Сегодня: 18.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Открытый урок в 9 классе по теме "Алюминий"

СКАЧАТЬ (2.60 Mb) 22.04.2024, 17:55
Федорова Алия Климовна
учитель химии, МОБУ СОШ №1 с.Бакалы
Аннотация: в данной статье - конспект урока изучения нового материала по теме «Алюминий и его соединения». Включает в себя поэтапное планирование открытого урока с подробным описанием каждого ключевого момента.

Ключевые слова: открытый урок, план – конспект, алюминий, свойства алюминия, групповая работа.

«Этому металлу суждено великое будущее»
Н.Г.Чернышевский

Цель урока: продолжить формирование представлений о металлах и их соединениях на примере алюминия.
Тип урока – комбинированный, урок получения и применения новых знаний.
Форма организации учебной деятельности: групповая, беседа, лабораторная работа
Реактивы и оборудования: штативы для пробирок, пробирки, хлорид алюминия, гидроксида натрия, соляной кислоты, черный ящик, алюминиевая ложка, дополнительная литература.
ТСО: компьютер, мультимедиа.

Ход урока
1. Организационный момент

2. Проверка д/з: несколько учащихся выполняют письменную работу (тест), остальные - фронтальный опрос:
- Положение металлов в ПС.
- Какие группы металлов мы знаем?
- Характеристика элементов – металлов по ПС.
- Основные физические свойства металлов.
- Химические свойства металлов.

3. Изучение новой темы.
Черный ящик: Спрятан в ящике предмет –
Без него не съесть обед,
Вещь незаменимая.
Вещь необходимая.
Если мы садимся кушать,
Тот предмет нам очень нужен
Из чего же сей предмет
Серебристо-белый цвет
Вам позволит дать ответ.
Тема урока: Алюминий и его соединения
Сообщение ученика: Историческая справка.
Название Алюминий происходит от латинского alumen - так ещё за 500 лет до н. э. назывались алюминиевые квасцы КAl(SO4)2, которые применялись как протрава при крашении тканей и для дубления кожи, а также как кровоостанавливающее средство. Пропитка древесины раствором алюмокалиевых квасцов делало её негорючей. (СЛАЙД 4)

В 1821 году геолог Пьер Бертье обнаружил во Франции залежи глинистой красноватой породы. Свое название «боксит» (bauxite) порода получила по наименованию местности, где была найдена – Les Baux. (СЛАЙД 5)

Для получения металлического алюминия датский учёный Х.К.Эрстедом использовал амальгированный калий в качестве восстановителя алюминия из оксида. Но что за металл был получен тогда выяснить так и не удалось. Через два года, алюминий был получен немецким ученым-химиком Вёлером, который получил алюминий, используя нагревание безводного хлорида алюминия с металлическим калием. 22 октября 1827 года он получил около 30 граммов алюминия в виде порошка. Ему понадобилось еще 18 лет непрерывных опытов, чтобы в 1845 году получить небольшие шарики застывшего расплавленного алюминия (корольки). (СЛАЙД 6)

Открытый учеными химический метод получения алюминия довел до промышленного применения выдающийся французский химик и технолог Анри-Этьенн Сент-Клер Девиль. Он усовершенствовал метод Вёлера и в 1856 году совместно со своими партнерами организовал первое промышленное производство алюминия на заводе братьев Шарля и Александра Тиссье в Руане (Франция). (СЛАЙД 7)

Алюминий оказался похожим на серебро, но был значительно легче его. Он был очень дорогим металлом, и вплоть до начала XX века, его стоимость была выше стоимости золота, и он считался элитным материалом, предназначенным для изготовления украшений и предметов роскоши.
Первыми продуктами из алюминия считаются медали с барельефами Наполеона III, который всячески поддерживал развитие производства алюминия, и Фридриха Вёлера, а также погремушка наследного принца Луи-Наполеона, выполненная из алюминия и золота. (СЛАЙД 8)

В 1899 г. английские ученые подарили Д. И. Менделееву весы, изготовленные из золота и алюминия. Теперь же килограмм этого металла стоит очень мало. (СЛАЙД 9)

Сообщение ученика: Алюминий наиболее распространённый металл в земной коре среди других металлов и третий по распространённости химический элемент в земной коре после кислорода и кремния. Считается, что земная кора состоит на 8% из алюминия и является при этом составной частью свыше 270 минералов. (СЛАЙД 10)

Немного расскажу об истории алюминия в России. На берегу реки Воложбы были найдены известняки, которые оказались бокситами. Впоследствии здесь появился первый бокситовый рудник России. В это же время проводились исследования в области электрометаллургии алюминия. Начинали строиться заводы, занимающиеся производством алюминиевых сплавов в небольших количествах. В течение первой половины 20 века стремительно развивалось изучение алюминия, способов его получения. (СЛАЙД 11)

Точной датой рождения промышленности алюминия в России называют 14 мая 1932 года, когда на заводе в Ленинградской области был получен первый слиток алюминия. В советский период истории металлургия стремительно развивалась.

В начале 90х годов произошел экономический спад, который нанес непоправимый удар по промышленности. Произошел распад Советского союза, и как следствие появились проблемы с обеспечением сырьем. Глиноземные заводы оказались за границей, а российские не смогли удовлетворить запрос алюминиевых заводов больше чем на 40%. Естественно, это отразилось на военно-промышленных комплексах и машиностроении. Восстанавливаться металлургическая промышленность начала после середины 90х годов.

За первую 20 века мировое производство алюминия возросло более чем в 250 раз, достигнув в настоящее время почти 5 млн. т; по объему производство алюминия занимает второе место после производства железа.
Работа проходит в группах, каждая группа выбирает задание.
Работа с текстом §, с дополнительным материалом энциклопедиями, справочниками.
Класс делится на 6 групп.

1-я группа. Характеристика алюминия как химического элемента.
Инструкционная карта:
Положение в периодической системе.
Строение атома алюминия.
Степень окисления.
Оксид и гидроксид, их характеристика.
Нахождение в природе.

2-я группа. Характеристика простого вещества алюминия.
Инструкционная карта:
Тип химической связи.
Тип кристаллической решетки.
Физические свойства алюминия.Рассмотрите образцы алюминиевой фольги и проволоки. Несколько раз согните и разогните проволоку. О каком свойстве алюминия позволяют судить эти действия? Поцарапайте поверхностную оксидную пленку на проволоке. Что вы наблюдаете?
Опишите физические свойства алюминия, используя наблюдения по плану
Способы получения.

3-я группа. Нахождение в природе. Получение алюминия.

4-я группа. Химические свойства алюминия.

5-я группа. Амфотерность алюминия.
Инструкционная карта: Повторить технику безопасности!!!
С помощью имеющихся реактивов получите гидроксид алюминия и докажите его амфотерность.
Запишите соответствующие реакции, разберите их с точки зрения ОВР.
Реактивы: хлорид алюминия, гидроксид калия, оксид алюминия, соляная кислота.

6-я группа. Применение алюминия на основе его свойств.

4. Отчет каждой группы перед классом.
Ответы учащихся, контроль ответов учащихся, фиксирование информации в тетради.

5. Закрепление:
I. Правильны ли утверждения? Если нет, дайте правильный ответ или поясните.
1.Металлические свойства алюминия слабее, чем у магния.
2.У алюминия 2 электрона на внешнем электронном слое.
3.Восстановительные свойства алюминия сильнее, чем у бора и кремния.
4.Алюминий s-элемент.
5.Можно пользоваться алюминиевой посудой при хранении щелочей и кислот.
6. Алюминий подвергается коррозии.
7. При комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется.
8.Алюминий – самый распространенный металл земной коры.
9.Алюминотермия – получение алюминия.
10.Алюминий тяжелый, ковкий и пластичный металл.
11.Алюминий проявляет амфотерные химические свойства: может реагировать как с кислотами, так и со щелочами.

6.Составьте уравнения реакций по схеме:
Al2О3Al Al2О3 Al2(SO4)3 Al(OH)3

7. Домашнее задание: § 33, придумать рекламу алюминию.


Категория: Блоги | Добавил: Несказка
Просмотров: 34 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог