Сегодня: 28.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Особенности обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

СКАЧАТЬ (19.5 Kb) 21.11.2023, 21:27
Литвак Елена Владимировна
учитель начальных классов, ГБОУ Школа №117 г.Москвы
Сегодня мы видим серьёзные  перемены в системе образования : в осмыслении  его целей, содержания, методов. В сфере образования детей с ограниченными возможностями  здоровья (ОВЗ) формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребёнка. В общеобразовательных школах вместе со всеми детьми обучаются дети, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Диапазон  различий  в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  чрезвычайно велик.

При обучении детей с ОВЗ необходимо понимание того , что эти дети  нуждаются  в особенном индивидуальном подходе, в реализации  своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Главным моментом этой ситуации является то , что эти дети не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Самыми важными условиями для успешной организации инклюзивного обучения являются :
  • создание положительного психологического климата в классе;
  • установление тесного сотрудничества  между педагогом, ребёнком, родителями и специалистами сопровождения.
Отсюда вытекают  основные требования к уроку с детьми с ОВЗ:
  • Комфортные условия на уроке
  • Сотрудничество учителя и ученика
  • Разнообразные виды деятельности
  • Воздействия на все органы чувств
  • Обращение к опыту ребёнка
  • Задания малыми дозами
  • Ребёнок должен испытывать успех в преодолении трудностей
Для учителя, работающего с детьми с ОВЗ, всегда актуален поиск эффективных  методов и приёмов обучения.

Вот некоторые из них,  дающие положительную динамику:
  • Индивидуальный подход на всех этапах обучения
  • Создание на всех этапах обучения благоприятных отношений между всеми участниками процесса
  • К подаче материала подходить обдумано,  не требовать от обучающегося  того, что он не может сделать
  • Частая смена деятельности
  • Максимальное использование наглядности опорных схем, рисунков , таблиц  и т д
  • Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднения с ответом
  • Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь
  • Снижение объёма и скорости  выполнения письменных заданий по всем предметам
  • Поддерживать в детях желание работать (лучший стимул- похвала)
Для детей с ОВЗ  особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов  своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.

У большинства учеников отмечается недостаточный уровень познавательной  активности , незрелости мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому использование активных форм, методов и приёмов обучения является необходимым средством повышения эффективности  как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.

Активные методы обучения очень разнообразные и гибкие. Их можно использовать на различных этапах урока, с разными возрастными группами и на различных уроках , других занятиях.
Так, например,  в начале урока могут быть  использованы  такие методы как :  «Подари подарок другу.»
          «Поздоровайся локтями»
         «Поздороваемся ладошками»
          «Поздоровайся глазами» и др
Работа с книгой.
Предполагает разные виды деятельности: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика
Метод  «Пометки на полях»
Может быть использован при ознакомлении  с новым  материалом на уроках окружающего мира , литературного чтения.
Позволяет ученику  отслеживать своё понимание прочитанного задания или текста.
Пометки могут быть , например, такие :
«Галочка» (v) – отмечается информация уже известная ребёнку
«Плюс»  (+) – это новая для ученика информация
«Вопрос»  (?) -  то, что осталось непонятным и требует разъяснений

Метод «Направленное чтение»
Этот метод помогает направлять  учащихся  при чтении с помощью вопросов. Читаю произведение  , учащиеся ищут  ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением.

Приём «Паучок понятий»
Зрительный приём для запоминания  термина  (тельце «паучка»)  и его основных понятий , свойств ( ножки «паучка»)

Восприятие материала на определённом этапе  урока с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия , внимания, памяти; переключения  эмоционального настроя детей.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Активные методы релаксации позволят сделать это , не выходя из класса. Особенно это актуально  при работе с детьми с ОВЗ.

Все вышеперечисленные методы и приёмы  организации обучения  в той или иной степени стимулируют познавательную активность у учащихся с ОВЗ.

Вера в возможности ребёнка способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагогов  в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной  работы.

Литература:
1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003
2. Истратова О.Н  Практикум по психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2007


Категория: Блоги | Добавил: l4578
Просмотров: 93 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог