решила провести родительское собрание непосредственно в «Этюде». Так как приобщать ребенка-дошкольника к художественной культуре невозможно без помощи родителей.

Основная задача в том, чтобы сформировать у родителей интерес к посещению музеев, выставок вместе со своими детьми, научить пользоваться определенными приемами ознакомления детей с изобразительным искусством, развивать любознательность и интерес к прекрасному.

Новизна
В каждой семье должны быть занятия, которые они с удовольствием выполняют вместе и которые становятся постоянной, ожидаемой и неотъемлемой частью жизни.

Семейный отдых – немаловажный способ укрепления семьи, а такое полезное мероприятие как посещение музеев с детьми, к тому же, поможет семье расширить кругозор, научит понимать и ценить искусство.

У взрослых, начинающих водить детей в музей с раннего детства, есть надежда: в музейных залах эти мальчики и девочки получат «прививку» от дурного вкуса и асоциального поведения.

Целевая аудитория: педагог, дети, родители.

Цель мероприятия: знакомство детей с народными промыслами (дымковской игрушкой, гжелью, городецкой росписью, золотой хохломой, русской матрешкой).Знакомство с куклами, сделанными руками мастериц Кирово – Чепецка.

Задачи:
Образовательные: Расширить знания детей о народных промыслах. Познакомить с музейными экспонатами, изделиями народного декоративно-прикладного творчества (гжель, хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись) с их характерными особенностями.
Побуждать к стремлению высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.

Развивающие: 
Развивать интерес к истории нашей Родины, желание узнать новое через посещение музеев.
Развивать навык общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Воспитательные: 
Вызвать у детей интерес к русской национальной культуре.
Воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.
Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Прививать интерес к посещению музея.

Прогнозируемые результаты
Дети:
Расширится кругозор, воображение, художественный вкус, творческие способности.
Дети познакомятся со старинными и современными изделиями народных мастеров.
Научатся рассуждать, сравнивать, исследовать, самостоятельно находить ответы или задавать вопросы.
Общение с родителями сулит неожиданности – им трудно поверить, что папа или мама могут чего-то не знать и открывать для себя что-то впервые, что вызывает неподдельное удивление и радость.

Родители:
Предоставляется возможность взглянуть на своего ребенка со стороны, услышать его, поговорить не на бегу.
Узнают, что семейный досуг – это не только развлечения, но и посещение музеев и выставок.
Педагоги:
Повысится уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики, приобретение навыков ведения музейной работы с детьми.

Форма проведения

Экскурсия в художественный салон «Этюд».
В современном обществе одним из приоритетных направлений работы с дошкольниками является патриотическое воспитание. А именно приобщение детей к культурно – историческому наследию нашего края и воспитание бережного отношения к нему. Без знания истории, культуры, природы края невозможно полноценное воспитание личности. Уже в раннем возрасте дети начинают интересоваться окружающим миром. 
В этом должны им помогать родители и педагоги. Поэтому мы решили все вместе посетить художественный салон нашего города «Этюд» в выходной день.

Этапы работы:
1 этап: Подготовительный (показ видеопрезентации «Знакомство с народными промыслами», беседа с детьми о правилах посещения музеев; подбор материала для родителей: анкета, консультация, памятка; договор с салоном «Этюд» о проведении экскурсии)
2 этап: Основной (посещение художественного салона «Этюд»)
3 этап: Заключительный (организация выставки детского творчества «Что мне понравилось в музее», создание альбома «Стихи, загадки, пословицы и поговорки о народных промыслах»)

ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1-Й ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Предварительная работа с детьми:
Беседа с детьми о правилах посещения музея.
 
Правила поведения в музее мало чем отличаются от правил в других местах культуры - на выставках, в театре или библиотеке. Однако и здесь есть свои существенные особенности: не шуметь, не бегать по залам, не расталкивать посетителей, не трогать экспонаты.

Видеопрезентация «Знакомство с народными промыслами».

Детям была представлена презентация промыслов – дымка, гжель, хохлома. Я рассказала, где роспись зародилась, из чего сделаны изделия народных промыслов, какие краски используются и что означает каждый цвет.

Предварительная работа с родителями:

Провела консультацию «Куда сходить с ребёнком в выходной день в нашем городе». Город наш невелик, и музеев у нас немного. Это краеведческий музей, художественный салон "Этюд», нескучный музей «Ботаник».  Сообщила, где они находятся.
Анкетирование родителей. Результаты показали, что небольшой процент семей посещают музеи, а дети мало интересуются искусством.

Каждому родителю раздала памятки «Важность посещения музеев дошкольниками». В ней сообщается, как важно посещать музеи вместе с детьми. Развивается кругозор ребёнка, развивается зрительная память, художественное мышление и воображение. Родителям предоставляется возможность взглянуть на своего ребенка со стороны, услышать его, поговорить не на бегу, а обстоятельно и вдумчиво.
Родителям вместе с детьми было предложено выполнить домашнее задание: найти стихи, загадки, пословицы и поговорки о народных промыслах для создания альбома.

Работа педагога
Я посетила художественный салон - музей "Этюд". Посмотрела экспозицию. Побеседовала с работниками салона и договорилась о проведении экскурсии по декоративно - прикладному искусству. вместе с родителями мы выбрали выходной день для посещения музея.

Вывод
Дети узнали правила посещения музеев. Познакомились с дымковской, хохломской росписью, гжелью.
Была проведена работа с родителями об ознакомлении детей с искусством. Выбран день для посещения салона - музея.

2-Й ЭТАП: ОСНОВНОЙ
Посещение художественного салона «Этюд».

В новогодние каникулы мы с детьми и их родителями пришли в салон – магазин «Этюд». Нас встретила обаятельная женщина – экскурсовод и пригласила в зал с экспозицией народных промыслов. В первую очередь нас познакомили с дымкой, ведь зародилась она в селе Дымково рядом с Кировым. Дети узнали, что делают её из простой глины. Обжигают в печи, покрывают специальной краской. Мы её называем «мел», а мастера - «бельё». Потом их расписывают красками. Элементы росписи – это кружки, кольца, полоски, змейки. Интересно было узнать, что каждый цвет имеет своё значение: зелёный символизирует природу, землю; белый – чистоту и добро; чёрный – горе, зло; красный – это символ огня, красоты, здоровья; голубой - цвет неба.

Мы увидели барыней, водоносок, нянек с детьми, барашков, индюков, петухов, скоморохов.
Следующими экспонатами были жостовские подносы. Нам понравились разнообразные цветы. Дети захотели, чтобы один из них украсил нашу кухню в группе.
Также нас познакомили с хохломой. Дети увидели посуду, сделанную из дерева и раскрашенную растительными элементами.

Показали нам хорошо знакомых детям матрёшек. Были не только образы девушек, но и персонажи из сказки «Репка».
Большую часть выставки занимает волшебная гжель. Это богатый русский народный промысел из керамики и фарфора. Бело – голубой цвет изделий заворожил детей. Нам показали посуду, часы, сувенирные статуэтки, даже печку с Емелей.
Девчонок увлекли серьги и колечки, расписанные гжелью.
 
Во втором зале нас познакомили с картинами наших земляков. На них изображены пейзажи с природой родного края, есть и натюрморты.

В последнем третьем зале находится выставка кукол мастериц города Кирово – Чепецка. Особенно это было интересно девочкам. Они увидели принцесс, Снегурочку, девчушек - веселушек, некоторых зверушек. Экскурсовод рассказала небольшую сказку про куклу Лену. Были и сказочные персонажи: баба Яга с котом и несколько домовёнков.
Здесь же есть несколько павлопосадских платков. Три девочки примерили их на себя.
На этом наша экскурсия закончилась. Мы поблагодарили работников салона за маленькое путешествие в мир искусства.

 Вывод
Дети получили положительные эмоции от посещения салона. Увидели разнообразие изделий народных промыслов. Получили новые знания о росписи: дымка, гжель, хохлома. Узнали, что кукол можно приобрести не только в магазине, но и смастерить своими руками.

3-Й ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Дома дети потрудились и нарисовали свои впечатления об экскурсии. Мы в своей группе организовали выставку детского творчества «Что мне понравилось в музее».
Родители принесли различный материал о народных промыслах. Я оформила альбом «Стихи, загадки, пословицы и поговорки о народных промыслах».

Вывод
Ребята получили представление о том, что такое экспонат, выставка. Научились правилам поведения в музее. В доступной для дошколят форме им рассказали о декоративно – прикладном искусстве. Для детей это было значимое событие, они с интересом восприняли новую информацию и прониклись новыми впечатлениями.                                                                
Приложение № 1
Важность посещения музеев дошкольниками
В каждой семье должны быть занятия, которые они с удовольствием выполняют вместе и которые становятся постоянной, ожидаемой и неотъемлемой частью жизни.

Семейный отдых – немаловажный способ укрепления семьи, а такое полезное мероприятие как посещение музеев с детьми, к тому же, поможет семье расширить кругозор, научит понимать и ценить искусство.

Музеи – замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят расширить кругозор своего ребенка. Приобщать детей к музею можно, начиная с трехлетнего возраста. Ребенок 4-5 лет уже осознает себя в мире окружающих его людей и явлений, у него развиты эмоционально-познавательная активность, способность к сопереживанию и жажда деятельности. Рассматривая картины, иллюстрации, пособия, дети уже способны непосредственно выражать к ним свое отношение. В 5-7 лет у ребенка совершенствуются процессы узнавания, сравнения (анализа и синтеза). Свои впечатления дети высказывают, опираясь на собственные чувства и личный опыт. Спешат поделиться открытиями со сверстниками и взрослыми. Пытаются создать свой мир красоты, участвуют в выставке своего творчества, в сборе коллекций.

Именно от первого посещения музея зависит то, как впоследствии ребенок будет воспринимать подобные мероприятия. Вести ребенка нужно туда, где ему будет действительно интересно. Нужно учитывать интересы ребенка, его природные склонности и таланты, но важно разнообразие в выборе музеев: возможно ребенка заинтересует что-то еще, важно расширять кругозор. Начинать лучше с небольших музеев, которые можно осмотреть достаточно быстро, чтобы ребенок не устал. Поэтому первые посещения музеев лучше комбинировать с прогулками. Необходимо заинтересовать и настроить ребенка, чтобы он четко знал: музей – это дом, в котором интересно, красиво и необычно. Расписывая все прелести предстоящего визита, родителям стоит исходить из интересов ребенка: «Сегодня мы сходим в музей, где узнаем много нового о твоих любимых животных». Или: «У тебя большая коллекция паровозов. А ведь есть музей, где можно познакомиться с ними поближе».

Ребенок должен обязательно знать заранее, куда и зачем идет, что он увидит в конкретном музее, и стремиться увидеть это. 

Важный момент – подведение итогов после похода в музей. Хорошо, если у ребенка будет возможность поделиться впечатлениями с близкими и друзьями, рассказать о том, что он увидел. И, скорее всего, в подобных беседах возникнет желание снова отправиться в этот же или другой музей и узнать еще что-нибудь новое и интересное. Многим детям наверняка захочется нарисовать то, что им больше всего понравилось в музее. Важно поощрять такие творческие начинания ребенка. 

Если в музее возникли вопросы, на которые Вы не смогли ответить сразу, придя, домой, загляните в энциклопедию или справочник и удовлетворите интерес юного исследователя. Да и ребенок, увлекшись поисками ответа, научится пользоваться справочной литературой, что обязательно пригодится ему в жизни.

Для детей дошкольного возраста музей доступен и необходим — если, конечно, мы всерьез хотим заниматься развитием их способностей. Кроме того, мы все так хотим, чтобы наши дети выросли культурными и хорошо воспитанными. Малыши не хихикают при виде обнаженной скульптуры и обнаженной натуры в живописи. Все увиденное они воспринимают внимательно и доброжелательно. Поэтому у взрослых, начинающих водить детей в музей с раннего детства, есть надежда: в музейных залах эти мальчики и девочки получат «прививку» от дурного вкуса и асоциального поведения.


Но надо также учитывать, что некоторые полотна могут оказать на излишне эмоциональных детей слишком сильное влияние, так что лучше музейный «маршрут» прорабатывать заранее, с учетом особенностей детского восприятия. Главное, чтобы каждое посещение музея было позитивным и познавательным.

Непосредственное знакомство дошкольника с коллекциями музея – подлинными историческими экспонатами, а также с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывают огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании личности и духовно-интеллектуального потенциала общества в целом. У детей формируется «образ музея», развивается зрительная память, художественное мышление и воображение, заметен прогресс общего культурного уровня и обогащение изобразительной деятельности.
Главное, что открывается в музее – взрослые и дети в процессе такого общения познают друг друга глубже: родителям предоставляется возможность взглянуть на своего ребенка со стороны, услышать его, поговорить не на бегу, а обстоятельно и вдумчиво. Для детей такое общение с родителями тоже сулит неожиданности – им трудно поверить, что папа или мама могут чего-то не знать и открывать для себя что-то впервые, что вызывает неподдельное удивление и радость.

Посещение музеев развивает в детях эстетический вкус, творческое воображение, умение видеть и ценить прекрасное. Став взрослыми, дети стремятся как можно чаще быть в центре города, следить и участвовать в культурной жизни города: посещать разнообразные выставки, театры, музеи. Раннее приобщение детей к культурным ценностям помогает сформировать правильную грамотную речь, развить воображение, пытливость ума и мышление, усвоить правила этикета, хорошие манеры. Это еще раз подтверждает тот факт, что основы воспитания и творческого развития детей закладывается в дошкольном возрасте при активном участии родителей.                                                                       

Приложение № 2

                                           Анкета для родителей
1.   Знаете ли Вы что такое искусство?
       Да. Нет

2.   Знаете ли вы, где находятся музеи нашего города?
     Да. Нет

3.   Посещаете ли Вы музеи вместе с детьми?
    Да. Нет

4.   В каких музеях вместе с ребенком Вы были?
   (назовите их)

5.   Проявил ли интерес к музейным экспонатам Ваш ребенок?
   Да. Нет

6.   Какие чувства испытал Ваш ребенок при общении с искусством?
Радость. Восхищение. Безразличие.

7.   Как Вы думаете, нужно ли знакомить детей с искусством? Почему?


Категория: Блоги | Добавил: svetvladkull
Просмотров: 233 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог