Сегодня: 27.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья "О пользе физкультурных минуток"

СКАЧАТЬ (390.8 Kb) 01.03.2024, 11:30
Дроздик Валентина Антоновна
учитель физической культуры, руководитель методического объединения, МБОУ СОШ № 6 (город Сургут, ХМАО)
Целью физического воспитания в школе является, в том числе, формирование здорового образа жизни обучающегося как основы его школьной и предстоящей самостоятельной жизни. Можно с уверенностью сказать, что эта цель идет наряду с такими, как формирование базовых физических навыков и умений, укрепление здоровья, правильное развитие соревновательного духа.

В конечном итоге, нет ни одного упражнения, которое можно выполнить определенное количество раз и этого хватит на всю жизнь, но, если сформировать у ребенка представление о благополучной жизни как жизни физически активной, наполненной разного рода движением, уходом за своим телом, аккуратным отношением к своим и чужим эмоциям, обозначить ценность и важность сбалансированного питания – это может стать хорошим базисом для будущих свершений.

Конечно, физической активности может быть много или мало, достаточно или недостаточно. На что-то может не хватать времени, что-то будет казаться невозможным («Я слишком устал, чтобы идти на тренировку/делать упражнения!»). В конце концов, даже рабочая программа по направлению «физическая культура» не может обеспечить знакомство со всеми видами физических активностей и затронуть те сферы развития, которые могут быть реализованы только в рамках профессионального спорта.

Однако именно в этих условиях важно показать и утвердить пользу физкультурной минутки. В рамках данной статьи, обозначим физкультминутку (или далее - ФМ) как физическую активность, не предполагающую высокой энергозатратности в процессе её выполнения (простыми словами, не до пота).

В противовес этому, например, существует такой вид физической активности, как аэробные упражнения (в эту же категорию с несколькими уточнениями можем отнести широко известные кардитренировки) – это нагрузки, повышающие частоту дыхания и сердечных сокращений на относительно продолжительное время1. По данным электронной медицинской энциклопедии MedGate, приставка Карди- (Cardi-), Кардио (Cardio-) указывает на связь с сердцем.2 Главным критерием эффективности аэробной тренировка считается частота сердечных сокращений (ЧСС). Таким образом, при аэробных нагрузках колебания ЧСС довольно высокие.

Аэробные нагрузки можно охарактеризовать как энергозатратные и интенсивные. Поэтому, не смотря на эффективность в развитии основных физических качеств и контроле массы тела человека, они всё же затрачивают сравнительно много временных, физических, а порой и материальных ресурсов.

ФМ, в этом смысле, тренировки доступные практически каждому и, не смотря на отсутствие яркого выраженного внешнего результат от занятий ФМ, в отличие от той же кардиотренировки, которая при правильном подходе может помочь снизить массу тела (если в этом есть необходимость) и выстроить спортивный рельеф, занятия ФМ также дают существенный положительный эффект.

При этом ФМ можно выполнять дома, в университете, на работе. Комплексы упражнений, составляющие ФМ, просты в освоении и доступны для детей разных возрастов, в том числе благодаря возможности включения в ФМ игрового, музыкального и словесного элементов. Сочетание этих элементов решает кроме физических задач (как воздействия на тело), также задачи по развитию когнитивных способностей, таких как восприятие, внимание, мышление, речь, воображение.

В этой связи рассмотрим основной круг возможных эффектов от занятий ФМ, а они следующие:
1. Нормализация работы центральной нервной системы, в том числе за счет включения человека в активность или за счет смены активности, с мягким воздействием на мышцы тела, приводящих к активизации процессов дыхания и кровообращения без перенапряжения.
2. Ранее уже упомянутое развитие когнитивных способностей (восприятие, внимание, мышление, речь, воображение). По этому вопросу можно порекомендовать ознакомиться со статьей Е.Г. Турбина, А.В. Маркина «Роль когнитивных упражнений в формировании когнитивных способностей студентов высших учебных заведений», опубликованную в электронном научном журнале «Наука и практика в образовании» от 2023 года. В частности, авторы приводят результаты любопытного эксперимента, в котором одна группа студентов выполняла физические упражнения, а другая – нет. Первая группа показала прирост в количестве визуальной информации, которую они смогли запомнить после выполнения упражнений, в отличие от группы, не занимавшейся физической культурой, и не показавшей прироста в запоминании.3
3. Снятие статического напряжения. Статическая нагрузка представляет собой такую физическую нагрузку, при которой длина работающего мускула не изменяется или изменяется незначительно, суставы при этом остаются обездвиженными, соответственно, конечности не двигаются, поза тела не меняется, но при этом мышцы осуществляют работу для удержания тела в замершем положении. По словам Э.А. Городниченко общая автоматизация жизни снизила двигательную активность людей, при возрастании количества выполняемой статической работы.4 Статическая работа тела (длительное сохранение одной и той же позы в течение длительного времени, задействующее мышцы и долго сохраняющее их напряженными) может приводить к различным неблагоприятным последствиям для общего самочувствия, могут приводить к проблема, в частности, с позвоночником. При этом систематические физические упражнения повышают кровоснабжение мышц, что, в свою очередь, увеличивает потребление кислорода тканями.
При этом, как отмечает Н.К. Верещагин, улучшение работы внутренних органов возможно, в первую очередь, при адекватном дозировании физических упражнений.5
4. Рекреационная функция, в том числе повышение эмоционального настроя. Безусловно, ФМ во время учебного процесса (или работы, или любых иных монотонных занятий) – это смена вида деятельности, предполагающая переключение внимание, выполнение простых двигательных задач, с которыми, в целом, могут справиться учащиеся любых возрастов (при условии, что ФМ правильно подобраны под физиологические особенности занимающихся ФМ). Физические упражнения позволяют снять локальное мышечное напряжение, улучшить дыхание и кровообращение, что в свою очередь снимает излишнюю мышечную нагрузку.
5. Активация внимания. Общее утомление организма может выражаться в потере интереса, в невозможности нормально воспринимать объект изучения (например, в рамках учебного занятия невозможность сконцентрироваться на преподаваемом учебном материале), в ослаблении памяти и снижении работоспособности. ФМ перенаправляют внимание на простые и понятные упражнения, выраженные в форме динамических, но не выматывающих движений, которые также могут включать музыкальные, словесные, игровые элементы. При таком подходе, утерянное в монотонных занятиях внимание концентрируется, повышается восприимчивость к внешней обстановке.
6. Развитие, восстановление, поддержание двигательных функций. Каждая из этих задач или их совокупность может быть реализована у детей от самого младшего возраста до взрослых людей. Как указывает И.Е. Аверина в своей книге «Физкультурные минутки и динамичные паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие» развитие двигательных функций ребенка – это сложный процесс, характеризующийся поэтапным созреванием центральной нервной системы и, зависящий в том числе, от многообразного влияния окружающей среды.6 Для людей молодого и среднего возраста важным является поддержанием двигательных функций в связи с большой статической или динамической нагрузками, которые могут действовать неравномерно при отсутствии полноценного отдыха. Люди старшего и пожилого возраста могут быть заинтересованы в восстановлении и в поддержании двигательных функций в связи с особенностями возраста. Итак, ФМ как активность, направленная на работу с двигательной функцией человека, весьма и весьма полезна для людей всех возрастов.

Когда и сколько заниматься физкультурными минутками – вопрос, который необходимо решать применительно к лицу, занимающемуся ФМ. Для учащихся школ на всех этапах обучения (с 1 по 11 класс) целесообразным представляется проведение ФМ ежедневно, по необходимости. Однако, представляется, что проведение ФМ, например, на каждом уроке может быть неэффективным, поскольку в таком случае физическая активность, может стать элементом, отвлекающим от учебных занятий, чрезмерной, монотонной и скучной нагрузкой. На наш взгляд, физкультминутки тем и хороши, что могут стать хорошим средством внедрить в повседневную жизнь физическую активность, не превращаясь в длинные тренировки, которые не каждому ребёнку интересны, исходя из его личных предпочтений и интересов.

При этом, хотелось бы отметить, что привычная монотонность учебного занятия сказывается одинаково в физическом смысле на учеников разных классов, поэтому комплексы упражнений, входящие в ФМ, могут применяться детьми разных возрастных групп, при этом могут гибко учитываться специфика и запросы отдельных групп учащихся (а также студентов, работников и т.д.). Например, запрос на развитие двигательных навыков у детей младшего возраста может быть реализован включением в ФМ более динамичных упражнений, игр и упражнений с игровым элементом, требующих для их выполнения коллективного участия. Это лишь частный пример, как гибко ФМ могут удовлетворять потребность в физической активности.

Итак, физкультурные минутки – это прекрасный способ физической активности, решающий целый комплекс задач, направленный на развитие человеческого организма как физического, интеллектуального, эмоционального комплекса. В последнее время наблюдается смещение фокуса на активную физическую нагрузку, при этом особой популярностью пользуются кардиотренировки и силовые упражнения, направленные на наращивание мышечной массы. Безусловно, такую тенденцию нельзя не поддерживать, но при этом необходимо признать, что такая высокая активность доступна не всем людям по разным причинам, и редко вызывает интерес у учащихся. Физкультурные минутки выступают, в таком случае, хорошем элементом общего физического развития и, на наш взгляд, могут поддержать интерес к физической культуре в целом, поэтому и стоит поддерживать и популяризовать в школах и за её пределами физкультминутки.

Список использованных источников:
Ссылки в тексте:
1. Синтия Вейдер. Кардиотренировка. Справочник путеводитель
для начинающих.- Неоглори. 2007. – 220 с. – С.3.
2. Электронная медицинская энциклопедия MedGate. Режим доступа: https://medgate.ru/terms/11/2802/.
3. Турбина Е.Г., Маркин А.В. Роль физических упражнений
в формировании когнитивных способностей студентов высших учебных заведений//Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т.4 №4. С.151-156.
4. Гордничеснко Э.А. Физиология статических напряжений: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. – Издательство СГИФК, 1987.
– 71 с. – С. 32.
5. Лекции-стенограммы по физиологии, доцента Верещагина [Текст]: Предназначено только для студентов курсов / Одногодичные курсы по переквалификации зубных врачей при Стоматологическом ин-те (ГИСО). – Москва.: [б. и.], 1936. - Обл., 32 с. - С. 18.
6. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамичные паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. Пособие / И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

Список литературы:
1. Анисимова М.В., Бегун И.С. Методические рекомендации по организации и проведению физкультурных минуток и физкультурных пауз в режиме учебного дня общеобразовательных организаций. ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания». 2015.
2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкульминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007.- 208 с. – (Мастерская учителя).
3. Гавронина Г.А. Прикладная физическая культура. Комплексное применение статистических упражнений на занятиях по общей физической подготовке: учебно-методическое пособие/ Г.А. Гавронина, Н.Х. Гоберман; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Издательский центр «Perm university Press», 2021. – 94 с.


Категория: Блоги | Добавил: DrozdikValentina
Просмотров: 63 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог