Сегодня: 28.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок русского языка "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

СКАЧАТЬ (45.1 Kb) 12.11.2023, 15:33
Чеснокова Светлана Васильевна
учитель начальных классов, МБОУ "СОШ №77"
Тема урока. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих
Цель:
ознакомление со способом правописания существительных мужского и женского рода с основой на шипящий звук.
Задачи:
развивать умение анализировать, делать выводы, развитие орфографической зоркости, воспитание навыка сотрудничества и взаимопомощи.

Ход урока.
I. Организационный момент.

Девиз урока.
Мало уметь писать, надо уметь думать.

II. Актуализация знаний, умений, навыков и способов действий.
1. Словарная работа
На доске написаны слова: М..ДВЕДЬ, П..ЛЬТО, КР..ВАТЬ, МАЛЬЧ..К, С..РЕНЬ
Задание: записать слова в тетради в три столбика по родам.

Дети работают самостоятельно.
Проверка задания происходит фронтально: проверяется правильность записи по родам и правильность записи безударной гласной.
м.р. ж.р. ср.р.
медведь кровать пальто
мальчик сирень

2. Беседа
-Что общего вы заметили в словах всех столбиков? (все слова – существительные, все слова содержат Ь)
-Одинакова ли роль мягкого знака во всех словах? (да, во всех словах Ь – показатель мягкости согласных)
-Определите место Ь – показателя мягкости согласных (после согласных, перед согласными)
-Приведите свои примеры слов с Ь показателем мягкости согласных, допишите по 1 слову в каждый столбик (слова записываются по мере их называния учащимися).

3. Вывод
- Что вам помогло успешно справиться с заданиями? (знаем, какие безударные гласные пишутся в данных существительных; знаем, что такое имя существительное; знаем, что существительные бывают трех родов; знаем о роли Ь показателя мягкости согласных и о том, где он пишется)

-Обобщите свои знания о роли мягкого знака, используя карточки-помощницы

На доске запись по ответам учащихся
Ь

показатель
мягкости

после согласных
перед согласными

4. Проблемная ситуация
- Ребята, предлагаю вам еще два слова с Ь. Прочитайте их: РОЖЬ, МЫШЬ. Это существительные? (да)
-В какой столбик нужно записать эти существительные? (эти сущ-ные ж.р., их можно было бы записать во второй столбик, но Ь в них не показывает мягкости согласных, ведь [ж] [ш] всегда твердые)
-Что удивительного в написании этих слов? (мягкий знак есть, но не показатель мягкости, и зачем он нужен в словах непонятно)

5. Постановка учебной задачи
- Что вы знали о мягком знаке?
- Что обнаружили в словах рожь, мышь? (роль мягкого знака в этих словах не работает, мы не знаем, зачем на конце этих слов пишется мягкий знак)
-Как вы думаете, что на уроке нам предстоит узнать сегодня? (какова еще одна роль мягкого знака в словах)
- Сформулируйте учебную задачу (узнать, в каких случаях еще пишется мягкий знак, какой существует способ определения написания этого Ь)

III. Открытие нового знания
1. Групповая работа
- Хотите сами открыть знание о роли мягкого знака?
Проведите наблюдение в группе (по 4 человека), сделайте вывод, свое открытие подготовьтесь защищать перед классом.

Список слов
Рожь, мышь, речь, ключ, нож, вещь, шалаш, плащ.
Признаки для наблюдения
• Часть речи
• Согласные на конце слов
• Род

Распределение действий между членами группы:
1 ученик – рассматривает слова с точки зрения части речи;
2 ученик – выясняет, какие согласные пишутся на конце слов;
3 ученик – определяет род каждого существит-го.
Совместно обсуждают вывод
4 ученик докладывает решение группы.

Проверка групповой работы: одна из групп представляет свой вариант выполнения задания, остальные группы дополняют, уточняют.

- Какое открытие о правописании мягкого знака сделали на уроке? (мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных женского рода и не пишется после шипящих на конце сущ-ных мужского рода)
- Какова роль мягкого знака в существительных с шипящими на конце? (показатель женского рода)

-Сверьте свои выводы с правилом в учебнике на с.31.

IV. Первичное закрепление с комментированием
1. Групповая работа (по 4 человека)
Задание: представить новое знание графически. Это будет ваш «помощник». Он поможет объяснить правописание Ь на конце существительных после шипящих всем, кто не знает, и поможет вам в написании существительных с шипящими на конце.

Каждая группа получает лист ватмана и фломастер.

Организация групповой работы:
1 ученик фиксирует все предложения группы, остальная работа осуществляется приемом «мозгового штурма», т.е. каждый ученик предлагает свой вариант рассуждений, все варианты обсуждаются в группе, и если все согласны – фиксируют на бумаге.

Оценка графических моделей. В результате работы класса выстраивается алгоритм.

2. Выполнение упражнения. Работа в парах.
На каждой парте набор слов: кирпич?, ноч?, рож?, багаж?, мыш?, вещ?, жеч?.
Последнее слово – ловушка.
Задание паре: по очереди объяснять правописание слова, записывать в тетрадь в два столбика.

Проверка.
- Какая задача была поставлена перед вами?
- Удалось ли ее решить?
- Как рассуждали?
- Возникли ли затруднения? (слово жечь – не существительное, потому что отвечает на вопрос что делать?, не подходит к изучаемой орфограмме)
- Сверьте свои записи с работой на доске (самопроверка).
м.р. ж.р.
кирпич рожь
багаж ночь
мышь
вещь

V. Контроль
Индивидуальная самостоятельная работа. Текст с ошибками.
Задание: из текста (текст у каждого ученика) выписать существительные с шипящими на конце, исправив ошибки там, где нужно.

- Как вы думаете, справитесь или нет с этим заданием? Отметьте на «волшебной» линеечке свое предположение.
- Почему здесь поставил крестик?
- Почему поставил ниже: чего-то не знаешь? Чего?

Я и мой товарищь пошли удить рыбу. Дорога шла через рож. На берегу мы поставили шалаш. Ночь была звездная. Утром товарищь разбудил меня. Мы закинули удочки. Нам попались ёрш, окунь и лещь.

Проверка: один называет слово, объясняет, остальные подтверждают или нет с помощью сигнальных карточек – зеленый – согласен
красный – не согласен

После проверки рефлексия:
- Как вы оценивали свои шансы перед началом работы?
- Оцените теперь свою работу. У кого совпало?
- Поднимите руки, у кого все получилось. Молодцы.
- У кого были ошибки?
- Почему? Чего еще не знаете?

VI. Рефлексия.
- Пополнился ли сегодня багаж знаний?
- Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям о роли мягкого знака?
- Как будете действовать, если существительное заканчивается на шипящий? (проговорить алгоритм)

VII. Домашнее задание.
Упражнение в учебнике: с.33, упр.57.

 
Автор. Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №77» г.Новокузнецка Кемеровской области Чеснокова С.В.


Категория: Блоги | Добавил: ChSV
Просмотров: 144 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог