Технологическая карта урока по теме «Какие органические и неорганические вещества содержат живые организмы?»
(2.74 Mb)
| 11.06.2021, 16:08 |
Гайсина Асия Наилевна |
учитель, МОУ "СОШ №28" города Магнитогорска |
Урок биологии в 5 классе.
Учебник: Биология 5-6 классы: учебник /. Т.С.Сухова, В.И. Строганов – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2019; Биология 5 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Т.С.Суховой, В.И. Строганова / авт.-сост. Г.В. Парфенюк, Е.А. Стручков. – Волгоград : Учитель, 2016.; Биология: 5-6 классы: рабочая тетрадь № 1для учащихся общеобразовательных организаций / Т.С.Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана-Граф, 2017.
Тема урока: «Какие органические и неорганические вещества содержат живые организмы?»
Цель: способствовать формированию представления о веществах, содержащихся в живых организмах; развитию умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; познавательной и творческой активности.
Предполагаемые результаты:
1. Регулятивные:
- самостоятельно формулировать цель;
- работать с различными источниками информации;
- анализировать содержание демонстрационных опытов
- осуществлять самоанализ, самооценку.
2. Познавательные:
- овладеть способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы;
- сравнивать, анализировать, систематизировать информацию, делать выводы;
- слушать собеседника и вести диалог;
- оценивать свои достижения на уроке;
- выявлять причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные:
- участвовать в диалоге;
- аргументировать свое решение;
- представлять результат своей деятельности.
4. Личностные:
- иметь мотивацию учебной деятельности, ценностное отношение к культуре здорового питания..
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование:
мультимедиапрезентация;
для опытов: семена подсолнечника, кабачка, тыквы, фильтровальная бумага, марлевый мешочек с мукой, раствор йода, стакан с водой.
Этапы урока, учебные задачи |
Приемы, организующие деятельность обучающихся |
Средства |
Результаты:
ПР – предметные
П – познавательные
Р – регулятивные
К – коммуникативные
Л – личностные |
Организационно-мотивационный этап
УЗ-1
Организация и мотивация обучающихся |
Актуализация знаний и создание ситуации – затруднения.
- Сегодня у нас с вами не простой урок, вы «примерите на себя» роль юных исследователей. Но, прежде чем перейдем к исследованиям, давайте вспомним методы, которые помогают исследовать природу (наблюдение, опыт, измерение, описание).
- Посмотрите на экран. Какой метод познания природы показан? (эксперимент, опыт)
- Опишите в чем суть данного опыта?
(опыт демонстрирует различные свойства органических и неорганических веществ).
- Какой вывод можно сделать, исходя из результата опыта? (Органические вещества при нагревании обугливаются, а неорганические не изменяются. Органические вещества образуются в живых организмах, неорганические поступают в организм из окружающей среды).
- А можете ли вы перечислить какие именно органические и неорганические вещества входят в состав живого организма? (затрудняются ответить) |
Слайд - иллюстрация опыта горения органического вещества (сахара) и неорганического вещества (поваренной соли). (Данная тема изучалась на предыдущем занятии).
|
Р – проговаривать то, что уже освоено.
П – уметь выражать свои мысли, строить высказывание
К – умение слушать и слышать, участвовать в диалоге
|
|
Формулирование темы урока.
- Как вы думаете, какова тема урока сегодня? (какие вещества входят в состав живых организмов)
- Правильно. Тема урока: «Какие органические и неорганические вещества содержат живые организмы» |
|
П – умение высказывать предположения.
К – умение слушать и слышать,
Р – демонстрация готовности к уроку. |
Информационно-аналитический этап
УЗ-2
Систематизировать изученный материал в процессе применения базовых знаний на практике |
1. Выполнение практической работы:
опыт № 1
- Я напоминаю, вы – исследователи природы и приступим к первому опыту. Помните, что нужно работать аккуратно, не мешать друг другу.
Для этого опыта вам понадобится лист бумаги, семя подсолнечника или тыквы, пресс.
- Сложите лист пополам, положите внутрь семя и раздавите его. Разверните лист.
- Что заметили? (на листе остались жирные пятна).
- Какой вывод можно сделать? (в состав семян входит жир).
- Жир – это органическое вещество.
Живые организмы содержат органическое вещество жир.
|
|
Р – выполнять работу в соответствии с инструкцией; извлекать информацию из разных источников.
К – оформлять свои мысли в устной форме, решать учебные задачи, в ходе фронтальной работы.
П – умеет устанавливать причинно-следественные связи; может проанализировать ход и способ действий |
|
Опыт № 2 (из учебника с. 12)
- Какие растения показаны на рисунке? С какой целью их выращивают? (получают сахар).
- Как люди обнаружили сахар в этих растениях?
(по сладкому вкусу).
- А мы можем предположить наличие сахара в растениях? Например, в плодах? Как? (попробовать их на вкус, если сладкие, значит, содержат сахар в своем составе).
- Но сахар можно обнаружить и опытным путем?
При взаимодействии сахара, фруктозы, крахмала (все они содержатся в растениях) и йода образуется стойкое синее окрашивание.
- Проведем опыт. Возьмём муку. Из чего получают муку? (из зерен пшеницы, т.е. живого организма.) Насыплем в марлевый мешочек и промоем в воде. Что случилось с водой? (она помутнела). Добавим в воду раствор йода. Что наблюдаем? (мутно-белый раствор приобрел синий цвет).
- Какое вещество содержалось в муке, а потом в растворе? (Сахар или крахмал.)
- Ребята, сахар, крахмал, фруктоза – это всё углеводы.
- Какой вывод мы можем сделать?
(В состав живых организмов входят углеводы).
Записываем вывод в тетрадь. Углевод – это органическое вещество. Живые организмы содержат органическое вещество углевод.
- Теперь раскроем мешочек. После промывания в нём осталась вязкая, клейкая масса. Это клейковина, или растительный белок.
Белок – это органическое вещество. (Запись в тетрадь).
|
|
Р – анализировать содержание демонстрационных опытов, определять цель, ход, и результат каждого опыта;. принимать и сохранять учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.
К – оформлять свои мысли в устной форме, решать учебные задачи, в ходе фронтальной работы.
П – умеют устанавливать причинно-следественные связи; могут проанализировать ход и способ действий; |
|
- А теперь проведем еще один опыт. Поместим кусочек сырого картофеля в бумагу. Что мы видим на бумаге? (Пятно).
- Чем образовано пятно? Это жир? (Нет, это пятно от сока, который выделил картофель).
- Что входит в состав сока? Почему он жидкий? (В состав сока входит вода).
- А к какой группе веществ относится вода?
(Вода относится к неорганическим веществам).
- Какой вывод можно сделать, исходя из опыта?
(В состав организма входит вода).
- Кроме воды в организм вместе с пищей поступают минеральные соли. Докажите, что это так. (Пищу солят поваренной солью, а соль относится к группе минеральных солей. Это неорганическое вещество).
Кроме органических веществ в организме есть и неорганические: вода и минеральные соли.
- Найдите в учебнике информацию о процентном содержании воды в живых организмах. |
|
Р –принимать и сохранять учебную задачу; делать вывод; работать с разными источниками информации.
К – систематизировать свои знания и оформлять свои мысли в устной форме,
П – умеют устанавливать причинно-следественные связи; могут проанализировать ход и способ действий; |
|
3. Компетентностно-ориентированное задание.
- Белки, жиры и углеводы, минеральные соли и воду мы получаем из пищевых продуктов живого и растительного происхождения. Одни продукты содержат больше углеводов, другие – жиров, третьи – белков.
- Следующая наша работа будет проходить в группах. Я предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека. У каждой группы есть папка. Познакомьтесь с её содержимым и выполните задание.
|
КОЗ:
|
Р – действуют по инструкции учителя; работают с текстом; решают поисковые задачи.
П – оценивают важность полученных опытным путём результатов в повседневной жизни; работают с объектами как источниками информации. осознают ценностное отношение к культуре здорового питания.
К – обмениваются мнениями, строят понятные речевые высказывания; работают в коллективе, уважают мнение других. |
Рефлексивно-оценочный этап
УЗ 3 - Оценивать важность полученных опытным путём результатов в повседневной жизни; |
1. Рефлексивная беседа.
- Какие затруднения вы испытывали на занятии? Что больше всего вызвало интерес?
- Объясните смысл цитаты Гиппократа «Я есть то, что я ем».
2. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Работа с текстом. Найдите ошибки в тексте:
|
|
Л – осознавать смысл изученной темы, ориентироваться в своей системе знаний..
Р – оценивать собственную деятельность на уроке, |
Домашнее задание |
Домашнее задание:
& 3 читать.
ТПО – стр. 7 задание 2 и стр. 8 задание 2 |
|
|
Компетентностно-ориентированное задание
Стимулирующий текст.
«Американские» проблемы толстых детей, ставших жертвами фастфуда, больше не заокеанская новость. Эти трудности пришли и в Россию. Неправильное питание представляет серьезную угрозу здоровью и может стать причиной серьезных хронических заболеваний уже в юношеском возрасте. В последние годы наблюдается интенсивный рост числа хронических заболеваний у детей, и на первом плане среди них — заболевания желудочно-кишечного тракта, число которых за последние десять лет выросло в разы. Статистика действительно неутешительная. Так частота болезней пищеварительной системы выросла в 2,5 раза, заболеваний костей – в два раза, эндокринной системы – в два раза, а число детей с избыточной массой тела – в 4 раза! Избыточной массой тела страдают 22–33% всех детей, чаще эта проблема характерна для мальчиков. Одновременно развивается и другая беда – растет число детей с гипотрофией (низким весом). В чем же причина такой ситуации? Она кроется именно в неправильном питании.
Задачная формулировка.
«Ты есть то, что ты ешь» — эта фраза Гиппократа стал крылатой. Человеческий организм получает почти все необходимые вещества именно через пищу и воду. С питанием связаны все жизненно важные функции организма. Оно — источник развития тканей и клеток, их постоянного обновления, насыщения человека энергией.
Идеальная формула правильного питания – в рацион необходимо включать не более 50% углеводов, 30% жиров и белков20%.
В вашем наборе достаточно много продуктов, которые мы имеем возможность покупать в магазине. Необходимо определить содержание белков-жиров-углеводов в каждом продукте и составить оптимальное меню «правильного» завтрака, чтоб соотношение органических веществ было идеальным (50%-30%-20%)
Набор продуктов.
Оценка.
Работа команды.
Распределение ролей.
Результат.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Письмо Незнайки
Я начал изучать очень интересную науку о живых организмах - географию. Сегодня я узнал, что оказывается все организмы имеют в своем составе сложные вещества. Они бывают неорганическими и органическими. Органические вещества можно встретить повсюду. Сахар, который добавляют в конфеты, добывают прямо из недр Земли, в шахтах. Соль добывают рядом с сахарными шахтами, в соляных копях. Раз соль входит в состав живого организма - это органическое вещество! Вода – тоже органическое вещество, вот я ел виноград сегодня, он сочный оттого, что в составе его вода. Я убедился, что вода – вещество органическое. Я думаю, что я хорошо уже изучил географию, пора мне приступать к изучению химии, я сделаю много открытий и прославлюсь как величайший ученый!
Эталон.
Я начал изучать очень интересную науку о живых организмах – географию (биологию). Сегодня я узнал, что оказывается все организмы имеют в своем составе сложные вещества. Они бывают неорганическими и органическими. Органические вещества можно встретить повсюду. Сахар, который добавляют в конфеты, добывают прямо из недр Земли, в шахтах (получают из растений. Это органическое вещество). Соль добывают рядом с сахарными шахтами, в соляных копях. Раз соль входит в состав живого организма - это органическое вещество (неорганическое)! Вода – тоже органическое вещество (неорганическое), вот я ел виноград сегодня, он сочный оттого, что в составе его вода. Я убедился, что вода – вещество органическое (неорганическое). Я думаю, что я хорошо уже изучил географию (биологию), пора мне приступать к изучению химии, я сделаю много открытий и прославлюсь как величайший ученый!
|
Категория: Блоги | Добавил: асия
|
Просмотров: 661 | Загрузок: 16
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|