Лопанова Е.И., учитель немецкого языка,
Лыкова И.В., учитель биологии,
Уварова О.Н., учитель русского языка и литературы,
Средняя школа № 21
г. Каменск-Уральский
Опыт работы по организации проектной деятельности для обучающихся с особыми образовательными потребностями
Ключевые слова: проектная деятельность, интеграция, учащиеся с особыми образовательными потребностями.
Аннотация: данная статья предназначена учителям, которые работают с детьми с особыми образовательными потребностями. В статье изложен практический опыт по организации проектной деятельности проектной деятельности с особыми образовательными потребностями.
В современном мире постоянно совершаются открытия, которые делают нашу жизнь более коммуникативной и информированной. И это ставит перед педагогами новые задачи, такие как создание условий для формирования многосторонней личности, поиск новых подходов в обучении, помогающих детям в формировании активной, самостоятельной позиции, дальнейшего развития за пределами школы.
Обучение детей с особыми образовательными потребностями (ООП) предполагает как создание для них адекватных условий, так и равных по сравнению с обычными детьми возможностей для обучения и воспитания в рамках образовательного стандарта.
Проектная деятельность органично дополняет традиционную систему обучения и воспитания, расширяет ее, способствует решению жизненных задач, социализации, что важно для обучающихся с ООП.
Данная технология помогает развитию у учащихся таких качеств, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность, инициативность, также в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику, что создает предпосылки для лучшей адаптации к современным условиям жизни.
Проект - это комплекс действий, организованный учителем и выполняемый обучающимися, которые могут принимать решения самостоятельно, быть ответственными за свой выбор и результат труда. Это обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Каждый ученик должен получить такое задание, с которым он сможет справиться, что создаст ситуацию успеха для обучающегося.
Рассмотрим опыт работы педагогов нашей школы по организации проектной деятельности у детей с особыми образовательными потребностями.
Например, в 5 классе при изучении на уроках биологии темы «Царство Грибы» обучающимся с ООП были предложены следующие темы проектов: «Грибное лукошко», «Все ли грибы съедобные», «Азбука грибов». В 6-7 класса при изучении тем курса «Царство Растения» ребятам были предложены темы: «Красная Книга растений Свердловской области», «Растения гиганты», «Лекарственные растения, произрастающие в нашем городе». В 8 классе, при изучении курса «Животные» ученики с удовольствием работали над проектами: «Что хотят нам сказать животные: язык жестов», «Животные-врачеватели», «Мой любимый питомец». При изучении курса «Человек и его здоровье» в 9 классе, обучающимся с особыми образовательными потребностями предлагалось написать проекты: «Мой режим дня», «Значение спорта в мой жизни», «Здоровье человека в его руках».
На уроках иностранного языка проектная деятельность является эффективным средством активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся с ООП. Работа над проектами используется на разных этапах обучения: как при закреплении нового материала, так и в качестве средства контроля знаний.
Например, «Путешествие по Германии» расширяет знания обучающихся о стране изучаемого языка, знакомит с культурой, достопримечательностями Германии, развивает логическое мышление, память, наблюдательность, языковую догадку. А проекты «Дом моей мечты», «Рассказ в картинках», «Школа будущего» развивают творческие способности, повышают мотивацию обучения, создают ситуацию успеха на уроке.
На протяжении последних нескольких лет у нас стали появляться интегрированные проекты, которые помогают изучать материал разных предметов как единое целое, сформировать целостное представление о мире. По нашему мнению, совместные проекты создают условия для активизации познавательной деятельности учащихся и успешного усвоения учебного материала.
Например, работая над интегрированным проектом «Лиса в природе и в сказках», учащиеся 5 класса смогли сравнить реальную лису и ее образ в литературе. Для этого они изучили образ жизни лисы, узнали, где она живет и чем питается, каковы ее повадки. После этого ребята прочитали русские народные сказки, в которых главным действующим персонажем является лиса, отметили качества, которые она проявляет в данных произведениях.
Сравнивая собранный ими биологический и литературный материал, учащиеся пришли к выводу, что образы лисы в произведениях и реального животного во многом совпадают. Полученными знаниями они поделились с одноклассниками на уроке литературы.
Свои проекты учащиеся с ООП нашей школы представляют не только н6а школьном уровне. Вот уже несколько лет мы принимаем участие в окружной научно-практической конференции «Мир вокруг нас», которая проходит на базе ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа». Ребята достойно представляют свои проекты в различных областях знаний, учатся выступать, представлять результаты исследований, отстаивать свою позицию.
Подводя итог, можно сказать, что, безусловно, проектная деятельность оказывает положительное влияние на развитие, воспитание детей с ООП. Она дает возможность учащимся расширять свои кругозор, развивать свои способности и навыки, проявлять социальную активность, что позволяет им успешнее адаптироваться в современной жизни.
Список использованных источников
1. Бахарева, Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе / Л.Н. Бахарева // Начальная школа. –1991. – № 8. – С. 48–51.
2. Белова Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2008г. №76-2. Стр.30-35.
3. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе современной школы. Монография [под ред. С.Д. Якушевой]. – Новосибирск: Изд. АНС СибАК, 2017. – 164 c.
|