Сегодня: 02.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Система работы по формированию коммуникативных умений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности

СКАЧАТЬ (93.6 Kb) 19.12.2021, 11:08
Галкина Оксана Владимировна
заместитель директора по воспитательной работе, учитель, ГКОУ ВО "Мстерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат"
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VIII ВИДА.
 
Исследования по проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью проводилось на базе ГКОУ ВО «Мстерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школы-интернат».

В эксперименте участвовало 14 воспитанников: 3 девочки и 11 мальчиков. Возраст испытуемых на момент исследования от 7 до 9 лет.

С целью выявления особенностей коммуникативных умений у детей с интеллектуальной недостаточностью, проявляемых в сфере контактов с другими членами коллектива, было предпринято наблюдение за коммуникативно-речевым поведением детей в условиях совместной деятельности, при организации диалога и во время их самостоятельной, игровой, трудовой, учебной деятельности с регистрацией всех проявлений коммуникативной активности.

Для фиксации и анализа формируемых у детей умений был использован комплекс психолого – педагогических методик, в который вошли:
• методика определения самооценки детей “ЛЕСЕНКА”;
• методика определения коммуникативной готовности детей «анализ процесса и продукта деятельности»;
• методика "Рукавички" (Г.А. Цукерман).

Выбор этих методик обусловлен следующими причинами:
• показательность,
• простота исполнения,
• наличие игрового мотива (обследование непродолжительно по времени, в результате сохраняется устойчивое внимание и интерес на протяжении всего теста),
• доступность организации позволяет увидеть каждого ребенка в работе (подгрупповой и индивидуальной).

Согласно определению, данному в психологическом словаре, самооценка толкуется как "оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей". И далее: "От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам".

Низкая самооценка - это психологический комплекс неудачника. Первая фраза по поводу любой ошибки или неудачи у людей с низкой самооценкой - "Ну что я мог поделать?" С внешней стороны таких людей обычно выдает беспричинная суетливость, стремление спрятаться за спину других, неуверенность в себе и растерянность, а то и паника при любых неожиданностях.

Для того, чтобы определить насколько свободно ребенок общается с окружающими его людьми, можно использовать тест «ЛЕСЕНКА», который помогает выявить уровень самооценки у ребенка. Это важно, так как чем выше самооценка у детей, тем более непринужденно и раскрепощено дети общаются между собой и с взрослыми. Ведь положение детей в игре неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие в роли ведомых. В связи с этим предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру. А на это способны лишь уверенные в себе дети. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников, что повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться.

Опросные листы представляют собой лесенку, которая нарисована на листе бумаги и состоит из десяти ступенек. Данный материал был роздан детям на одном из занятий. Дети выполняли задание с интересом.

Инструкция к проведению теста «ЛЕСЕНКА»:
Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек.

Ребенку дается следующая инструкция:
- Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете - самые умные, красивые и т.д., у них все получается, их любят родители, ими не нахвалятся учителя. А на самой нижней ступеньке те, кто прогуливает школу, плохо учится, не может ни в чем добиться успеха, не слушает родителей. Все остальные дети расположились на других ступеньках между этими крайностями. Одни выше, другие ниже.
Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. Далее спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку.
Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.
Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).
А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

После проведения теста «ЛЕСЕНКА», выявлено:
 завышенный уровень самооценки показали – 2 (14,3 wacko человека, эти дети активно общаются с другими детьми, однако иногда они вступают в конфликтные ситуации с некоторыми своими сверстниками;
 заниженный уровень самооценки – 3 (21,4 wacko человека, они чаще пассивны, играют в одиночестве, не охотно идут на контакт с другими ребятами, однако воспитатели стараются принимать меры для того чтобы эти дети вливались в коллектив;
 средний уровень самооценки – 9 (64,3 wacko человек, за этими детьми наблюдается активное участие в общении с другими, они стараются не конфликтовать, ведут себя умеренно спокойно, но не пассивно.
Отсюда следует вывод, что, у большинства детей выявлен средний уровень самооценки.

Также оценить уровень коммуникации можно с помощью метода «Психологического анализа процесса и продукта деятельности», который позволяет проследить за течением, последовательностью выполнения той или иной деятельности (игровой, учебной, трудовой), раскрыть психологические закономерности определенных этапов процесса деятельности.
Примером такого исследования может быть изучение процесса и продукта изображения в рисовании, который был разработан психологом Е.И. Игнатьевым.

Анализ продуктов деятельности человека позволяет проследить особенности многих процессов, свойств, характерных для психики конкретной личности. Так анализ, сравнение рисунков детей дошкольников дает возможность выявить особенности взаимоотношений между детьми, определить уровень развития творческого воображения, развитие коммуникативных навыков, и многое другое.

Данный метод подразумевает анализ любого процесса и продукта деятельности. В данном случае мы используем детские рисунки, которые являются творческим продуктом и показывают проекцию личности ребенка и символическое отношение его к окружающему миру.
Методика проведения: детей попросили выполнить рисунки на свободную тему. Дети охотно выполняли.

Оценка проведения методики: Для тех детей, у которых коммуникативные способности были активизированы, на рисунках характерным было наличие большого количества персонажей и в целом доброе настроение. Такие результаты показали небольшое количество детей, их рисунки были интересны, красочны. Для детей, у которых коммуникативные умения были не активизированы, персонажи рисунков были немногочисленны и иногда агрессивны, цветовая гамма была скудной, чаще всего такие рисунки не несли смысловой нагрузки, таких детей 9. Следовательно многие дети малообщительны, с трудом воспринимают окружающий их мир.

Методика "Рукавички" (Г.А. Цукерман) предназначена для выявления уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

На основании данных проведенной диагностики выявлено:
- средний уровень сформированности 14,3% (2 чел.) – сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия;
- низкий уровень 85,7 % (12 чел.) – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.

При повторном проведении диагностики выяснилось, что специально организованные и систематически проводимые занятия способствуют повышению уровня коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.

В ходе занятий в кружках было преодолено негативное отношение друг другу. Дети стали более дружелюбно относиться друг другу, педагогам. Стабилизировался психоэмоциональный фон. Дети научились выражать на лице адекватную эмоциональную реакцию без слов, т.е. мимикой. Внимание детей стало более устойчивым, улучшилась работоспособность детей, дети научились выражать адекватно свои эмоции, повысился уровень социально-бытовой адаптации.

Результаты исследования показали, что в ходе коррекционной работы у детей произошли положительные изменения.

Дети стали более активны и стремятся к общению. По результатам наблюдения можно сделать следующие выводы: дети с интеллектуальной недостаточностью стали более раскованными, коммуникабельными. Наблюдалось более адекватное отношение к себе и к окружающим, отсутствие чувства неловкости в общении с незнакомыми людьми. Появился искренний интерес к сверстникам, стремление занимать лидирующие позиции. Дети стали получать удовольствие от общения со сверстниками, начали дружно играть друг с другом.
Соотнеся результаты исследования, мы можем сделать вывод, что положительное влияние на создание благоприятной речевой среды в школе-интернате может оказать кружковая работа по формированию коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

2.2 Система работы по формированию коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности в условиях школы-интерната
Большую роль в речевом развитии учащихся младших классов имеет внеурочная деятельность. Она позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся.

Исследователями давно замечено, что развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда – это семья, класс, школа, взрослые и друзья, с которыми общается ребенок.

Под внеурочной деятельностью в школе-интернате следует понимать всю деятельность педагогов и учащихся во внеурочное время, любые общешкольные мероприятия, внеклассные занятия, кружковая деятельность. Основная часть этой деятельности – развитие связной устной речи учащихся.

Содержание работы с учащимися младших классов в школе-интернате во внеурочное время разнообразно. Достойное и главное место по формированию коммуникативных умений занимают кружки «Театр, где играют дети» и «Художественное слово».

Основным языком театра является игра-действие, а признаками – диалог. Игра в начальных классах играет немаловажную роль, она «ведет» за собой обучение. Именно театральное искусство в контексте игры и действия, создания образов, является эффективным условием для развития высших психических функций как основы формирования речевой деятельности. Театрализованная деятельность, как модель жизненных ситуаций, как «проба» ощутить себя в той или иной среде, создает, как никакая другая учебная деятельность, благоприятные условия:
- для развития эмоциональной сферы (знакомство с чувствами, настроениями героев, освоение способов их внешнего выражения, осознание причин того или иного настроя);
- для речевого развития (совершенствование диалогов, освоение способов выразительности речи, дикции);
- для самовыражения и самореализации.

Инсценирование сказок - важный прием, сочетающий наглядные средства обучения устной речи с практическими. Еще Л.С. Выготский отмечал, что когда дети «инсценируют готовый литературный материал», драматическая форма силою воображения открывает «устное словесное творчество».

Инсценируя, учащиеся самостоятельно получают знания, осваивают игровые способы деятельности. Игра функционально родственна учебной деятельности: формирует «новые знания и умения или прежние знания приобретают новые качества».

Цель театральных занятий по развитию устной речи – дать возможность младшим школьникам проявить творчество, фантазию, на основе этого развивать устную речь. В ходе обучения дети учатся овладеть диалогической речью.

Таким образом, вовлекая во внеурочной деятельности младших школьников в инсценирование сказок мы создаем благоприятную следу для совершенствования культуры речи и развития устной речи, воспитываем чувство прекрасного, чувство коллективизма, дружбы, ответственности, формируем ум, воображения и речь младшего школьника.

Система работы кружка «Театр, где играют Дети»
Богатый материал для развития детского воображения и развития речи представляют русские народные сказки, элементы устного народного творчества: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалочки, потешки. Совместно организованная игра, инсценирование потешек, стихов, ролевые игры ставят учащихся перед необходимостью использования запаса речевого материала, в них усиливается самоконтроль собственной речи, кроме того, условия большинства игр таковы, что за речью и действиями каждого играющего внимательно следит не только ведущий, но и каждый ее участник.

Сначала выясняют, чем сказка отличается от рассказа и почему она носит название народной, на примере сказок о животных. Для этого вместе с библиотекарем готовиться для занятия большую выставку книг из сказок о животных с хорошими яркими иллюстрациями разных художников. Сказки отбираются по степени их усложнения и в различных вариантах: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Заячья избушка» и.т.д.

Далее выясняется отличие сказки от рассказа и вообще что такое сказка. Элемент сравнения для этого очень удобен. Далее рассказывается об особенностях сказки.
Такая работа рассматривается как подготовительный этап к работе над волшебной сказкой. Уяснение жанровой особенности народной сказки дает детям как бы строительный материал для личного творчества. Психологи указывают, что фантазия воображение рождаются на основе личного опыта, а детям необходимо показать разные его пути. В итоге этой работы, направленной на то, чтобы возбудить интерес, уважение к выдумке, фантазии, развить речь, проводится мероприятие в игровой форме для младших школьников «Путешествие в страну сказок». Материал занятия способствует расширению кругозора, развитию мыслительных операций и речевых умений учащихся. Основой являются сказки о животных, которые детям не произвольно запомнились, полюбились, вошли в их жизнь.

Далее на занятиях в кружке предлагается учащимся представить данные сказки в виде мини-спектакля и ведется работа по инсценированию сказок.
При такой работе развивается устную речь учащихся и происходит воздействиеь на нравственные и эстетические чувства младшего школьника. Поэтому выбираются сказки, которые дают возможность видеть хорошее и плохое, красивое и безобразное. Дети учатся правильно воспринимать, сыгранную инсценировку. В зависимости от содержания сказки предлагается детям вспоминать пословицы о дружбе, о взаимовыручке.

Другим видом работы по формированию коммуникативных умений является подготовка общешкольных праздников. Большую помощь в этом оказывает кружок «Художественное слово».

Выразительное чтение - это одно из важнейших форм художественного воспитания.
На основе познания и осмысления многовекового человеческого опыта у детей активно развивается мышление, совершенствуются коммуникативные навыки, растет творческий потенциал.

Занятия строятся таким образом, что дети сразу попадают в доброжелательную, творческую атмосферу, которая способствует пробуждению творчества - естественного состояния ребенка.

Атмосфера коллективного сотрудничества способствует тому, что дети стеснительные, неуверенные в себе, постепенно раскрываются, учась на примере своих товарищей.

Занятиям в кружке «Художественное чтение» свойственны положительные стороны:
• Участие в одном общем деле формирует у учащихся умение общаться, объективно оценивать свою работу, помогает осознать имеющиеся недостатки как в работе, так и в поведении.
• В совместной работе, где каждый учащийся на виду у всех, он лучше раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче обучить, направить.
• Работая в коллективе, ученик формирует личные качества, необходимые для совместной деятельности, учиться применять свои силы с пользой для себя и для общего дела.
• В процессе коллективного творчества развиваются самостоятельность и «чувство локтя», сопереживания, инициатива, воля и другие качества.

На занятиях проводятся игры и упражнения, направленные на формирование коммуникативных умений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Слабость коммуникативной функции речи вы¬ступает на первый план в структуре общего речево¬го недоразвития при интеллектуальной недостаточ¬ности. Недоразвитие коммуникативной функции речи рассматривается как часть в струк¬туре нарушения коммуникативной деятельности в целом (с присущими ей мотивами и потребностями, речевыми и внеречевыми средствами, целевыми и контрольными моментами).

Основной задачей первого этапа работы является созда¬ние речевой среды, пробуждение у ребенка речевой активности как важнейшего условия дальнейшего овладения речью, интереса к предметному миру и человеку (прежде всего сверстнику как объекту взаимодействия), развитие предметных и предметно- игровых действий, способности участвовать в кол¬лективной деятельности, понимания соотносящих и указательных жестов и т. д.

На втором этапе основной акцент делается на усвоение ребенком средств общения (речевых и внеречевых) для удовлетворения возникающей коммуникативной потребности. Развитие коммуникативной функции речи — главная задача этого этапа, а коммуникативный принцип построения занятий — ведущий. На всех занятиях поддерживается и поощряется речевая активность детей. При этом идет большая работа по развитию восприятия выразительных движений и естественных жестов, особое внимание привлекается к мимике, к развитию понимания эмоциональных состояний человека. Осуществляется работа по обучению детей составлять несложные рассказы из «личного опыта», по развитию умения давать словесный отчет о выполненных действиях в процессе продуктивных видов деятельности.
На третьем этапе основная задача заключается в обучении детей рассказыванию (после разыгрывания содержания художественного произведения по ролям для лучшего понимания мотивов поведения и отношений персонажей и формирования смысловой программы высказываний).

Коррекционная работа по формированию коммуникативных умений осуществляется по следующим направлениям:
1. В повседневной жизни, в процессе живого общения с ребенком по поводу его бытовых, игровых и познавательных интересов (развитие социальной направленности речи, развитие коммуникативной потребности, овладение различными видами коммуникативных высказываний).
2. В процессе сюжетно-ролевых и театрализованных игр (активизация речевых средств, освоение различных типов коммуникативных высказывании, в том числе с отрицанием).
3. На внеклассных занятиях.

Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде, вследствие чего, у детей, не находящих общий язык с одноклассниками, появляется неадекватная самооценка.

А вот совместная деятельность младших школьников создаёт благоприятные условия развития навыков взаимодействия, для навыков самоанализа и самооценки. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. Есть дети, которые стесняются высказывать своё мнение при всём классе. В более узком кругу сверстников стеснительные в себе ученики начинают говорить, поскольку знают, их выслушают, при необходимости им объяснят и помогут. Этот факт свидетельствует о том, что младшие школьники хотят открыться однокласснику в совместной работе, прежде всего с положительной стороны: показать своя знания, умения, возможности, проявить свою доброжелательность и заинтересованность в учебных успехах одноклассников. В совместной деятельности зажатые дети раскрепощаются, у них появляется уверенность в собственных силах, тем самым повышается самооценка.

Важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение одноклассников. Неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Именно в групповой деятельности дети могут проявить свои способности. Любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.

Развитие самооценки в совместной деятельности организуются в парной работе, единой групповой и дифференцированной групповой.
Начинать с самой простой – парной. Именно в такой совместной деятельности дети начинают обращать внимание на самого себя – оценивать свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. Групповая работа выстраивается поэтапно.

Нами были разработан комплекс игр и упражнений на развитие самооценки, на работу в совместной деятельности, на формирование коммуникативных умений.
Вывод: Таким образом, из полученных данных видно, что коммуникация имеет особенности, связанные с ее низким развитием. Уровень развития общительности как характеристики общения ниже среднего и в особенности низкая степень развитости таких ее компонентов, как «владение средствами общения», «понимание другого человека» и «эмпатия» (способность к сочувствию, сопереживанию). На основании этого мы сделали вывод, что все дети нуждаются в коррекционно-развивающей работе, направленной на развитие процессов коммуникации.

Таким образом, исследование показало, что значительное число детей с интеллектуальной недостаточностью в младшем школьном возрасте не могут самостоятельно выработать у себя коммуникативные умения на уровне, достаточном для успешного социального контакта. Необходимо специальное педагогическое развитие указанных умений, их целенаправленное формирование различными приемами и средства

По результатам посещения занятий в кружках, направленных на формирование коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточностью можно сделать следующие выводы: дети стали более раскованными, коммуникабельными. Наблюдалось более адекватное отношение к себе и к окружающим, отсутствие чувства неловкости в общении с незнакомыми людьми. Появился искренний интерес к сверстникам, стремление занимать лидирующие позиции. Дети стали получать удовольствие от общения со сверстниками, начали дружно играть друг с другом. А повышение игровых умений, как правило, благоприятно сказывается на положении детей в группе сверстников.

В результате проведенной работы произошли изменения в личностном развитии детей. Прежде всего, это развитие коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью. В ходе коррекционной работы было преодолено негативное отношение друг другу. Дети стали более дружелюбно относиться друг другу, педагогам. Дети научились выражать на лице адекватную эмоциональную реакцию без слов, т.е. мимикой. Внимание детей стало более устойчивым, улучшилась работоспособность детей, дети научились выражать адекватно свои эмоции, повысился уровень социально-бытовой адаптации.

Приложение 1
МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА»

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Рисунок «лесенки» для изучения самооценки
Инструкция (индивидуальный вариант)
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Приложение 2
МЕТОДИКА «РУКАВИЧКИ» (Г.Л. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществле¬ния сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые действия: коммуникативные действия.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.
Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
 продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
 умение детей прийти к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
 взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
 взаимопомощь по ходу рисования;
 эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровени оценивания:
1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Приложение 3
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ «АНАЛИЗ ПРОЦЕССА И ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Анализ продуктов деятельности человека позволяет проследить особенности многих процессов, свойств, характерных для психики конкретной личности. Так анализ, сравнение рисунков детей младших школьников дает возможность выявить особенности взаимоотношений между детьми, определить уровень овладения графическими навыками, уровень развития творческого воображения, развитие коммуникативных навыков, и многое другое.
Данный метод подразумевает анализ любого процесса и продукта деятельности. В данном случае мы использовали детские рисунки, которые являются творческим продуктом и показывают проекцию личности ребенка и символическое отношение его к окружающему миру.
Методика проведения: Попросить детей выполнить рисунки на свободную тему.
Оценка проведения методики: Для тех детей, у которых коммуникативные способности активизированы, на рисунках характерно наличие большого количества персонажей и в целом доброе настроение. Их рисунки интересны, красочны, имеют смысл. Для детей, у которых коммуникативные умения не активизированы, персонажи рисунков немногочисленны и иногда агрессивны, цветовая гамма скудна, чаще всего такие рисунки не несут смысловой нагрузки.

Приложение 4
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ДОГОВАРИВАТЬСЯ, НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ

1. Игра «Давайте познакомимся!».
Цель игры — развитие коммуникативных умений.
Игра начинается так: дети с учителем становятся в круг, учитель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д.
Комментарии: Для игры понадобится надувной мяч. Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в класс, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, прави¬ла можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.
Педагог начинает игру с себя, и в основном кидает мяч стеснительным учащимся, чтобы вовлечь их в ход игры. Поэтому в этой игре, с помощью педагога, участвуют все учащиеся. В этой игре дети учаться, не стеснятся окружающих людей и развиввать зрительную и слуховую память.

2. Игра «Небоскреб»
Цель игры — это развитие умения договариваться, работать в команде. Для игры понадобится складной метр; 2—3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.
Все начинается с того, что дети садятся в круг, а в центре круга необходимо построить небоскреб. Дети по очереди ставят свои кубики (по одному за ход). При этом они обсуждают, куда лучше положить кубик, что¬бы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается сначала. Педагог, наблюдающий за ходом строительства, периодичес¬ки измеряет высоту постройки.
Комментарии: Педагог в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.
В конце игры педагог может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удержи¬вать башню от падения, а группу — от развала.
В этой игре педагог сам распределяет обязанности между учащимися и наблюдает за их работой, чтобы не было конфликтов и после провала небоскребы учащиеся начинали строительство с начала. В ходе игры учащиеся учатся не только общаться между собой, но и плодотворно договариваться для успешного результата.

3. Упражнение «Изобрази предмет».
Цель упражнения — это знакомство с приемами общения; развитие базовых коммуникативных умений.
Ход упражнения: Педагог движениями рук, тела и мимикой изображает, как использовать какой-то предмет. Например, он говорит по мобильному телефону, бреется, пристраивает у подбородка скрипку, собирает на поляне цветы и т. п., побуждая группу отгадать, что за предмет у него в руках. Отгадавший первым загадывает свой предмет и т. д.
Упражнение «Изобрази предмет» педагог начинает с себя, чтобы детям было все ясно и понятно. При затруднениях у детей в изображении предмета он помогает им изобразить этот предмет.

4. Встаньте с мест
Цель: Тренировка решительности, умения интуитивно понимать намерения других людей и координировать с ними свои действия, развитие гибкой реакции на меняющиеся обстоятельства, а также внимательности.
Описание
Участники сидят в кругу. Ведущий «выкидывает» на руках какое-либо количество пальцев. Должны одновременно подняться столько участников, сколько пальцев продемонстрировано. Заранее договариваться о способах выполнения упражнения нельзя.
Обсуждение
Кто чем руководствовался, принимая решения, в какой момент ему встать, а в какой остаться на месте? Кто проявлял инициативу, а кто боялся (возможно, так ни разу и не поднявшись)?

5. Жонглеры
Цель: Развитие умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, скорости реакции, ловкости. Физическая разминка, активизация участников.
Описание
Участники стоят в кругу, им дается одновременно 3-5 мячиков (можно воспользоваться и комками из смятых бумажных листов).
Задача — одновременно перебрасывать все эти мячики таким образом, чтобы ни один из них не упал на пол. Фиксируется время, которое удастся продержаться таким образом. Интересно организовать состязание между несколькими командами, какая из них продержится дольше.
Обсуждение
Какими качествами, кроме ловкости, с точки зрения участников предопределялся успех в этой игре? Нужно ли координировавать совместные действия с другими участниками или каждый «сам за себя»?

6. Поезд
Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать вловиях недостатка информации, положившись на партнеров. Развитие умения координировать совместные действия.
Описание
6- 8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев. Задача «поезда» — проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки — например, начинать петь. Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда». Если участников много и размеры помещения позволяют, можно сделать игр более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».
Обсуждение
Кому кем больше понравилось быть — «локомотивом», «вагонми», препятствиями; с чем это связано? Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»? Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

7. Травинка
Цель: развитие умения сотрудничать
Описание упражнения
С помощью считалки выбирается «наблюдатель». Остальные дети - «травинки». Задача наблюдателя - выбрать лучшую «травинку» (ребенка, который, будет внимательно слушать, правильно и точно выполнять задания). Педагог, с небольшими остановками, дает задания:
1.Медленно поднимите руки через стороны вверх.
2. Потянитесь, кик травинка тянется навстречу солнечному теплу.
3. Опустите руки, глазами нарисуйте солнышко, которое греет травинку.
4. Поднимите руки, покачайтесь, как травинка на ветру: из стороны в сторону... вперед - назад...
5. Ветер усиливается, и все сильнее раскачивает травинку: из стороны в сторону... вперед - назад...
6. Затем ветер стихает ~ травинка замирает.
7. Вновь ветер усиливается — травинка сильно раскачивается.
8. Ветер затих - травинка перестала раскачиваться... Молодцы. Опустите руки.
«Наблюдатель» выбирает лучшую «травинку».
Выбранный ребенок становится «наблюдателем»,
упражнение возобновляется.

8. Рукопожатие
Цель игры — улучшение взаимо¬понимания в группе, а также понимания участником игры того, как его воспринимают другие люди.
Одному из участников (добровольцу) завязывают глаза. Другие по очереди тихо подходят к нему и пожимают руку. Тот, у кого за¬вязаны глаза, говорит о впечатлении, которое производит рукопожа¬тие.
Продолжительность игры 10-15 минут

9. Упражнение «Передача предмета».
Цель игры – создание в группе дружелюбного, эмоционально теплого настроения.
Какой-либо предмет (игрушка, сувенир, мяч, и т.п.) передается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, комплиментов.
Продолжительность игры 10 минут.

10. Упражнение «Как ты себя чувствуешь?».
Цель игры — развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.
Упражнение выполняется по кругу. Каждый участник внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Подросток, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не со-глашается, дополняет.
Продолжительность игры 15 минут.


Категория: Блоги | Добавил: Oksana03091977
Просмотров: 294 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог