ФИО авторов: Иванова Ольга Степановна, Кирчанова Елизавета Сергеевна
Место работы: ГКОУ УР «Школа №75» г. Ижевск
Должность авторов: олигофренопедагог, учитель-логопед
Адаптация дидактического материала на уроках с неговорящими детьми с ТМНР
Опыт обучения детей с интеллектуальными нарушениями в нашей стране ведет свою историю с первой половины XIX века. Изначально велось обучение только детей с легкой степенью умственной отсталости, остальные дети считались необучаемыми. Но с начала 2001 года стали активно внедрять обучение детей с умеренной умственной отсталостью. А в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, поступающих на обучение в школу, не только с умеренной, но и с тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР.
Программа обучения подразумевает формирование у детей элементарных математических навыков, навыков альтернативного чтения и письма. Данные направления обучения являются труднодоступными для детей и сложными в организации для педагогов, поскольку большинство детей с ТМНР, помимо имеющихся нарушений, не владеют экспрессивной речью.
В 2014 году был в ГКОУ «Школа №75» г. Ижевска был произведен набор в первый класс детей с тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР. На момент поступления в школу у детей не были сформированы не только учебные навыки, но и игровая, предметная деятельность. Навыки самообслуживания отсутствовали. Речевое развитие всех детей было на разном уровне. Понимание обращенной речи – на нулевом, ситуативном уровне. Средством коммуникации являлись голосовые реакции, указательные жесты, у некоторых детей активная речь была представлена отсроченными эхолалиями, речевыми штампами. Было понятно, каким образом формировать у детей навыки самообслуживания, но проблемой встал вопрос о формировании у детей элементарных математических навыков, навыков альтернативного чтения и письма.
Приступив к изучению научно-методической литературы по проблеме обучения детей с ТМНР, была найдена методика Г. Домана и Д. Доман «Как научить ребенка читать», и методика «Как обучить ребенка математике». Е.А. Стребелева говорит о том, что у детей данной категории наглядно-действенное мышление характеризуется сильным отставанием в темпах развития. Изучив методику, пришли к выводу, что при обучении детей с ТМНР большое значение имеет адаптация наглядного, учебного материала, поскольку у детей не сформированы даже простейшие виды мышления. Еще Л.С. Выготский доказал и обосновал взаимосвязь и взаимообусловленность мышления и речи, поэтому и у детей с ТМНР, имеющих грубые нарушения в развитии интеллекта, необходимо параллельно развивать и мышление, и речь (у детей с ТМНР - навыки альтернативной коммуникации).
В процессе работы было определено, что необходимо подобрать и адаптировать дидактический материал для формирования элементарных математических навыков и навыков альтернативного чтения и письма. Решили, что сначала будет более эффективно вводить адаптированный наглядный материал с математическими знаками, поскольку они более конкретны, нежели обозначения букв, которые являются для неговорящих детей абстрактными понятиями. Вместо цифр были введены карточки с количеством кружков. К наглядности добавлялись жестовые обозначения: соотношение количества кружков с количеством пальцев (счет в пределах пяти). Далее к каждой карточке с количеством кружков было введено подкрепление соответствующей цифрой. Благодаря наглядному подкреплению дети запомнили каждую цифру и количество, которое она обозначает.
Выявив, что благодаря наглядности и жестовому подкреплению дети стали хорошо осваивать счет, началась работа по введению альтернативных обозначений букв. Были взяты символы гласных букв из методики Т.А. Ткаченко. У детей формировалась ассоциация: наглядный символ альтернативной буквы – артикуляция звука – непосредственное звучание. Позднее, после освоения гласных звуков, перешли к изучению согласных звуков и их альтернативному обозначению. Был подобран материал – карточки из приложения к рабочей тетради «По дороге к азбуке» в соавторстве Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой. По данной методике каждая карточка с символом соответствует определенному звуку на основе ассоциативной связи (например: трактор – Т, корова – М и т.д.). Так же, как и с гласными звуками, у детей формировалась ассоциация: наглядный символ альтернативной буквы – жестовое сопровождение - артикуляция звука – непосредственное звучание. Позднее, после того, как у детей были сформированы крепкие ассоциативные связи символов, жестов и звучания, стали постепенно вводиться буквенные обозначения.
В результате многолетней работы были достигнуты определенные результаты. Дети научились соотносить количество разных предметов с числом и могут обозначить их конкретной цифрой. На основе изученных альтернативных обозначений букв, дети усвоили буквы русского алфавита, научились выкладывать слоги, простые слова, свои имена. Благодаря работе с альтернативными обозначениями гласных букв, удалось уточнить артикуляцию данных звуков, уточнить более четкое их произношение.
Таким образом, полученный опыт показывает, что у детей с ТМНР сформировать элементарные математические представления, навыки альтернативного чтения и письма можно используя адаптированный дидактический материал, подкрепляя его жестовым, звуковым сопровождением. Только на основе крепко сформированных ассоциативных связей, с подключением различных анализаторных и сенсорных систем, у детей ТМНР можно развить элементарные знания и навыки, необходимые в жизненных ситуациях.
Список источников:
Бунеев, Р.Н, Бунеева, Е.В., Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. – М.: Баласс, 2020. – 64 с.
Выготский, Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт , 1999. - 352 с.
Доман, Г., Доман., Д. Как научить ребенка читать / Пер с англ. – М.: Аквариум, 1998. – 320 с.
Доман, Г., Доман., Д. Как обучить ребенка математике / Пер с англ. – М.: Аквариум, 1998. – 320 с.
Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: книга для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2019. – 180 с.
|