Сегодня: 02.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Рекомендации по реализации адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психическ

СКАЧАТЬ (192.0 Kb) 01.11.2021, 11:37
Климентьева Екатерина Сергеевна
учитель начальных классов, ГОБОУ "Центр психолого - педагогической реабилитации и коррекции"
Цель реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной задачей современного общества, значимость которой повышается в связи с увеличением числа детей с проблемами в психофизическом развитии. Большая часть детей получают образование в коррекционных классах при общеобразовательных организациях и в общеобразовательных классах. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»(№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.) комплексно регулирует отношения в сфере образования, в том числе образования лиц с ОВЗ, отдает приоритет инклюзивному образованию, ориентирует на разные образовательные потребности и устанавливает особенности организации образовательного процесса и индивидуальный подход к обучению каждого ребенка.

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее АООП НОО ЗПР) направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями;овладение учебной деятельностью.

Принципы и подходы к формированию АООП НОО ЗПР
В основу разработки АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с задержкой психического развития возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с задержкой психического развития младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки АООП начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу формирования адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития положены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;
- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.

Общая характеристика адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Обучаясь по адаптированной основной образовательной программе начального
общего образования, обучающийся с задержкой психического развития получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки.

Сроки получения начального общего образования обучающимися с задержкой психического развития пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и определяются Стандартом. Нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития составляет 4 года: 1-4 классы. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. АООП начального общего образования обучающихся с ЗПР создается на основе Стандарта и при необходимости индивидуализируется. АООП НОО для детей с ЗПР реализуется на основании рекомендаций территориальной ПМПК, сформулированных по результатам комплексного обследования ребёнка, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и оформляется приказом директора школы.

Психолого — педагогическая характеристика учащихся с задержкой психического развития.
Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).Категория обучающихся с задержкой психического развития – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений —от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребенка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффектировано-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихсяс ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников. Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования могут быть представлены следующим образом. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях(замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.

Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ограниченными возможностями, так и специфические.

К общим потребностям относятся:
- выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
- обязательность непрерывности коррекционный-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

Для обучающихся с задержкой психического развития, осваивающих адаптированную основную образовательную программу начального общего образования, характерны следующие специфические образовательные потребности:
- увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования до 5 лет;
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического развития;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной образовательной программы начального общего образования оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования, созданной на основе Стандарта, обеспечивает достижение обучающимися с задержкой психического развития трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) овладение социально - бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
9) способность к осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования, должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование элементарных знаково - символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач;
6) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) формирование умений работы с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;
8) использование различных способов поиска, сбора, обработки информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов доступных по содержанию и объему художественных текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической деятельности и доступном вербальном материале на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
11) готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение;
12) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания образовательных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
Филология

Русский язык:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными средствами с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Литературное чтение:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
3) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
4) понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
5) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
6) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
7) формирование потребности в систематическом чтении;
8) выбор с помощью взрослого интересующей литературы.

Математика:
1) использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мыщления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно — познавательных и учебно — практических задач;
4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьезберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.

Основы религиозных культур и светской этики
Основы религиозных культур и светской этики:
1) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
2) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
3) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
4) осознание ценности человеческой жизни.

Искусство
Изобразительное искусство:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;
3) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, дизайна и др.);
4) умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;
5) овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.

Музыка:
1) формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических суждений;
3) развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;
4) формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
5) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Технология
Технология:

1) формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
2) формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
3) формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.)
4) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
5) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач.

Физическая культура
Физическая культура:

1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития, повышения работоспособности.
2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
3) формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования.

Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования призвана решить следующие задачи:
- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий;
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
- предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;
- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития жизненной компетенции.

Результаты достижений обучающихся с ЗПР в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях.
В процессе оценки достижения планируемых личностных, метапредметных и
предметных результатов должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)

РЕАЛИЗАЦИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
1. Учебный план.
Содержание начального общего образования обучающихся с ЗПР реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционно-развивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Образовательная организация самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность, экскурсии и т. д.).

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. В 1 классах в соответствии с санитарно гигиеническими требованиями эта часть отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть использовано:
- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии;
- на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например: элементарная компьютерная грамотность и др.);
- на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (например: история и культура родного края и др.).

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно - гигиеническими требованиями.

В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит внеурочная деятельность.

Коррекционно-развивающее направление, согласно требованиям ФГОС, является обязательным и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедические и психокоррекционные занятия) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме.

Выбор остальных направлений внеурочной деятельности определяется образовательной организацией.

2. Кадровые условия.
Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение обучающегося с ЗПР в системе школьного образования.

В штат специалистов, реализующей адаптированную образовательную программу начального общего образования обучающихся с ЗПР входят учителя начальных классов, имеющие высшее специальное образование для работы с детьми с особыми образовательными потребностями: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи.

Возможны сетевые формы реализации образовательных программ с привлечением специалистов (педагогов, медицинских работников) других организаций к работе с обучающимися с ЗПР для удовлетворения их особых образовательных потребностей.
Требования к трудовым функциям педагогических работников (обще педагогической (обучение), воспитательной и развивающей деятельности) определены Стандартом профессиональной деятельности педагога.

3. Материально — технические условия.
Материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с
задержкой психического развития должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям.

Организация пространства:
- наличие доступного пространства, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники;
- удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке, режиме функционирования организации, расписании уроков, изменениях в режиме обучения, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д.

Организация рабочего места ребенка с ЗПР:
- обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания педагогов.

Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным электронным приложениям, компьютерным инструментам обучения:
- использование базовых учебников для свертников без ограничения здоровья;
- специальные приложения и дидактические материалы (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочие тетради и пр. на бумажных и (или) электронных носителях.

V. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Содержательный раздел включает следующие программы, ориентиованные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
- Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно — развивающей области и курсов внеурочной деятельности;
- Программу формирования УУД у учащихся ( в зависимости от варианта АООП НОО);
- Программу духовно — нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении АООП ( в зависимости от варианта АООП);
- Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- Программу коррекионной работы;
- Программу внеурочной деятельности.

В Государственном областном бюджетном образовательном учреждении
Центр инклюзивного образования г. Великий Новгород обучаются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Часто у учащихся наблюдаются сочетанные нарушения, что диктует поиск новых гибких подходов к обучению.

Фрагмент тематического планирования позволит увидеть реализацию АООП и адаптацию учебного материала в соответствии с психофизиологическими особенностями учащихся класса.

Контингент класса условно можно разделить на следующие группы по наличию сходных психофизических особенностей:
I группа. - дети с нарушением опорно — двигательного аппарата

II группа — дети с задержкой психического развития (ЗПР)

III группа — дети с нарушением опорно — двигательного аппарата и задержкой психического развития (ЗПР)

VI группа — дети с ЗПР и нарушением зрения

V группа — дети с ЗПР и нарушением речи

Содержание учебного материала дифференцируется с учетом психофизиологических групп учащихся. Выделяются темы, разделы, требующие адаптации.

Группы детей (по категориям с учетом
образовательных возможностей учащихся)
Психофизические особенности учащихся каждой группы
Предполагаемые трудности при изучении учебного материала.
Программный материал, требующий адаптации.

В тематическом планировании указываем вид дифференциации и адаптации с учетом образовательных потребностей.
№ Тема, количество часов Планируемые результаты Адаптация учебного материала (дифференциация с учетом образовательных потребностей)
Предметные Метапредметные
I четверть — 35 часов
1 Числа от 1 до 100. Нумерация - 19 часов
Повторение пройденного в 1 классе. Числа от 1 до 20. Научатся работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями;
вспомнят, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20; решать задачи. 1) регулятивные –
формулировать задачи урока;
2) познавательные –
использовать общие приёмы решения задач;
3)коммуникативные -
формулировать собственное мнение и позицию Группа №1(ОДА)
- по объему (отбор содержания)

Группа №3(ЗПР+ОДА)
- задания на состав числа (карточка)

Группа № 2-4 (зрение + ЗПР)
состав числа + работа у доски

2 Числа от 1 до 20. Научатся работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями;
вспомнят, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20; решать задачи. 1) регулятивные –
формулировать задачи урока;
2) познавательные –
использовать общие приёмы решения задач;
3)коммуникативные -
формулировать собственное мнение и позицию
Группа №1(ОДА)
- карточка, матем. тест

Группа №3(ЗПР+ОДА)
- задание на знание компонентов сложения и вычитания

Группа №2, 4(зрение + ЗПР)
- состав числа, увеличение шрифта

3 Числа от 1 до 20. Научатся повторять пройденный материал по теме «Сложение и вычитание в пределах 20»; покажут умение решать задачи, проговаривая пошаговые действия.
1) регулятивные –
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
2) познавательные –
выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
3) коммуникативные-
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве Группа №1(ОДА)
- карточка матем. тренажер вычислит. действия

Группа №3(ЗПР+ОДА)
- матем. тренажер
Группа №2, 4(зрение + ЗПР)
- увелич. шрифт, уменьш. объем

4 Десятки.
Счёт десятками до 100. Научатся считать
десятки как простые единицы;
называть круглые числа. 1) регулятивные –
формулировать задачи урока;
2) познавательные –
обработка информации, установление аналогий;
3)коммуникативные -
проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач

Группа №2(ЗПР+ОДА)
- состав числа

Группа №2,4(зрение + ЗПР)
- матем. тренажер, напр. помощь

Группа №5 (речь +ЗПР)
- многократное повторение названий круглых десятков
5 Числа от 11 до 100. Образование чисел. Научатся считать десятки и единицы;
называть числа; выполнять арифметические действия с числами. 1) регулятивные –
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
2) познавательные –
выбирать наиболее эффективные способы достижения результата;
3)коммуникативные -
предлагать помощь и сотрудничество. Группа №1(ОДА)
- матем. тренажер

Группа №2,3(ЗПР+ОДА)
- матем. тренажер, использование таблицы названия чисел

Группа №4, 5(зрение + ЗПР)
- матем. тренажер, напр. помощь, использование таблицы названия чисел

6 Числа от 11 до 100.
Поместное значение цифр. Математический диктант № 1. Научатся считать десятки и единицы;
называть числа;
сравнивать именованные числа. 1) регулятивные –
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
2) познавательные –
выбирать наиболее эффективные способы достижения результата; использовать знаково-символические средства;
3)коммуникативные -
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Группа №1(ОДА)
- уменьшенный объем матем. диктанта

Группа №2, 4(зрение + ЗПР)
- увелич. шрифт, уменьш. объем

7 Однозначные и двузначные числа. Научатся записывать и сравнивать
однозначные и двузначные числа; выполнять арифметические действия с числами;
решать и записывать задачи, рассуждать. 1) регулятивные –
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
2) познавательные –
использовать знаково-символические средства;
3)коммуникативные -
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь Группа №1(ОДА)
- карточка «Какое число пропущено?»

Группа №3(ЗПР+ОДА)
- матем. тренажер «Расставь числа», «Вставь пропущенное число»

Группа №2,4(зрение + ЗПР)
- матем. тренажер, напр. помощь

Группа №5 (зрение +ЗПР)
- инд. работа у доски
8 Единицы измерения длины -миллиметр. Научатся пользоваться новой единицей измерения при черчении и измерении отрезков; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке. 1) регулятивные –
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
2) познавательные –
использовать общие приёмы решения задач;
3)коммуникативные -
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве Группа №1(ОДА)
- тренировочные упр. в измерении длины

Группа №2,4(зрение + ЗПР)
- выделение цветом, вспомог. раздаточный материал

9 Миллиметр. Закрепление пройденного материала. Научатся пользоваться новой единицей измерения при черчении и измерении отрезков;
преобразовывать более мелкие единицы измерения длины в более крупные. 1) регулятивные –
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
2) познавательные –
создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
3)коммуникативные -
слушать собеседника и вести диалог. Группа №1(ОДА)
- тренировочные упр. В измерении длины

Группа №3(ЗПР+ОДА)
- упр. в преобразовании величин

Группа №2,4(зрение + ЗПР)
- диф-ция по уровню сложности и объему


10 Проверочная работа по теме «Числа от 20 до 100. Нумерация» Научатся работать самостоятельно; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить. 1) регулятивные –
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
2) познавательные –
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
3)коммуникативные -
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Группа №2,4(зрение + ЗПР)
- диф-ция по уровню сложности и объему

11 Работа над ошибками.
Наименьшее трёхзначное число. Сотня. Научатся группировать и исправлять свои ошибки, анализировать свои действия 1) регулятивные –
вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
2) познавательные –
устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем;
3)коммуникативные –
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве.
Группа №1 — 5
диф-ция по объему

12 Метр.
Таблица мер длины. Научатся пользоваться новой единицей измерения; выполнять задания практического характера;
преобразовывать одни единицы измерения в другие. 1) регулятивные –
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
2) познавательные –
анализировать информацию, ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
3)коммуникативные –
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Группа №1(ОДА)
- тренировочные упр. в измерении длины

Группа №3,5(ЗПР+ОДА)
- упр. в преобразовании величин

Группа №2,4(зрение + ЗПР)
- инд. подход в выполнении заданий

13 Сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 – 30, 35 – 5. Научатся составлять числа из десятков и единиц и называть состав данных чисел; выполнять сложение и вычитание вида
30 + 5, 35 – 5,
35 – 30. 1) регулятивные –
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
2) познавательные –
ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
3)коммуникативные –
слушать собеседника и вести диалог. Группа №1 — 5
- задания на состав числа: диф-ция по объему, времени и уровню сложности

14 Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. Научатся заменять
двузначное число суммой разрядных слагаемых; вычитать из двузначного числа десятки или единицы. 1) регулятивные –
составлять план и последовательность действий;
2) познавательные –
выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
3)коммуникативные –
строить понятные для партнёра высказывания; строить монологическое высказывание. Группа №1 — 5
- задания на состав числа: диф-ция по объему, времени и уровню сложности


15 Единицы стоимости. Рубль. Копейка. Научатся соотносить копейку и рубль; выражать стоимость в рублях и копейках. 1) регулятивные –
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
2) познавательные –
анализировать информацию, ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
3)коммуникативные –
формулировать собственное мнение и позицию. Группа №1 - 3(ОДА)
- действия с величинами

Группа №2,4(зрение + ЗПР)
- наглядн. материал, напр. помощь учителя

Группа №5 (зрение +ЗПР)
- инд. работа у

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Образование обучающихся с ЗПР предполагает ту или иную форму и долю обязательной социальной интеграции обучающихся, что требует обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов массового и специального образования. Предусматривается для тех и других специалистов возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Также предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей.
Таким образом, адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»(№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.)
2. Калашникова С. А. О проектировании адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / С. А. Калашникова // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 786-790.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (проект)


Категория: Блоги | Добавил: ekaterinaklimenteva
Просмотров: 235 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог