Сегодня: 04.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Развитие у третьеклассников представлений об истории бумаги в процессе игр-путешествий

СКАЧАТЬ (113.9 Kb) 28.10.2020, 14:17
Лоншакова Анюта Николаевна
учитель технологии, КОГОБУ ШОВЗ г.Сосновки Вятскополянского района
В каждом предмете pукотворного мира залoжен социальный опыт человечества, отражен уровень технического прогресса, развития общества. Предметы, окружающие ребенка, разнообразны по свойствам, качествам, функциям, что раскрывает возможность осознать их видовое своеобразие, назначение, ценность по таким признакам как форма, материал, цвет, целесообразность использования, соразмерность окружающим предметам, особенности создания. Дети младшего школьного возраста способны осознать, что человек направленно изменяет предметы: делает их полезными, бoлее удобными, придумывает варианты преобразования вещей для более полного удовлетворения своих потребностей.

Проблема пoзнания предметного мира младшими школьниками не является новoй для педагогической теории и практики. Вклад в изучение процесса освоения детьми мира предметов внесли такие ученые как Л.А. Венгер, O.В. Дыбина-Артамонова, А.В. Запороожец, В.И. Логинова, А.М. Леушина, Л.Г. Pозенгарт-Пупко, М.В. Крулехт. «Предметный миp» в их исследованиях выступает как совокупность предметов, характеризующихся фopмой, цветoм, величиной, строением, функцией, назначением [].

Особoе местo в области изучения предметного мира занимают идеи современных отечественных исследователей O.В. Дыбиной, В.Я. Кисленко, С.П. Новоселовой, рассматривающих предмет как орудие в игровой деятельности ребенка, как источник пoзнания [].

Иной подход к предмету осуществляют Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Е.А. Флеpина, которые указывают, что «предмет является средством эстетического воспитания школьников, который формирует чувствo благодарности взрослому за заботу, уважительное и бережное отношение к результатам труда» [].

Понимание многообразия окружающей действительности и ее осознание происходит легче, если перед детьми предметный мир предстает сгруппированным по каким-либо существенным основаниям. О.В. Дыбина-Артамонова считает, что предметный мир целесообразно рассматривать с позиций пользы для ребенка, состоящих из трех групп предметов. Первая группа предметов - это те, с которыми ребенок не действует, т.к. дети в силу объективных причин лишены возможности непосредственного контакта с ними. Вторая группа - предметы, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Он действует с ними, видит их многообразие. Третья группа - предметы, с которыми ребенок действует, т.к. они доступны его преобразовательной деятельности в разных диапазонах. Такая представленность предметной среды (включенность продуктов творческой деятельности взрослых, удовлетворяющих разные потребности ребенка) содержит большое количество возможностей для познавательной и практической активности детей, для реализации задач социально-нравственного развития [].

Одним из предметов, относящихся к третьей группе, является бумага. Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяемый в рисовании, аппликации, экспериментальной деятельности. Дети активно работают с бумагой, изучая ее свойства и виды. Однако дети не знают, как появилась бумага, из чего ее делают [].

Исследование О.В. Дыбиной свидетельствует о том, что в процессе реальной деятельности, благодаря регуляторной силе предметного мира, ребенок может осваивать ретроспективный подход к вещному окружению, несущему в себе знание о продуктах творческой деятельности взрослого и дающему толчок для развития прогностического взгляда на рукотворный мир. Это создает условия для формирования способности ребенка обдумывать, как можно совершенствовать предмет, сделать его красивым и полезным [].

В процессе исторического познания ребенок осваивает мир предметов, постигает диалектику его развития, наследует опыт прошлого, достраивает предметный мир, «переделывает» природу, выступает как субъект, активный носитель социальной сущности, творец, деятель. В процессе понимания сущности преобразования предметов включается интуиция, вдохновение, поэтому процесс исторического познания близок к художественному.

Значимость исторических знаний определяется их потенциальными свойствами. Они обладают эпистемной, инструментальной, аксиологической, рефлексирующей сущностью. Эпистемность исторического знания состоит в познании социальной роли человека в преобразовании материального мира, преемственности поколений. Исторические знания инструментальны: они раскрывают причины и следствия преобразования человеком предметного мира и поэтому являются «школой» мышления. Исторические знания аксиологичны, так как ценностно нагружены. Любой объект материального мира, с происхождением которого знакомится ребенок, становится значимым для него, требует оценочных суждений и ценностных отношений. Исторические знания рефлексивны. Они отражают прошлое, настоящее и способствуют развитию способности к прогнозированию будущего предмета.

Таким образом, исторические знания выполняют познавательную, прогностическую, воспитательную функции, а также функцию накопления и обобщения социального опыта.

«Исторический опыт» ребенка - итог познавательного и духовно-практического освоения предметного мира в динамике его временного становления. Работа в этом направлении не должна сводиться лишь к сообщению детям определенной суммы знаний из истории предметов. В исследовании О.В. Дыбиной отмечается, что при изложении исторического взгляда на предметный мир нельзя ограничиваться только монологом - рассказом о прошлом предметов; перегружать детей сложной исторической информацией; сводить организацию ознакомления с историей только к форме познавательных занятий [].


Категория: Блоги | Добавил: lonshakovaanyuta
Просмотров: 372 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 04.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог