Сегодня: 02.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Теоретические и практические основы формирования конструктивных взаимоотношений у детей дошкольного возраста

СКАЧАТЬ (12.4 Kb) 17.10.2023, 19:28
Ильяшевич Анна Юрьевна
педагог-психолог, МБДОУ д/с №459
Теоретические и практические основы формирования конструктивных взаимоотношений  у детей дошкольного возраста (из опыта работы по авторской программе).
Проблема взаимоотношений детей является весьма актуальной:
  1. Основы взаимоотношений закладываются в дошкольном возрасте.
  2. От того, какой практический опыт общения приобретёт ребёнок, будет зависеть, как он будет строить взаимоотношения с людьми в дальнейшем.
  3. В дошкольном возрасте всё связано и ориентировано на развитие ведущей деятельности – сюжетно-ролевую игру. Для формирования которой ребёнку требуются равные партнёры, общие интересы, близкие переживания.
  4. В общении со сверстниками ребёнок удовлетворяет свою потребность в самовыражении и самоутверждении, в дружеских отношениях и эмоциональной поддержке равных.
Зачастую неумение вступить в контакт со сверстниками, неумение устанавливать с ними доброжелательные взаимоотношения приводит к тому, что потребность в общении блокируется. В результате чего у ребёнка возникает внутренний личностный дискомфорт, который перерастает в стойкие негативные переживания, влекущие за собой деформацию личности. В сложившейся ситуации психолог ДОУ призван разрешить, существующую проблему не доводя её до крайнего состояния. Для этого важно знать причины неконструктивности детских взаимоотношений и взаимосвязь симптомокомплексов неблагополучного развития:
  1. Отсутствие позитивных взаимоотношений в семье.
  2. Недостаточный уровень сформированности сюжетно-ролевой игры (неудовлетворенна потребность в игре).
  3. Неконструктивные отношения детей с воспитателем (авторитарность воспитателя).                       
  4. Индивидуальное психологическое состояние ребёнка.
Таким образом, перед педагогическим коллективом и педагогом-психологом, стоит задача: оказать помощь ребёнку в преодолении опасных тенденций, порождающих различные трудности в общении: демонстративность и агрессивность, замкнутость и полную пассивность.
  
Для того чтобы определить круг специфических психолого-педагогических задач нашей психолого-педагогической службой было проведено диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста.  Диагностика показала, что в работе по формированию конструктивных взаимоотношений между детьми необходимо:
  1. Развивать у ребёнка способность к сочувствию, сопереживанию, сорадованию (эмпатийные свойства личности), как основу конструктивных взаимоотношений.
  2. Формировать положительный опыт  разрешения конфликтов.
  3. Учить детей преодолевать отчуждение в отношении друг друга, стремление «отгородить» себя от сверстников.
  4. Продумать и организовать для детей такой вид деятельности, который будет представлен в игровой форме, являться добровольным и субъективно привлекательным для ребёнка, а так же смыслозначимым.
Была поставлена цель: определение возможных путей формирования положительных взаимоотношений между детьми в группах детского сада. Выдвинуто предположение: 1. Установление конструктивных взаимоотношений между детьми связано с наличием  или отсутствием у них практического опыта  сочувствия, сорадования, сверстнику и опыта позитивного (конструктивного) разрешения конфликта. 2. Сама деятельность, которая предлагается ребёнку, должна быть добровольной, субъективно привлекательной и осуществляться в игровой форме.
  
Для осуществления поставленной цели была разработана программа коррекционно-развивающих игр и тренинговых занятий. Занятия проводятся психологом в соответствии с перспективным планом систематически 1 раз в неделю. Каждое занятие включает в себя коррекционные игры и упражнения тренингового характера. Система занятий проводится поэтапно.
  
На первом этапе решаются следующие задачи:
1. Преодолеть отчуждённость позиции в отношениях со сверстниками, разрушить защитные барьеры, отгораживающие ребёнка от других.
2. Снять страх, что тебя недооценивают, отвергают, через подчёркнутое внимание и доброжелательность сверстников.
3. Развивать чувство принадлежности к группе, навыки позитивного социального поведения, дать возможность ребёнку выразить своё настроение, учить детей ощущать близость, тепло другого.
  
Второй этап работы направлен на то, чтобы научить детей адекватно воспринимать сверстников –  их движения, действия, слова. Необходимость этого диктуется тем, что тот ребёнок, который сосредоточен на себе, обращает внимание других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему, или когда он видит в их руках привлекательные для себя вещи.
  
Задача психолога состоит в том, чтобы привлечь их внимание к другим детям, научиться прислушиваться и присматриваться к ним. Одним из способов для этого является воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому «уподоблению» - важный шаг к становлению чувства общности и причастности другому. На этом этапе является важным развитие чувства сплочённости, единства, умения детей действовать согласованно.

На третьем этапе решаются следующие задачи:
1. Дать непопулярному, обособленному  ребёнку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах.
2. Стимулировать взаимопомощь и заботу о других.
  
На последнем, четвёртом этапе коррекционной работы становится возможным организация совместной продуктивной деятельности детей, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими. Нередко формирование межличностных отношений детей предлагается начинать с их совместной деятельности. Однако, при враждебном, отчуждённом отношении к другому, когда ребёнок не видит сверстника, пытается продемонстрировать свои преимущества, не хочет учитывать его интересы, деятельность детей не сможет стать по-настоящему совместной и не может объединить детей. Как показывает опыт, общая продуктивная деятельность возможна только при  сложившихся межличностных отношениях детей.
   
В результате планомерной всесторонней систематической работы на тренинговых занятиях и в совместной деятельности удалось достичь следующих результатов:

1. Коррекционно-развивающие игры и коммуникативные тренинги действительно стали средством формирования конструктивных взаимоотношений, что подтвердили наблюдения:
  • сюжетно-ролевая игра приобрела более высокий уровень своего развития и стала перерастать в игру по правилам;
  • конфликтных ситуаций деструктивного характера стало меньше, у детей формируется положительный, конструктивный опыт разрешения конфликтов;
  • у детей появилась большая согласованность в действиях;
  • ребята стали наиболее  восприимчивы к эмоциональным состояниям и проявлениям сверстников, адекватно на них реагировать;
  • не стало одиноко играющих детей, дети играют в подгруппах, а иногда и все вместе;
  • коррекционно-развивающие игры и тренинги заинтересовали детей и полюбились им.
2. Формирование конструктивных взаимоотношений поэтапно было действительно продуктивно, поскольку выделенные основные этапы сходны с этапами развития сюжетно-ролевой игры.

3. Коррекционно-развивающие игры и коммуникативные тренинги стали эффективным средством личностного развития дошкольников, в частности, средством формирования положительных взаимоотношений между детьми.


Категория: Блоги | Добавил: АннаИльяшевич
Просмотров: 83 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог