Сегодня: 04.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Открытый урок Симфоническая музыка

СКАЧАТЬ (70.5 Kb) 13.01.2024, 18:36
Мурадханова Салимат Абакаровна
учитель музыки учитель начальных классов, МКОУ"Баршамайская СОШ им.Качмасова А.Р."
Подготовила: учитель музыки Мурадханова Салимат Абакаровна
Цель:  познакомить обучающихся с понятием «симфонический оркестр» и его строением.
Учебные задачи:
Дидактические:
  1. Повторить группы инструментов симфонического оркестра;
  2. Пополнить словарь терминов понятием «симфонический оркестр»;
Развивающие:
  1. Развивать умение использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач,
  2. Развивать умение анализировать и  систематизировать изученный материал;
Воспитательные:
5) Формировать  умение планировать учебное сотрудничество с одноклассниками в процессе учебной деятельности;
6) Воспитывать любовь к музыке  на примере лучших образцов музыкального искусства.
Оборудование и материалы:
  1. Фонохрестоматия. 4 класс.
  2. Детские муз.инструменты
  3.  Умная доска,компьютер, ноутбук, колонки.
  4. Раздаточный материал для групп:  нотки для оценки работы; картинки инструментов для домашней работы; названия инструментов, разделённые на перепутанные слоги и картинки к ним; картонные ворота «дворца»; карточки ключевых терминов; магниты.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок - путешествие.
Педагогические технологии:
Технология «Критического мышления»:
  1. Технология «Ключевые термины» (этап знакомства с новыми понятиями)
Конспект урока «Симфонический оркестр (1 часть)»
1.Организационный момент.
Слайд 1: «Музыка-4»
Дети входят в класс под музыку И.С. Баха «Шутка».
На подставке в рамках стоят фотографии некоторых муз.инструментов симфонического оркестра.
Музыкальное приветствие учителя и учеников.
Учитель:Здравствуйте ребята,
Встретились мы снова.
Дети:Слушать музыку и петь мы уже готовы.
Дети  садятся по группам (3 группы: по 6 человек).
​​​​​​​
2. Актуализация знаний.
Слайд 4: «Людовик 14»
Учитель: - Ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие во Францию, к королю Людовику 14, чтобы узнать одну из тайн музыки. Эта тайна будет нашей темой урока. И надо нам поскорее её узнать.
Но чтобы туда отправиться, надо купить билеты. У вас на партах лежат задания. Прочитайте их и выполните.
Задание: в данном  слове переставлены слоги. Поставьте их правильно и получите слово.(пока дети работают звучит музыка времен Людовика14).
1 группа: виолончель    (чель-ви-лон-о)
2 группа: барабан  (бан-ба-ра)
3 группа: флейта (та-флей)
Учитель: - А теперь ответьте на мой вопрос: какое слово объединяет все три ваши ответа? Что такое флейта, виолончель и барабан?
 Дети: - Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Учитель:О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?
Дети:О симфонической музыке.
Учитель:Верно!
Слайд2:Тема урока:»Симфоническая музыка».
Слайд 3:Цель урока:
Учитель: -  Переверните картинки, которые лежат у вас на парте. Наверное, вы вспомнили, как выглядят инструменты, которые вы отгадали? Это и есть ваши билеты!
Учитель: - Итак, отправляемся в путешествие! Надо погасить билеты. Посоветуйтесь со своим товарищем по группе и ответьте на вопрос: каким приёмом извлекается звук из вашего инструмента?
Дети отвечают (акцент на слова: «ударом», «смычком по струнам», «вдуванием воздуха»).
-В наше путешествие отправятся ещё и наши попутчики – все инструменты, которые вы видите на выставке. Вам предстоит взять «своих» попутчиков, то есть те музыкальные инструменты, которые являются родственными тому инструменту, который вы отгадали в загадке. Итак, подойдите  к  выставке и заберите ваших попутчиков.
На выставке: 1) скрипка, контрабас, альт; 2) кларнет, гобой, фагот; труба, валторна, туба, тромбон; 3) литавры, треугольник и  бубен.
Дети разбирают инструменты.
1 вариант: на выставке остались инструменты (это может быть группа медных духовых).
Если остаются невыбранные, то идёт обсуждение, какая группа детей должна была их взять и почему.
2 вариант: дети разобрали все инструменты верно. Идёт объяснение, по какому признаку они их рассортировали.
Слайд 5 «Группы музыкальных инструментов»
Дети вспоминают группы музыкальных инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.
Учитель: - Запомните свою группу. Нам это потом пригодится. Итак, все путешественники в сборе! Можно отправляться!
                   
3. Изучение нового материала.

Учитель: - По прибытию во Францию, во дворец короля Людовика 14-го, нам необходимо будет открыть ворота дворца. Они откроются, если мы с вами из предложенных слов выберем 2, которые не могут существовать одно без другого.
Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней вы видите музыкальные термины.
Слайд:6  «Ключевые термины» (работа в парах).
Задание: даны слова: симфония, оркестр, квартет, дирижёр.
Определить знакомые и незнакомые.
Дать объяснение (вспоминаем, что такое симфония, оркестр, квартет, дирижёр).  
Учитель: - Ребята, а вы знаете, где и как родилась симфония?
Дети: - Нет!.
Учитель:- Надо бы нам узнать о нём побольше, правда? Давайте это  понятие возьмём с собой. Возможно, в замке короля нам помогут рассказать её историю. Два другие слова помогут открыть ворота. А какие два слова вы выбрали?
Дети: - Оркестр и дирижёр. (если дети не выполнили задание, необходимо их к этому подвести).
Учитель: - Вот мы и прибыли. Давайте посмотрим, откроются ли ворота?!
Учитель и ученик открывают  ворота (две бумажные створки на доске, прикреплённые магнитами): на одной створке – «оркестр», на другой – «дирижёр». В середине – «симфония».
Слайд :7 «Открытые ворота замка»
Слайд 8 «Замок короля»
Учитель: - Вот мы и вошли в замок короля. Посмотрите, это загадочное слово живёт здесь! Мне сообщили, что для  нас король оставил старинное послание, в котором нас ждёт интересная история.
История короля (напечатано на «старинной» бумаге – с обожженными краями):
Это было очень давно. Во времена отважных мушкетеров. 
Во дворце Людовика Четырнадцатого готовилось грандиозное празднество. Король любил балы, танцы, всевозможные представления. Ничто новое не ускользало от его бдительного ока, законодатель мод, он желал им быть всегда и во всем. Всякий раз гостям преподносились сюрпризы: то удивительный фейерверк, то необыкновенный паштет, внутри которого размещались музыканты, игравшие мелодии, то представления, где все танцевали, в том числе и король. И на сей раз не обошлось без сюрприза...
В Париж в Луврский дворец стекались кареты знатных вельмож. И  вот в назначенный час распахнулись двери празднично украшенной залы, ярко освещенной тысячами свечей, и гостей встретила удивительная, ни с чем несравнимая музыка. (звучит музыка»24»скрипки короля)Чарующие звуки, и громкие,  лились непрерывно, казалось, будто какой-то музыкант-исполин играет на чудо-инструменте.
Пораженные гости замерли, а довольный произведенным эффектом король, важно подбоченясь, гордо оглядывал всех. Когда музыка смолкла, грянул гром аплодисментов, раздались восторженные возгласы:
— Прекрасно, великолепно, брависсимо!!!
— Что это?!
— Это …..
Учитель: - Ой, ребята! А послание оборвано! Что ж, мы так и не узнаем, кто же играл на балу у короля? А вы как думаете: какое слово сказал король?
Дети: - Оркестр!
Учитель: - Верно! Вот в конце написано, что этот оркестр он назвал «24 скрипки короля».
Не удивительно, что гости короля Людовика Четырнадцатого не знали, что такое оркестр. Тогда, в XVI веке, впервые стали появляться коллективы музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения.
Но это был не простой оркестр. В оркестре короля мы не могли бы услышать балалайку или рожок, или гусли, которые звучат в русском народном оркестре. Оркестр при дворе короля носил другое название и предназначался для исполнения не  народных мелодий, а сочинения великих композиторов. Они называются симфониями, именно тем словом, которое мы взяли с собой и встретили в замке короля. Итак, симфония – музыкальное произведение, состоящее из 4-х частей. Исполняется целой группой инструментов, которые вместе составляют  оркестр, название которого образовано от этого слова. Образуйте его. Как будет называться оркестр, исполняющий симфонии?

Дети: - Симфонический оркестр.
Верно. Он состоит из более 100 музыкантов. Это огромная музыкальная семья.
Слайд:9 ПОЯВЛЯЕТСЯ: «СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР»
Учитель: - Об этом оркестре мы и продолжим говорить на уроке. Запишем нашу тему в тетрадь.
Дети записывают тему в тетрадь.
Учитель: - Давайте представим, что мы на балу и послушаем старинную музыку в исполнении симфонического оркестра.
Слайд 10 «В замке короля»
ПРОСЛУШИВАНИЕ И. С. Бах «Рондо» (1 мин 30 сек).
Учитель: - Вспомним ещё раз, какие группы музыкальных инструментов входят в симфонический оркестр. Назовите ваши группы.
Слайды 11, 12, 13 «Группы муз. инстр. симф. оркестра»
Дети (по 1 чел от группы) называют свою группу инструментов симфонического  оркестра. Предлагается записать названия групп в 4 столбика в тетрадь.
Предполагается вопрос детей: для чего 4-ый столбик?
Учитель: - Группа духовых инструментов делится на две группы. Посмотрите  и запишите в тетрадь. Оставьте место для того, чтобы дома  вписать в столбики сами инструменты, относящиеся к этим группам из домашнего задания.
Слайд :14  «Группа духовых инструментов»
- Давайте теперь посмотрим на симфонический оркестр в целом составе.
Слайд:15  «Симфонический оркестр»
- Нам пора возвращаться домой, в Россию. Чтобы нам было веселее, споём песню о дружбе. Я выбрала её неспроста для нашего урока. Ведь инструменты в оркестре тоже дружны между собой, иначе не было бы такой прекрасной музыки.
Исполнение песни «Настоящий друг» муз.М.Пляцковский сл.Б.Савельев.
(распев на проигрыш, исполнение песни)
Учитель: - Вот мы и прибыли обратно, Дагестан.У нас в классе есть ученик .который прекрасно играет на одном из инструментов симфонического оркестра давайте послушаем (Рашидов Абдулла играет на (барабане)дагестанскую музыку.
Слайд:16ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:Гимнастика для глаз(под музыку)

4.Рефлексия.
 Слайд:17  Проверьте свои знания
 «Третий лишний»
1.Труба, валторна, флейта
2.Литавры, арфа, тарелки
3.Скрипка, контрабас, саксофон
Зачеркни в каждом предложении слова, не
 соответствующие данному определению
 1.Большой коллектив музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах – хор, оркестр, ансамбль.
 2.Симфонический оркестр состоит из: группы струнных смычковых, деревянных духовых, группы балалаек,  медных духовых, ударных.
 3Оркестром руководит: баянист, тромбонист,      дирижер, ударник.

 5. Оценка работы.
Учитель: - Мы скоро будем отмечать  праздник «Новый год». А у нас с вами праздник каждый урок, потому что всегда звучит музыка. Но всё-таки мы работали на уроке. Поэтому должны получить свои оценки.
Учитель: - Следующий урок мы также посвятим симфоническому оркестру. И проведём его в форме игры. Но чтобы лучше запомнить инструменты и группы симфонического оркестра, надо выполнить домашнее задание.

6.Домашнее задание: 1) распределить предложенные на листочках музыкальные инструменты по группам в тетради (скрипка, фагот, литавры, тарелки, флейта, тромбон, гобой, барабан, арфа, рояль, контрабас, виолончель, труба, кларнет, туба, альт, валторна);
2) на картинке подписать известные инструменты.
Учитель: - Путешествие наше подошло к концу и наш урок окончен! Спасибо за сотрудничество, ребята!
Слайд :19 Спасибо за внимание
Слушайте музыку и будьте здоровы!!!


Категория: Блоги | Добавил: галимат
Просмотров: 113 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 04.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог