Сегодня: 03.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Задание на развитие естественнонаучной грамотности для обучающихся 10-11 классов. Аутосомно-доминантный тип наследования.

СКАЧАТЬ (436.0 Kb) 19.10.2022, 22:26
Дэр Валентина Павловна
учитель биологии, МБОУ "СОШ им.Г.И.Успенского" д.Сябреницы
Текст задачи.
От осинки не родятся апельсинки.
(народная мудрость)

В генетике выделяют различные типы наследования признаков. Под типом наследования признака обычно понимают наследование той или иной характерной особенности организма в зависимости от того, в аутосомной или половой хромосоме располагается определяющий ее аллель, а также является ли аллель доминантным или рецессивными.

В связи с этим выделяют следующие основные типы наследования: 1) аутосомно-доминантный, 2) аутосомно-рецессивный, 3) сцепленное с полом доминантное наследование и 3) сцепленное с полом рецессивное наследование. Из них отдельно выделяют 4) ограниченный полом аутосомный и 5) голандрический типы наследования. Кроме того, существует 6) митохондриальное наследование.

Рассмотрим особенности первого типа наследования, т. е. аутосомно- доминантного. При аутосомно-доминантном типе наследования признак (болезнь) проявляется, если ген находится в доминантном состоянии. Например (в задачах по медицинской генетике) люди с генотипом Aa, AA - больны (есть доминантный ген A), генотип здорового человека будет записан как - aa.
Примеры болезней, которые наследуются по аутосомно-доминантному типу: синдром Марфана, хорея Хантингтона, нейрофиброматоз I типа. Примеры признаков человека с аутосомно-доминатным типом наследования: карий цвет глаз, праворукость.

На родословной аутосомно-доминантный тип наследования можно узнать по следующим признакам:
Болезнь проявляется в каждом поколении семьи (передача по вертикали)
Здоровые дети больных родителей имеют здоровых детей
Мальчики и девочки болеют одинаково часто
Соотношение больных и здоровых 1:1.

Задание 1.
По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного черным цветоми и объясните свой выбор. Определите генотипы родителей и детей во втором поколении.

 

Задание 2.
Шестипалый мужчина женился на женщине с нормальным количеством пальцев. Определить характер наследования признака и генотипы всех лиц на родословной.



Задание 3.
На юге Африки давно ходили слухи о странном племени «клешненогих» людей. Этим рассказам всегда придавали не больше значения, чем любым другим подобным россказням. Однако, представителей диковинного племени сравнительно недавно удалось найти и даже сфотографировать. Глава семьи, в которой пятеро детей, двое из них - пятипалые, трое - двупалые, Мхахлани Малисе рассказал:«Когда я был маленьким, я даже не подозревал, что во мне есть что-то необычное. Моя мать тоже была двупалой и многие мои сородичи по племени. Мне казалось, что у всех людей может быть на ногах либо по два, либо по пять пальцев, как, скажем, у одних животных есть рога, а у других их нет. Никаких неприятностей мои ноги мне не доставляют. Те, у кого по пять пальцев на ногах, ходят ничуть не лучше меня; всю жизнь я чувствовал себя очень сильным и ещё не так давно регулярно ходил пешком до Франсистауна и назад. Среди моих друзей было много подобных мне самому, и никогда в нашем племени двупалые не считались особыми людьми. Насколько я помню, в то время у нас в деревне было человек пятьдесят двупалых». Мхахлани Малисе, перебравшись в Ботсвану, женился здесь на местной пятипалой девушке, она родила ему пятерых детей. Первые двое были вполне обычные дети, у последующих троих оказалась клешневидная ступня.

 

В медицине такой признак называется эктродактилия. В мире он встречается у 1 младенца из 90 тысяч новорожденных. Составьте схему наследования признака в семье Мхахлани Малисе. Предположите причину устойчивости мутации в данном племени.

Задание 4.
В браке женщины с большими глазами и прямым носом и мужчины с маленькими глазами и римским носом родились четверо детей, половина из которых имела большие глаза и половина - римский нос. Определите генотип матери, если большие глаза (А) и римский нос (В) – доминантные признаки. 1)Ааbb 2)AaBB 3)AABB 4)AaBb

Лист ответов.
Задание1. Деятельность. Открытый ответ.
Если признак встречается не в каждом поколении, то он рецессивный. Он не может быть сцеплен с Х-хромосомой, т.к. признак не был проявлен у отца больной женщины. Следовательно, этот признак аутосомный рецессивный.

Генотипы родоначальников Аа х Аа.
Генотип больной женщины аа, ее брата – АА или Аа.
Поскольку у потомства второго поколения этот признак не проявился, то муж больной женщины АА, все их дети Аа.

Оценивание. Правильное объяснение типа наследования -1б. Определены генотипы всех указанных лиц — по одному баллу за каждый правильно определённый генотип.

Задание2. Деятельность . Открытый ответ .
Аутосомно-доминантный тип наследования.
Ген полидактилии доминирует.
Все больные гетерозиготны.
все здоровые люди гомозиготны по рецессивному признаку.
Есть все элементы ответа. По одному баллу за каждый элемент.

Задание3. Деятельность. Анализ текста и составление родословной по нему. Высказывание аргументированного предположения сохранения данного признака в племени.

Составлена родословная, из которой видно, что генотип Мхахлани Малисе Аа, его жена аа. Дети гетерозиготные двупалые и рецессивные гомозиготные пятипалые. Расщепление признака в соотношении 1:1. Признак двупалости является доминантным. Выдвинуто предположение о том, что эта мутация вряд ли исчезнет в результате естественного отбора, так как не делает человека ущербным. (И это так: сапади - великолепные бегуны, они лазают по деревьям как обезьяны, перепрыгивая с одного дерева на другое. Иногда члены племени не слезают с деревьев по нескольку дней, собирая плоды, листья и личинки насекомых ). Одной из причин такой мутации могут быть близкородственные браки внутри племени.

Задание 4. Деятельность. Анализ условия задачи:
 тип скрещивания - дигибридное (две пары признаков);
 тип задачи - обратная (даны фенотипы родителей, расщепление среди потомков, определить генотип матери);
 тип наследования – независимое (отсутствуют указания на другие типы наследования)
 тип взаимодействия генов – полное доминирование (есть информация в условии задачи);
 закономерность – III закон Менделя
Дано: А – большие глаза а – маленькие глаза В – римский нос в - прямой нос Р ♀ большие глаза, прямой нос × ♂ маленькие глаза, римский нос F1 - 4, большие глаза и римский нос -
2 Решение: Р ♀ А- bb × ♂ ааВ-
бол. пр. мал. Рим.
Расщепление в потомстве по первому признаку 1:1, генотип ♂ аа → генотип ♀ Аа. Расщепление в потомстве по второму признаку 1:1, генотип ♀ bb → генотип ♂ Bb. Р ♀ Аa bb × ♂ ааВb бол. пр. мал. Рим.
Ответ: генотип матери Ааbb


Категория: Блоги | Добавил: ValentinaDer
Просмотров: 285 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 03.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог