Сегодня: 02.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Развитие познавательной инициативы у детей с ТНР 6 года жизни через формирование представлений о малой Родине

СКАЧАТЬ (23.7 Kb) 17.02.2023, 21:03
Мотоусова О.В., Сенникова Н.А.
воспитатель, учитель-логопед, МАДОУ Детский сад "Росинка", детский сад №6 "Дельфин"
Мотоусова Ольга Владимировна, Сенникова Наталия Анатольевна

Воспитание любви к Родине, чувства долга перед своим Отечеством, перед своим народом, перед своими близкими, формирование гражданской позиции всегда было, есть и будет актуальнейшей темой.

Сегодня в свете политических событий это направление становится особенно значимым. А закладываться такие важнейшие ценности должны с самого раннего детства, когда ребенок так восприимчив, отзывчив, любознателен.

Перед нами, педагогами группы для детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи, встала задача: как органично и ёмко реализовывать направление «Патриотическое воспитание» не эпизодично, а наполняя им весь коррекционно-образовательный процесс.

У ребенка чувство Родины начинается с его ближайшего окружения:с родной природы, с родных и близких людей, с которыми он ежедневно общается, взаимодействует, с родного города, с дороги от дома до детского сада, с игрушек, книжек и картинок.

Поэтому так важно, в первую очередь, правильно организовать развивающую предметно-пространственную среду,которая должна учитывать склонности, интересы, уровень развития и активности каждого ребенка, способствовать поддержке детской инициативы, самостоятельности, воспитанию нравственных ценностей.

Понятие "среда" буквально означает "середина" – то, что занимает промежуточное положение между объектами образовательных отношений и является посредником между ними. В предметно-пространственной среде нашей группы педагогами созданы условия для самостоятельного получения ребенком опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми, материальными объектами, для моделирования различных социальных ситуаций и отношений.
В этом году в нашу группу набраны из разных детских садов дети 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи, то есть дети с особыми образовательными потребностями. У ребят снижены социально-коммуникативные, а значит, познавательные и нравственные возможности, инициативность и самостоятельность, отмечается яркое проявление разных темпов развития. Поэтому, обогащая развивающую предметно-пространственную среду с учетом создания условий для нравственного и патриотического воспитания, мы ставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающие нравственное развитие дошкольников, учитывая индивидуальные особенности, потребности, возможности и интересы ребенка.
2. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду, подобрав материалы, оборудование, игры патриотической направленности.
3. Способствовать сотрудничеству детей и взрослых (педагогов и родителей).
4. Повышать профессиональную компетентность педагогов.

Исходя из данных задач, мы постарались каждый из центров активностей группы обогатить предметами, игрушками, дидактическими материалами и играми, связанными с историей, традициями, культурой, природой нашей страны и родного края – Урала.

Что нового мы внесли в развивающую предметно-пространственную среду по нравственно-патриотическому воспитанию?

Работа по обогащению среды велась по нескольким направлениям:«Моя Родина – Россия», «Мой город», «Моя семья», «Мой детский сад».

Замечательной традицией нашей группы стала преемственность между выпускниками и вновь набранными детьми. В этом году ребята, ушедшие в первый класс, оставили на память малышам созданные совместно всеми участниками образовательных отношений – детьми, родителями и педагогами – тематические альбомы, лэпбуки, макеты, книжки-самоделки на разную тематику: «Мой Урал», «Улицы моего города», «Моя семья», «Наш детский сад», «Моя любимая книга». В альбомах собраны фотографии, детские рисунки, самодельные планы улиц, детского сада, группы, рассказы и даже стихи маленьких поэтов!
Пройдет время – и эта коллекция пополнится новыми идеями, играми, шедеврами, авторами которых станут подрастающие воспитанники. Уже сейчас вместе с ними мы рисуем, лепим, поём, фантазируем.

Наши мамы смастерили кукол-мотанок, кукол-закруток, кукол в национальных костюмах, обереги. В театральном уголке появились созданные заботливыми руками мам и бабушек куклы к русским народным сказкам: куклы-перчатки – к сказке «Репка», куклы би-ба-бо – к сказке «Колобок»,сшитые и связанные куклы – к сказке «Теремок».

И оказалось, что только сейчас большинство ребят, пришедших в речевую группу в этом году, впервые услышали такие известные и любимые всеми истории! Только сейчас мамы сделали открытие, что русские народные стишки, потешки и прибаутки забавны, мудры, ритмичны, легко запоминаются и так нравятся их детям!

В этом году наша библиотечка снова пополнилась красочными книгами с народными и авторскими сказками, потешками, прибаутками, стихами. Дети еще маленькие, поэтому всем по душе пришлись маленькие книжки-самоделки из дидактического пособия Т.Н.Дороновой, С.Г. Доронова «Детский календарь».

Для развития интереса к книге и словотворчеству в группе была создана книжка-самоделка «Моя дружная семья», оформленная с помощью, семейных фотографий,картинок из «Детского календаря», хранящая в себе рассказы детей о своей семье, придуманные совместно со взрослыми.

Обогащать словарный запас, развивать простую фразу и небольшой диалог у детей с речевыми нарушениями, а также знакомиться с природой, бытом, традициями родной страны помогают настольно-печатные игры, изготовленные из материалов дидактического пособия «Детский календарь». Из одних и тех же картинок мы вместе с родителями создали разные виды игр: «Лото», «Домино», «Парные картинки», «Ходилки-бродилки». На совместных детско-родительских игротеках взрослые и дети знакомятся с новыми вариантами игр, а затем получают возможность поиграть дома всей семьей с одними и теми же картинками по-разному, что способствует повышению интереса и детей, и родителей к дружным семейным играм, а также к «Детскому календарю».

Подборка дидактического материала и игр «Приключения русской матрёшки» включила в себя интересные и увлекательные задания, способствующие развитию познавательной инициативы, психических процессов, межполушарного взаимодействия.

С целью накопления, обобщения и оречевления информации о Родине, семье, окружающем мире в группе детьми, педагогами и родителями были созданы лэпбуки (тематические папки с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению, обыгрывать и т.д.) по темам: «Моя семья», «Здравствуй, детский сад «Дельфин!», «Мы живем в России!», «Космос», «Времена года».

Постепенно заполняя папку, дети совместно со сверстниками и взрослыми получают возможность выполнять увлекательные задания, проводить наблюдения, изучать, анализировать, систематизировать найденный материал. Рассматривание папки в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы, которые выбираются исходя из потребностей и интересов детей.

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной деятельности в детском саду.

На мастер-классе по декоративно-прикладному искусству мы совместно с детьми и их бабушками изготовили подносы из папье-маше по нижнетагильским мотивам.

В развивающей предметно-пространственной среде группы активно работают такие пособия как «Природный календарь», «Река времени» и «Календарь событий», которые помогают планировать и фиксировать различные виды детской деятельности, природные явления своего края и значимые события в жизни группы, детского сада и всей страны.

Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей внутри созданной развивающей среды по нравственно- патриотическому воспитанию, мы можем отметить следующие факты:
- положительный эмоциональный настрой детей в группе;
- дружелюбие, отсутствие конфликтов среди детей;
- стремление детей к общению и совместной деятельности;
- наличие продуктов детской деятельности;
- положительную динамику развития детей;
- невысокий уровень шума.

Мы отмечаем повышение и у детей, и у родителей интереса к литературным произведениям и произведениям русского народного творчества, к родной природе, к истории страны семейным традициям и ценностям; наблюдаем развитие навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, активное включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.

Список используемой литературы:
1. Веннецкая О.Е., Доронов С.Г., Доронова Т.Н. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования "Миры детства". М. 2014.
2.Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. М.: АРКТИ, 2005.
3. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида -СПб: "КАРО", 2007.
4. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальной адаптации. М., 2002.
5. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-синтез, 2006
6. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. М.: ЗАО "Элти-Кудиц", 2003.


Категория: Блоги | Добавил: motousova
Просмотров: 230 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог