Сегодня: 01.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья на тему "Применение приемов технологии творческих мастерских как средство развития информационных умений учащихся нач.школы на ур.мат

СКАЧАТЬ (23.1 Kb) 04.12.2023, 13:56
Олькова Анна Владимировна
студент, ГАПОУ СО "НТПК№1"
Статья по теме: "Применение приемов технологии творческих мастерских как средство развития информационных умений учащихся начальной школы на уроках математики"

Аннотация: В статье рассматривается применение технологии творческих мастерских для развития информационных умений учащихся начальной школы на уроках математики. Автор обосновывает эффективность использования данной технологии для формирования у младших школьников навыков работы с информацией, решения математических задач и развития критического мышления. Описываются этапы проведения творческих мастерских и конкретные приемы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них информационных умений.

Ключевые слова: Технология творческих мастерских, развитие информационных умений, учащиеся начальной школы, применение приемов творческих мастерских, математика.

С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» в качестве одного из метапредметных результатов выделены следующие «универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работу с информацией)».

Умение работать с информацией – этот навык формируется на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяется при выполнении домашнего задания, предполагает активные действия по поиску, обработке и организации информации.
В современном образовании одной из ключевых задач является развитие информационных умений учащихся. Это умение позволяет успешно работать с большим объемом информации, анализировать ее и применять для решения различных задач.
Развивать информационные умения очень важно. В современном мире новой ценностью для человека становится владение информацией, поэтому необходимо уметь получать информацию и пользоваться ею. Поэтому перед учителем школы стоит задача – формировать и развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего нас мира овладевать практическими современными способами работы с информацией развивать умения позволяющие обмениваться информацией. Данные умения развиваются и используются в ходе обучения детей всем предметам в школе.

Этапы формирования информационных умений:
1.Этап принятия задачи. На этапе принятия задачи у учащегося  формируется умение осознать, вычленить, сформировать информационный запрос (для чего ему это надо), умение выбрать источник информации, и оценить  адекватность источника информации сформулированному вопросу( т.е. на сколько полной будет информация из данного источника).
2. Этап поиска информации. Поиск информации – это извлечение хранимой где-либо информации.
3. Этап обработки информации.
4.Хранение информации. Младший школьник хранит информацию, в основном,  в памяти. Крайне редко – в записях.
5.Передача информации. Умение обмениваться информацией, то есть умение  общаться, становится одним из главных умений человека в современном мире.

Можно сделать вывод о том, что когда мы формируем информационные умения у младших школьников, то мы формируем информационные умения в учебном процессе через использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации, в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

В результате изучения курса математики, обучающиеся на уровне начального общего образования приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
В учебниках математики для начальной школы предусмотрено целенаправленное формирования умений работы с информацией.

В соответствии с логикой построения курса учащиеся учатся понимать информацию, представленную различными способами (рисунок, текст, графические и символические модели, схема, таблица, диаграмма), использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно-следственных связей. В процессе решения задач и выполнения различных учебных заданий ученики учатся понимать логические выражения, содержащие связки «и», «или», «если, то...», «верно/неверно, что...», «каждый», «все», «некоторые» и пр.
Другими словами, процесс усвоения математики, так же как и другие предметные курсы в начальной школе, органически включает в себя информационное направление как пропедевтику дальнейшего изучения информатики.

В первом классе младшие школьники учатся ориентироваться на странице учебника, анализировать информацию, представленную на иллюстрации. Учитель задает вопросы по картинкам в учебнике. Например: «Что изображено?», «Сколько человек?», «Что можно узнать, рассматривая картинки?».
Задания, которые требуют переключения внимания с текста на рисунки, способствуют развитию умения работать с информацией, представленной в разной форме. Большое количество рисунков способствует развитию умения понимать и удерживать информацию, представленную в неявном виде. При ответе на поставленные в задании вопросы, у учащихся развивается умение интерпретировать и обобщать информацию. Характер многих заданий ориентирует на дискуссию, обмен мнениями, развитие умения передавать партнеру важную для учебной задачи информацию.

Во втором классе дети продолжают работать с таблицами, схемами. Представляют текстовую информацию в виде схематического рисунка, графической, схематической и знаково-символической моделей. Соотносят знаково-символические модели (числовые выражения, равенства, неравенства) с их изображениями на схеме и поясняют, что обозначает на ней каждый отрезок. Выбирают схему, соответствующую условию задачи. Строят схему, соответствующую условию задачи. В учебниках можно встретить задания: «Используя данные таблицы, ответь на вопросы», «Составь задачу по схеме» и так далее.
В 3 классе к работе с таблицами и схемами добавляется работа с диаграммами. Учащиеся учатся: читать несложные готовые столбчатые диаграммы; сравнивать информацию, представленную в тексте и в столбчатой диаграмме; распознавать одну и ту же информацию, представленную вербально и графически, пользоваться почерпнутыми из столбчатой диаграммы сведениями для ответа на вопросы задания.

Учащиеся 4 класса моделируют текстовые ситуации (таблицы, схемы, знаково-символические модели, диаграммы); моделируют предметные ситуации на схеме, проводят кодировку текста задачи в таблицу; интерпретируют текст задач в виде схематического рисунка.
Использование на уроке математики в начальной школе заданий, относящихся к разделу «Работа с информацией», обогащает учебный процесс, делая его наиболее эффективным. Для ученика обучение станет творческим, насыщенным поисковой и исследовательской деятельностью. Такие задания развивают у младших школьников познавательную и самостоятельную активность.

Таким образом, работа с информацией является неотъемлемой частью начального курса математики. Задания, представленные в этих темах, учат младших школьников осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. А умение работать с информацией – интегральная характеристика выпускника начальной школы.

Одним из эффективных методов развития информационных умений является технология творческих мастерских. Эта технология предполагает активное участие учащихся в процессе обучения, создание условий для развития их творческого потенциала и самостоятельности.
Применение технологии творческих мастерских на уроках математики позволяет учащимся не только научиться решать математические задачи, но и развивать свои информационные умения. Например, ученики могут работать с различными источниками информации, такими как учебники, интернет-ресурсы, энциклопедии и другие.
Также технология творческих мастерских предполагает групповую работу учащихся. В процессе работы в группе ученики учатся общаться, обсуждать задачи и находить наиболее эффективные способы их решения. Кроме того, они учатся представлять результаты своей работы в виде презентаций или других форм представления информации.
Использование технологии творческих мастерских на уроках математики способствует развитию креативности учащихся, их способности применять математические знания в нестандартных ситуациях.

Приемы технологии творческих мастерских:
• Информационная минутка-учитель предлагает рассказ об интересном факте по теме, которая будет рассматриваться на занятии. Учитель может проиллюстрировать рассказ схемами, картинками и фотографиями. Не стоит ограничиваться монологом, следует максимально вовлечь школьников в активное обсуждение.
• Исключение - прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Повторяется основа приема «Яркое пятно», но в этом случае ученикам необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
• Шпаргалки - ученики читают текст. Им необходимо передать его содержание с помощью рисунка, условных обозначений, схем. Эти шпаргалки ученики подписывают и отдают учителю. Затем педагог раздает их другим ученикам. По этой шпаргалке необходимо воспроизвести текст (устно). Учитель отмечает лучшие шпаргалки и докладчиков.

В ходе написания практической части курсовой работы, я создала «Сборник задач направленный на формирование умения работать с информацией на уроках математики в начальной школе». В данном сборнике представлены различные задачи направленные на формирование умения работать с информацией. Задачи разделены на 4 блока:
1 блок - формирование умения получать, искать и фиксировать информацию;
2 блок - формирование умения понимать и преобразовывать информацию;
3 блок - формирование умения применять и представлять информацию;
4 блок - формирование умения оценивать достоверность получаемой информации.
При составлении сборника, я пришла к выводу, что эти приемы будут способствовать развитию информационных умений у обучающихся на уроке математики. Также при составлении сборника заданий пришла к выводу, что существует мало заданий на развитие информационных умений.

Библиографический список
1.      Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться: пособие для учителя / В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова.– Москва: Просвещение, 2010.- 345
2.      Михайлова Е.Ю. Педагогические мастерские как инновационные формы организации обучения математике/ Е.Ю.Михайлова, Р.А.Утеева// Математическое образование: концепции, методики, технологии: сборник трудов IV Межд. научной  конференции «Математика. Образование. Культура», 2019, - 245 с.
3.      Современные педагогические технологии в практике обучения математике. Методический сборник. – Киров: Кировский областной ИУУ, 2020.­– 113 с.

4.      Черная Е.В. Нелинейная технология формирования информационной грамотности// Начальная школа. – 2015. - №12.- С. 55-58.


Категория: Блоги | Добавил: annaolkova
Просмотров: 101 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 01.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог