Сегодня: 27.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Проектная деятельность на уроках окружающего мира как эффективный способ повышения естественнонаучной грамотности учащихся

СКАЧАТЬ (280.3 Kb) 15.01.2024, 19:29
Андреева Светлана Леонидовна
учитель начальных классов, МБОУ "СОШ №19" города Чебоксары, Чувашской Республики
Аннотация: Данная статья посвящена развитию функциональной грамотности учащихся, которая сегодня является одним из основных показателей качества образования. Основное внимание уделяется вопросу, как через проектную деятельность на уроках окружающего мира можно формировать естественно - научную грамотность школьников.

Ключевые слова: естественно - научная грамотность, проектная деятельность, педагогические компетентности.

Естественно-научная грамотность учащихся – это определенный набор компетентностей, связанных со способностью применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях. Компетентность предполагает не столько наличие у ученика значительного объема знаний и опыта, сколько умение актуализировать накопленные знания и умения, и в нужный момент использовать их в практической деятельности, в новых нестандартных ситуациях. Одним из инструментов для формирования данных компетентностей является проектная деятельность, которая нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества.

Проектная деятельность отлично способствует развитию творческих способностей учащихся, умению проанализировать ситуацию, вычленить проблему и найти оптимальные пути решения в любой, даже нестандартной, ситуации. Данный вид учебной деятельности дает возможность каждому учащемуся проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. Кроме того, проектная деятельность - это такой вид деятельности, который направлен на решение интересной для ученика проблемы. Причем, проблема сформулирована самими учениками в виде цели и соответствующих ей задач. Результат проектной деятельности или, другими словами, найденный способ решения проблемы, имеет практический характер, важное прикладное значение и, что самое главное, интересен и значим для самих начинающих исследователей.

В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса. Выделяют следующие типы проектов: творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т.д.), которые позволяют ребёнку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности; ролевые и игровые проекты, позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать, мир, учиться строить взаимоотношения в нём; ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией; практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость; исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

В 1 классе курса «Окружающий мир» УМК А.А.Плешакова, Е.Н. Крючковой (система «Школа России») предлагается выполнение четырех проектов: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы». Опираясь на такую тематику, можно формировать следующие личностные результаты учеников: осознание себя гражданином через формирование уважительного отношения к своей малой родине; осознание ценности семьи, развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи;
осознание своей новой социальной роли - ученик, развитие мотивов учебной деятельности; формирование личной ответственности за своих питомцев. Причем в первом классе на уроках проектная деятельность учащихся носит подготовительный характер, т.к. ученики ещё не умеют читать и писать, а также не обладают в достаточной мере такими психологическим операциями, как анализ, синтез. Поэтому все проекты носят творческий характер: рисунки, поделки, устные рассказы. Опираясь на помощь родителей, дети учатся изыскивать дополнительную информацию. При этом роль родителей в данной работе очень важна. Проекты в первом классе носят кратковременный характер.

Во втором классе уровень знаний учащихся существенно возрастает, следовательно, расширяется и их возможности при работе над проектами. Умея читать и писать, ребята могут получать информацию не только из устных источников, но и из письменных, проявляя определённую долю самостоятельности при работе над проектом. В 2 классе учащиеся выполняют мини - проекты, работая в группе в течение 1-2 уроков. В классе учатся дети с разными способностями и возможностями, следовательно, необходим дифференцированный подход. Объём проектной работы, её сложность, доля самостоятельности ученика – всё это определяется для каждого ребёнка индивидуально. В учебнике «Окружающий мир» для 2 класса представлены 6 проектов: «Профессии», «В гости к зиме», «Живая природа зимой», «Страны мира», «Впереди лето», «Красота животных».

В третьем классе - шесть проектов: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Тематика проектов помогает достижению важных личностных результатов, в том числе: осознанию себя гражданином через формирование уважительного отношения к Родине и ее защитникам, к своей малой родине; развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе знакомства с биографиями выдающихся людей, отдающих богатства своей души другим людям; развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения в процессе исследований природы и экономики родного края. После выбора темы учащимся предлагается самостоятельно изучить различные источники, найти информацию по заданной теме и подготовить презентацию своего проекта. По сравнению со 2 классом, в 3 классе эти способы оформления больше сориентированы на коллективное обобщение результатов индивидуальной и групповой работы.

В четвертом классе на всех этапах работы, от выбора темы до презентации результатов, дети имеют возможность проявить самостоятельность и творчески использовать приобретенный ранее опыт. Из предложенного списка учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта, который будут выполнять. В дальнейшем каждый ученик выполняет свою проектную работу. Тематика проектов в 4 классе помогает достижению важных личностных результатов, в том числе: осознанию себя гражданином через формирование уважительного отношения к Родине и ее защитникам, к своей малой родине; развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения в процессе исследований природы родного края; развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе знакомства с событиями Великой Отечественной Войны, подвигами наших ветеранов; развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Проектные работы в 4 классе могут выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом. При этом дети работают самостоятельно или в сотрудничестве со взрослыми.

Таким образом, проектная деятельность на уроках окружающего мира ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде. Это ведёт к развитию коммуникативных навыков, создаётся обстановка общей увлечённости. Каждый ученик вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, значит, берёт на себя ответственность за производимое действие.

Проектная деятельность на уроках окружающего мира позволяет учащимся расширить рамки учебника, проследить связь между различными школьными дисциплинами, способствует формированию ключевых естественнонаучных компетенций учащихся.


Категория: Блоги | Добавил: andreevasl
Просмотров: 75 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог